Израильские религиозные пары разводятся реже светских, но чаще, чем это делали их отцы и деды. Ранний брак, ограничения, связанные с контрацепцией, и идеологические различия — вот лишь малая толика причин, по которым рушатся семьи. Тем временем разведенные создают общества взаимопомощи, а раввины изредка узаконивают двоеженство .
Подруга на другой стороне улицы
В 2016 году на горе Герцля в Иерусалиме в очередной раз проходила церемония зажжения факелов. Парень и девушка в военной форме с бело-голубыми лентами через плечо поочередно вручали полуметровые свечи генералам, профессорам, звездам шоу-бизнеса и крупным общественным деятелям. Камеры сфокусировались на женщине в макси-юбке и парике. Она отличалась от других счастливчиков не только внешне: когда 34-летняя Файни Сукеник вышла на сцену, она поблагодарила «Царя, которому принадлежит мир в семье».
Право зажечь один из 16 факелов Сукеник получила благодаря своему детищу — некоммерческой организации «Ба-ашер тельхи» («Куда бы ты ни шла», цитата из Книги Рут), которая оказывает юридическую, психологическую и материальную помощь ультраортодоксальным разведенным женщинам. В эту область Файни Сукеник, уроженка Хайфы, пришла, как говорится, не от хорошей жизни. Она выросла в местной ультраортодоксальной общине, которая считается более либеральной, чем иерусалимская: соседями девочки были и хасиды, и литваки, и секулярные евреи; она посещала кружки программирования и рисования, а также ходила в музыкальную школу.
После окончания женского учебного заведения Сукеник хотела поступить на медицинский факультет, но родители были резко против: «На тебе никто не женится». Как и положено, девушке сватали ешиботников, которые планировали продолжить учебу и после вступления в брак. Многодетная семья, муж — вечный студент и жена, коротающая дни и ночи в больнице, в ультраортодоксальную канву не вписывались. Поэтому Файни решила поумерить пыл и получила диплом преподавательницы английского.
Шесть встреч, помолвка, свадьба. В возрасте 28 лет, после шести лет замужества, у нее уже было трое детей. Муж иностранными языками не владел, ничем, кроме Талмуда, не интересовался. На намеки супруги, что с четвертым ребенком желательно повременить, реагировал отрицательно. После очередной ссоры он хлопнул дверью и уехал к родителям.
Тяжбы заняли три года. Сукеник должна была заботиться о малышах, параллельно посещая заседания раввинского и обычного судов. Алименты, раздел имущества, вопросы совместного попечения — за всё это надо было сражаться. Отдышавшись, Файни Сукеник продолжила самообразование: она записалась на лидерские курсы под эгидой Международной женской сионистской организации ВИЦО. Участницам объясняли, как создавать общественные структуры, искать спонсоров и волонтеров, вести бухгалтерию и заниматься рекламой. По окончании учебы Файни собрала 15 женщин — разведенных, принадлежащих к ультраортодоксальным общинам, — и задала один-единственный вопрос: «Чем я могу вам помочь?»
Сотрудник столичного раввинского суда столкнулся с ситуацией, когда одному визитеру посоветовали нанять частного детектива, а другому — взять вторую жену. По каким книжкам и урокам можно овладеть азами семейных отношений, надо ли мирить кандидатов на развод и что общего между семьей и Государством Израиль.
— В России, в отличие от Израиля, раввинский суд — это своего рода параллельная структура, не оказывающая влияния на официальные органы. Если еврейская пара хочет развестись, она должна сначала пойти к вам или в обычную судебную инстанцию?
Раввины прежде всего хотят, чтобы евреи жили в соответствии с Алахой. Раввинский суд не требует регистрации в загсе до хупы, и я думаю, что вручение гета (разводного письма) тоже не обуславливается наличием государственного документа о разводе. При этом, если один из супругов уже успел подать заявление о расторжении брака в обычном суде, раввинский суд в бракоразводный процесс вмешиваться не будет.
— В раввинский суд обращаются, как правило, религиозные пары?
Нет, не обязательно. Сегодня в еврейский брак вступают и светские люди, и представители общин, где традиции играют существенную роль. Молодожены могут не соблюдать заповеди, но им нужны раввин и хупа, потому что их община, например бухарская или горская, придерживается еврейских традиций.
Соответственно, и причины для разводов очень разные. Есть и измены, как у всех. Бывает, что люди вступают в брак с расчетом на определенный уровень религиозной жизни, а потом выясняется, что одна из сторон к этому не готова. Имели место ситуации, когда после брака с женщиной, прошедшей гиюр, выяснялось, что она не особо стремится соблюдать заповеди и в иудаизм перешла номинально.
Были люди, которые разводились из-за того, что семьи жениха и невесты не могли между собой договориться. Когда пара живет вместе с родителями, это обостряет проблему.
У горских евреев существует сильная привязанность к родителям, в особенности у жен — к дому отца. Когда зять и тесть не могут найти общий язык, это чревато разводом. Вспоминается ситуация с мужем-ашкеназом и женой горского происхождения: он хотел проводить праздники в той общине, где обычно молился, а она настаивала на поездке к ее родителям.
— Пытаются ли раввины отговорить супругов?
Если это люди из нашей общины, которых мы знаем, будет предпринята попытка их примирить. Опять же, конкурировать с психологом раввин не станет: он отправит пару к тому или иному религиозному психологу или по крайней мере к психологу, который знаком со спецификой еврейских семей. Получив от него заключение о перспективности или неперспективности терапии, раввин примет решение: разводить или предпринимать попытки к примирению. Но бывают и ситуации, когда пара изначально настроена развестись, и тогда в обход нас муж и жена идут в раввинский суд другой общины.
— В иудаизме есть понятие «агуна» (соломенная вдова). Это женщина, муж которой с ней не живет, но оформить развод отказывается. Скажем, для того чтобы отомстить супруге или принудить ее выплатить отступные. Происходит ли нечто подобное в России?
В наше время нередко наблюдается обратная ситуация, когда женщина отказывается принять гет. К нам как-то пришел человек, который обвинил жену в том, что она отобрала у него бизнес, а также нашла любовника на стороне. Жена при этом всё делала аккуратно, уличить ее в связях с другим мужчиной было сложно, в противном случае мы бы развели пару и без взаимного согласия. Мужу был дан совет нанять частного детектива.
Другой случай — жена стала использовать мужа как кормушку, ничего не давая взамен. Ему на каком-то этапе надоело терпеть, физических отношений между супругами не было уже несколько лет. Во время визитов в религиозный суд женщина оскорбляла этого человека, называла в среднем роде, ни на какие компромиссы не соглашалась. Суд зашел в тупик. Пришлось получать так называемый «этер меа рабаним», разрешение, которое подписали 100 раввинов, включая двух главных раввинов Израиля. Оно позволяет взять вторую жену, не разводясь с первой.
— Есть ли раввинские советы и правила, позволяющие избежать развода?
Учиться, учиться, прежде всего — учиться. Люди не рождаются программистами, а становятся ими. Точно так же никто не рождается мужем, женой, отцом и матерью: всему этому надо долго учиться. Не просто прослушать лекцию перед свадьбой, а прорабатывать отношения, очень вдумчиво. Как изучают Талмуд.
— Где это можно сделать в Москве?
Практически в каждой общине есть преподаватели, которые занимаются семейными отношениями. Сара и Александр Кац недавно организовали прекрасный образовательный проект в этой сфере. Есть и много полезной еврейской литературы, книга «Еврейский дом» раввина Симхи Коэна, аудиоуроки раввина Ашера Кушнира. Главное — учиться, желательно в кошерном формате.
Надо ежедневно уделять время семье, точно так же, как еврей обязан выделить постоянный временной интервал для изучения Торы. Должно быть священное семейное время, потому что это тоже служение Творцу.
— А если один из супругов менее религиозен или принадлежит к другому религиозному течению?
Основное в браке — это ощущение общей цели и общей упряжки. У каждого своя роль, и если муж с женой будут этих ролей придерживаться, они пойдут в верном направлении. Семья — это как Государство Израиль, там есть разные люди, религиозные и светские, но поскольку они живут вместе, приходится притираться, несмотря на различия. Если вы создали семью, надо договариваться: «У нас есть общий формат, а что ты в своей личной жизни творишь, мне не важно, я этого не вижу». Если вы к этому не готовы, надо расставаться. Бесполезно мучить друг друга.
За эти годы в офисе НКО «Ба-ашер тельхи» побывало свыше 3 000 женщин. Каждый месяц Сукеник рассматривает около 50 новых дел. Она помогает решать широчайший спектр вопросов: от поиска адвокатов, занимающихся бракоразводными процессами, до преодоления психологических проблем. Статус «разведенки» в ультраортодоксальном обществе невысок — ответственность за успех или неуспех в деле построения семьи традиционно ложится на мать. Муж-ешиботник обеспечивает духовное благополучие, супруга — материальное.
После получения разводного письма директриса школы, в которой преподавала Сукеник, сказала: «Какой пример вы подаете ученицам?!», а некоторые бывшие подруги, завидев ее, переходили на другую сторону улицы. «У нас не любят тех, кто, вопреки разводу, делает карьеру, выглядит опрятно и ухоженно. Это разрушает устои консервативного общества. Разведенка должна быть такой, чтобы на нее можно было показывать пальцами: вот так выглядит женщина вне семьи!»
Есть и аспекты, связанные с религиозной жизнью. При отсутствии отца кто присмотрит за сыновьями в синагоге, пока мать находится на женской половине? Кто будет обучать их заповедям, являющимся прерогативой мужчин? Кто, как того предписывает трогательный обычай, обернет их в талит и торжественно понесет в хедер — слизывать намазанные медом буквы Торы?
Побочные эффекты равноправия
Разводы — бич израильского общества. По статистике, ежегодно 40 тысяч пар сочетаются браком, а 11 тысяч разводятся. По мнению Сукеник, среди нерелигиозных жителей еврейского государства разводится каждая третья пара. Среди ультраортодоксов («черных кип») эти показатели значительно ниже: существование прекращает приблизительно каждая 13-я семья. У «вязаных кип», представителей национально-религиозного сектора, за прошедшие 15 лет число разводов выросло на 18 %.
Существует несколько основных причин, подталкивающих религиозных супругов к разводу. В отличие от секулярного общества, измены в традиционном обществе встречаются крайне редко. Зато имеет место ситуация, при которой один из супругов скрыл перед свадьбой ту или иную информацию (психическое заболевание, материальное положение, коренные различия в мировоззрении). Выпускники раздельных учебных заведений (а других в ультраортодоксальном секторе нет) зачастую жалуются, что преподаватели и раввины не подготовили их к семейной жизни и психологическим особенностям, характерным для противоположного пола.
По мнению раввина Юваля Шерло, причиной многочисленных разводов является индивидуализм современного общества, который затронул и религиозный сектор. Каждый из супругов нацелен прежде всего на реализацию, общие семейные цели и ценности уходят на второй план. Муж-кормилец и жена-домохозяйка остались разве что в воспоминаниях об Израиле 60-х годов прошлого столетия. Женщины работают наравне с мужчинами, выстраивают карьеру, занимают ответственные должности. В результате совместное времяпрепровождение супругов сводится к минимуму. Семейный консультант Лея Честерман рассказывает, что на вопрос: «Когда вы в последний раз вместе ходили в кафе?» — в комнате повисает тишина.
Преподаватель иудаизма Малка Пиотраковская, известная в национально-религиозной среде, уверена, что повышение числа разводов является результатом брака в раннем возрасте и отказа заниматься планированием семьи. 20летние молодожены принципиально отличаются от прабабушек и прадедушек, которые в аналогичном возрасте доили коров, пасли быков, работали подмастерьями у сапожников и умели шить на заказ. С появлением детей юная жена переходит в разряд безработных, а муж получает минимальную зарплату на неквалифицированных должностях (охранник, кассир).
Мужская контрацепция запрещена Алахой. Женская, будь то противозачаточные таблетки или внутриматочная спираль, требует консультации у раввинов. Те, в свою очередь, относятся к концепции планирования семьи неодобрительно. По мнению раввина Менахема Бурштейна, главы организации «Пуа», занимающейся вопросами бесплодия, если Б-г послал женщине беременность, Он же пошлет будущему ребенку пропитание. «Свадьба и деторождение являются пакетной сделкой. Проблема не в многочисленных детях, а в их родителях, которые не умеют контролировать трату денег», — считает Бурштейн. Раввин Шломо Авинер настроен более либерально. Он считает планирование семьи порождением западного индивидуализма, но готов разрешить женскую контрацепцию при наличии справки от психолога: «Если специалист считает, что конкретная женщина обязана взять тайм-аут перед очередной беременностью, я приму его точку зрения».
Длина бороды и ширина улыбки
В июне 2019 года брацлавский хасид Юваль Даян (в прошлой, нерелигиозной ипостаси — сценарист, а в нынешней — преподаватель хасидизма и отец семерых детей) заявил об уходе из религии. Параллельно последовало сообщение о его разводе с Ноа Ярон-Даян, популярной радиоведущей 90-х. Семья Даян полтора десятилетия служила образцом для подражания: творческие люди, которые используют свой потенциал в целях привлечения светских израильтян к традициям предков и так далее и тому подобное. На лекциях Юваля побывал практически весь хиппующий Тель-Авив, книги Ноа становились бестселлерами.
«Когда-то я думал, что тут [в брацлавском хасидизме] скрыты великие тайны. Теперь я понимаю, что ничего, кроме денег и почета, там нет», — написал в Facebook Юваль Даян, сопроводив исповедальный текст своей фотографией без кипы, с длинными волосами, собранными в пучок, и в черной робе а-ля индийский гуру.
Ами и Авиталь Барам, основатели организации «Иткашрут зугит» («Семейная связь»), пережили обратный процесс. После свадьбы абсолютно нерелигиозный Ами заинтересовался иудаизмом и уже через год выглядел как заправский ешиботник. Борода, шляпа, черный костюм, а также требования, касавшиеся соблюдения субботы и кашрута, которые супруга не рвалась выполнять. Совместные мысли о разводе вскоре приняли более конструктивное очертание. Супруги Барам создали организацию, которая консультирует и помогает парам, переживающим разного рода мировоззренческие изменения. Их дом в мошаве Гамзу посещают самые разные люди, от жены раввина, которая по субботам прячется в чулане и читает интернет-сайты, до мужа-кибуцника, который вот уже пять лет ест холодную пищу, потому что жена отказывается откашеровать кухню.
По словам Ами и Авиталь, в религиозном обществе, в отличие от ультраортодоксального, различия в уровне соблюдения заповедей воспринимаются не столь болезненно. В случае развода «вязаным кипам» помогают самые разные структуры. Многие разведенные религиозные посещают интернет-форум «Издамнут шния» («Второй шанс»). Учитывая практику совместного попечения, при которой дети попеременно проводят выходные то с матерью, то с отцом, администраторы форума организуют совместное проведение шаббатов для пользователей, которые в ту или иную неделю остались одни. На форуме завязываются знакомства и происходит обмен бытовой информацией, включая поиск жилья. Это не так тривиально, как может показаться: за «зеленой чертой», в Иудее и Самарии, существуют религиозные поселения, где приемная комиссия отсеивает разведенных претендентов.
С ультраортодоксальным сектором всё гораздо сложнее. Наличие отца или матери, отклоняющихся от религиозных канонов, может привести к тому, что детей исключат из учебных заведений. Супруги Барам выполняют функции медиаторов, договариваются с дирекцией школ и ешив, а также ищут альтернативные образовательные структуры в национально-религиозном и даже секулярном секторах. Тем, кто планирует развод из-за разницы в соблюдении, Ами напоминает: «Главное не длина бороды, а ширина улыбок у членов семьи».
Сара, старшая дочь Юваля и Ноа Даян, в 17 лет бросила ультрарелигиозную школу, экстерном сдала экзамены на аттестат зрелости и окончила курсы профессиональных фотографов. Нахман и Натан проходят службу в боевых частях Армии обороны Израиля. Мирьям учится в религиозном интернате, ее братья Давид и Гиллель — в ешивах национально-религиозного направления. Сестра Адель — в секулярной школе сети ОРТ. Сара успела выйти замуж и через три года развестись. «Она вышла замуж слишком рано, — вздыхает Ноа Даян. — Но я с пониманием приняла ее решение создать семью и с таким же пониманием отнеслась к разводу». Даян отмечает, что в ультраортодоксальных учебных заведениях ее сыновьям и дочерям было непросто: дети родителей, пришедших к вере в сознательном возрасте, без солидной родословной в лице дедушек-раввинов, считаются третьим сортом.
«Я сделал карьеру на слепой вере, пытаясь быть праведником и мудрецом, — сообщил своим подписчикам Юваль Даян. — Я бросил всё, что у меня было, ради иммиграции в иное, поначалу привлекательное общество, и я рад, что оно выплюнуло меня. Если б я остался там, я бы пропал на веки вечные». Вскоре в рубрике светской хроники появилась фотография Даяна с поклонницей, младше его на два десятилетия как минимум.
Вторая жена для шансонье
Файни Сукеник отмечает, что в ультрарелигиозном секторе нередко разводятся из-за насилия в семье. Несколько лет назад в израильских СМИ начали появляться сообщения о том, что актер и шансонье Шули Ранд, который, как и бывшие супруги Даян, принадлежит к брацлавскому хасидизму, то ли толкнул, то ли избил свою жену Михаль. Ранд вырос в религиозной семье, его отец — лауреат Премии Израиля профессор Яаков Ранд. В юности Шули снял кипу, спустя десятилетие надел снова, на сей раз черную. Будущий шансонье, обладатель запоминающегося баритона и автор баллад о душе, аде, рае, грехах, заслугах и могилах каббалистов, заинтересовался учением рабби Нахмана из Брацлава. Он также узнал о наличии внебрачного сына от Михаль, дочери выходцев из Марокко, с которой у Ранда был кратковременный роман. Шули и Михаль решили узаконить отношения.
Затем последовала краткая череда успехов: фильм «Ушпизин», альбом «Некуда това». Проект создания еврейского религиозного театра обернулся для супругов многомиллионными долгами. Следующим этапом стали утверждения Михаль Ранд о том, что Шули ее избивает. Учитывая, что израильский суд в подобной ситуации автоматически становится на сторону жены-жалобщицы, актер мог пополнить список обитателей исправительных учреждений. Однако сын профессора оказался человеком разумным и предусмотрительным. В передаче «Макор» («Источник»), специализирующейся на журналистских расследованиях, прозвучали аудиозаписи, которые на протяжении последних лет супружеской жизни тайно вел Шули Ранд. Изумленные зрители услышали, как Михаль обливала его кипятком, швырялась посудой и требовала очередных денежных подачек, которые спускала на дорогие вещи и проживание в пятизвездочных гостиницах.
Реноме Шули Ранда было восстановлено. За это время он переехал на другую квартиру и познакомился с телеведущей Цофит Грант, в прошлом — женой футбольного тренера Авраама Гранта. Одно но: Михаль наотрез отказалась разводиться, требуя миллионных компенсаций. Согласно Алахе, развод возможен только с согласия обеих сторон. Выражения «агуна» (соломенная вдова) и «сарван гет» (муж, отказывающийся дать жене разводное письмо «гет») в религиозной литературе и судебных протоколах встречаются часто. В случае с Шули Рандом имеет место обратная ситуация.
Осенью нынешнего года газета «Едиот ахронот» опубликовала сообщение, что некий известный в культурной сфере человек получил разрешение 100 раввинов взять вторую жену. Этот шаг является экстраординарным и применяется, когда обычный развод невозможен, — например, если первая жена находится в вегетативном состоянии и неспособна принять и понять содержание гета. Михаль Ранд тут же сообщила, что известным человеком является ее супруг. Обвинения в двоеженстве утихли после очередного появления Ранда в передаче «Макор». «Да, я хочу выйти на свободу. Я пытался урезонить Михаль, религиозный суд предлагал ей компромиссные решения, но, чтобы умерить финансовые аппетиты этой женщины, надо быть Биллом Гейтсом», — усмехнулся шансонье. По его словам, Михаль Ранд требует 5 млн шекелей (чуть больше $ 1,5 млн) отступных.
Остается лишь вспомнить анекдот о раввине и хасиде, который выразил просьбу расстаться со сварливой и дающей волю кулакам женой. «Сын мой, — напомнил раввин, — в Талмуде сказано, что жертвенник в иерусалимском Храме плачет из-за того, что супружеская пара разводится». «Все эти годы плакал я, пусть теперь плачет жертвенник», — отреагировал хасид.