Откуда взялись синагоги?

Первые синагоги («дома собраний») появились ещё в ту пору, когда в Иерусалиме, стоял во всём своём великолепии Второй Храм. Какую же роль они играли — конкурировали ли с Храмом или, отвечая росту духовных потребностей нации, служили дополнением иерусалимских жертвоприношений? 

До разрушения Храма синагога прежде всего была общественным зданием, предназначенным для общих собраний. Вид сверху на синагогу в Гамле, где ясно видны каменные скамьи вдоль стен, хорошо подтверждает это

Скрыто во мраке истории 

В Стране Израиля были обнаружены более ста древних синагог, строившихся с начала хасмонейского периода (конца II века до н.э.) и вплоть до византийской эпохи (VII века н.э.). Большинство было построено уже после разрушения Второго Храма (в 70 г. н.э.). Многочисленные упоминания в раввинистической литературе периода Мишны и Талмуда свидетельствуют о том, что к этому времени, синагога, молитвы в которой заменили храмовые жертвоприношения, стала важнейшим институтом еврейской жизни, взявшим на себя часть функций разрушенного Иерусалимского храма. Вместе с тем, некоторые из синагог появились ещё раньше, существуя параллельно с Иерусалимским храмом. Для чего они служили? Составляли ли конкуренцию Храму, наподобие «бамот» (жертвенников) в эпоху Первого Храма? Наконец, где появились впервые — в Стране Израиля или в диаспоре? 

Увы, сегодня возникновение института синагоги скрыто от нас во мраке истории. Одни исследователи отодвигают его ещё к периоду Первого Храма, другие сходятся в более позднем происхождении, относя к началу периода Второго Храма — ранней эллинистической эпохе, или уже к его середине – временам правления Хасмонейской династии. Известный израильский археолог п-р Исраэль Левин в своём обширном исследовании древних синагог утверждает, что этот институт стал формироваться лишь в эллинистическую эпоху, при этом, он предлагает рассматривать институт «городских ворот», многократно упоминающийся в ТАНАХе и относящийся к периоду Первого Храма прямым предшественником синагоги.  

В синагогах, выстроенных после разрушения Храма, почти всегда находили религиозные и национальные символы, а также надписи, свидетельствующие о том, что речь идет о синагоге. Семисвечник («менора»), изображенный на мозаичном полу построенной, вероятно, в V веке синагоги в «хурват» («руинах») Маон, возле киббуца Нирим

Но даже если время возникновения первых синагог неизвестно, мы обладаем достаточным количеством свидетельств, как в раввинистической литературе, так и среди археологических находок, подтверждающих центральное место этого института в повседневной жизни еврейской общины, начиная с периода правления Хасмонеев и вплоть до разрушения Второго Храма, и в Стране Израиля, и за её пределами. 

Самым древним из подобных свидетельств является написанное на греческом языке посвящение, которое было найдено в Египте и относится к периоду правления Птолемейской династии (III век до н.э.). В нём сообщается, что евреи посвящают «просевхе» (προσευχή) — «дом молитв» царю Птолемею, его жене Беренике и их детям. Правда, строений такого рода, в Египте обнаружено пока не было, лишь эпиграфические свидетельства — надписи и папирусы, где упоминаются синагоги («дома собраний») или «дома молитв».  

Синагога, как место для философских дискуссий

Важно подчеркнуть, что, разбираясь в роли синагог в период существования Храма, следует с особой осторожностью относиться к более поздним источникам, способным ввести в заблуждение своими описаниями действительности более ранних эпох. Как уже было сказано, синагоги множество раз упоминаются в раввинистической литературе, но как правило, там отражены представления, характерные для периода уже после разрушения Храма, вовсе не обязательно соответствующие тем, что были до того.  

Обнаруженная в Египте надпись свидетельствует о существовании синагог уже в III веке до н. э., однако не даёт представления ни о значении, ни о роли синагоги. Историческими же источниками, упоминающими институт синагоги, существовавший до разрушения Второго Храма, являются относящиеся уже к I веку книги Иосифа бен Матитьягу (Иосифа Флавия), Филона Александрийского, а также — Новый завет. Из них ясно следует, что синагоги служили прежде всего для чтения и изучения Торы. 

Роспись в древнем здании в городе Дура-Европос наглядно демонстрирует, что оно служило синагогой. Ее строительство было завершено в 244-245 годах, но уже в 256 году оно было засыпано римлянами, когда они строили защитные укрепления против парфян

Так, Филон Александрийский пишет в своей книге «О жизни Моше»: «Поскольку это было неизменным обычаем, желательным и в другие дни, но в особенности на седьмой день, как я уже объяснял, обсуждать вопросы философии; учитель начинал объяснение, обучая остальных тому, что они должны делать и говорить, народ же слушал, желая умножить свою добродетель и стать лучше как в своем нравственном характере, так и на своём жизненном пути, исходя из этого обычая, евреи и по сей день, ведут философские дискуссии на седьмой день, обсуждая философию своих отцов, и, посвящая этот день изучению знаний и природы; ибо, что есть их молитвенные дома в разных городах, если не школы воспитания мудрости, мужества, сдержанности, справедливости, благочестия, святости и всякой иной добродетели, которыми оцениваются, обретая надлежащее место, наши обязанности в отношении как к божественному, так и к людям?» 

Схожее описание приводит Иосиф бен Матитьягу в книге «Против Апиона». И хотя он, как и Филон, не упоминает конкретного названия места, в котором происходит собрание, оно вполне соответствует синагоге: «Он (Моше) даже не оставил возможности оправдаться неведением, поскольку сделал знание законов (Торы) самым важным и непременным условием воспитания, повелев слушать чтение (Торы) не раз, не два и даже не несколько раз, но каждую неделю, прекращая всякую работу в седьмой день, и, собираясь для чтения законов и подробного их изучения, чем, насколько мне известно, другие законодатели, совершенно пренебрегли». 

Таким образом, во времена существования Храма, синагога отнюдь не служила его альтернативой, являясь местом собраний, на которых изучали и читали Тору, иными словами, вовсе не была подобна жертвенникам в период Первого Храма. Хотя, в «Иудейских древностях» Иосиф бен Матитьягу и отмечает, что в синагоге города Сардиса, расположенного в Малой Азии, евреям разрешалось приносить жертвы. Известно, что во II веке до н.э. в египетском Гелиополисе в храме Хонио (Ониаса) жертвы приносились. Неизвестно, происходило ли что-то подобное, как утверждает Иосиф бен Матитьягу, и в Сардисе. Так или иначе, речь идёт об одном единственном упоминании и никаких других источников, указывающих на то, что в синагогах приносились жертвы, нам сегодня не известно. 

Описание синагоги, как места, служащего для изучения и чтения Торы обнаруживается и в Новом завете. Ешуа (Иисус), живший, как известно до разрушения Храма, начинает свою проповедническую деятельность в Галилее после ареста Иоханана (Крестителя). Он обходит синагоги в Назарете, Кфар Нахуме (Капернауме) и других местах Галилеи. При этом, проповедуя своё учение, он читает Тору и пророков, как правило по субботам. Наконец, ещё одним свидетельством роли синагог в период Второго Храма является найденная французским археологом Раймоном Вейлем в Граде Давидовом (в Иерусалиме) в 1913 году «надпись Теодотуса» — каменная плита с высеченным на ней текстом на греческом языке следующего содержания:

Надпись Теодотуса

«Теодотус, сын Ветенуса, священник и архисинагогус (глава синагоги), сын главы синагоги, внук главы синагоги, построил эту синагогу для чтения Торы и изучения заповедей, а также постоялый двор, и комнаты, и резервуары с водой для пристанища нуждающимся из чужих краёв. Основали же её (синагогу) его отцы, и старейшины, и Симонидас».

Эта надпись, датируемая I веком, упоминает человека по имени Теодутус, являющегося уже третьим поколением занимающих должность «архисинагогуса», то есть «главы собрания». Следует же из неё, что наряду с чтением Торы и изучением заповедей, синагога предназначалась также для обеспечения «пристанища нуждающимся из чужих краёв», то есть приходящих в Иерусалим паломников. Сама надпись и другие каменные обломки, как видно, относящиеся к зданию были найдены в водосборной яме. Ясно, что их сбросили туда, но как видно, принесли из расположенного неподалёку места. Другими словами, синагога располагалась где-то поблизости. Таким образом, эта найденная в Иерусалиме и относящаяся к периоду существования Храма надпись приобретает особенное значение, показывая, что синагоги в то время были даже в Иерусалиме, причём в непосредственной близости от самого Храма. Стоит заметить, что надпись Теодотуса, помимо этого, стала также первым из найденных археологических свидетельств, подтверждающих наличие синагог в период Второго Храма, хотя само строение и не сохранилось. 

Все упомянутые до сих пор источники были написаны на греческом языке, используя для обозначения понятия либо слово «синагога» (что на греческом как раз и означает «дом собраний»), либо «просевхе» — «дом молитв». В то время, как первое из слов не указывает на характер деятельности, ведущейся в здании, а лишь на то, что речь идёт о собрании, второе ясно свидетельствует об использовании строения для молитв. В то же время, во всех этих источниках нет ни малейшего указания на то, какой была молитва в синагогах во время существования Храма, хотя очевидно, что она отличалась от сложившейся уже после его разрушения.  

Филон Александрийский использует понятие «просевхе», в то время как Иосиф бен Матитьягу, за исключением одного случая, а также Новый завет упоминают «синагогу». Не исключено, что это указывает на разницу между «домами собраний» в Стране Израиле и в диаспоре. Можно предположить также, что разные названия отражают различия в проводившейся там деятельности. Похоже, что до разрушения Храма, молитва играла более важную роль в синагогах за пределами Страны Израиля. 

Таким образом, синагоги в эпоху Второго Храма, в большей мере предназначались для изучения Торы, чтения Торы и молитв. При этом, как становится ясно из исторических источников, параллельно там велась и другая общественная деятельность: сбор пожертвований, заседания суда и политические собрания, кроме того, там же мог быть обеспечен и приют для паломников. 

Многочисленные упоминания «домов собраний» и «домов молитвы» в источниках, относящихся к I веку н.э. свидетельствуют о том, что к концу периода Второго Храма, синагоги заняли центральное место в национальной жизни, став неотъемлемым атрибутом еврейской общины в городах и посёлках, в Стране Израиля и за её пределами.   

Масада, Иродион и Гамла

Одно из самых древних строений, идентифицируемых учёными как синагога находится как раз вне Страны Израиля — на крошечном острове Делос в Эгейском море, освящённом древними греками, считавшими его местом рождения Аполлона и Артемиды. Синагога датируется I веком до н.э. и по своему строению значительно отличается от синагог, найденных в Стране Израиля. Здание было идентифицировано как синагога французским археологом Андре Плассаром, обнаружившим его в 1912 году, на основании надписей, посвящённых «Теосу Гипсистосу» («Богу Всевышнему»). Вместе с тем, позднее некоторые исследователи оспорили версию Плассара и сегодня мнения по поводу того, считать ли здание синагогой — расходятся.

Роскошное сидение, обнаруженное в здании на острове Делос, которое «возможно» было самой древней в мире синагогой

Так или иначе, сегодня нам известно о шести строениях в Стране Израиля, которые принято считать синагогами периода Второго Храма. Помимо этого, есть ещё ряд строений, по поводу которых мнениях расходятся. Первое из зданий, идентифицированных как синагога было обнаружено археологом (и вторым начальником Генштаба израильской армии) Игаэлем Ядином на Масаде в 1963 году. По мнению известного израильского археолога Эхуда Нецера, эта синагога не была частью дворцового комплекса, воздвигнутого в крепости для царя Ирода, но была построена сикариями, захватившими Масаду в ходе восстания против римлян (Первой иудейской войны).

Повстанцы использовали уже существующее строение, изменив его внутреннюю структуру. Синагога в Масаде представляет собой прямоугольное строение размером 10.5 на 12.5 метров, к северо-западному углу которого была пристроена дополнительная комната размерами 3.6 на 5.5 метров. По центру здания проходят два ряда колонн, а вдоль стен четырьмя ступенями протянулись ряды каменных скамей, покрытых белой штукатуркой.  

Как известно, что это строение служило синагогой? Прежде всего, ясно, что речь идёт о здании, предназначавшимся для проведения собраний — об этом свидетельствуют ступенчатые ряды скамей, установленные вдоль стен. Кроме того, на полу был обнаружен остракон (черепок глиняного сосуда) с надписью «маасер коэн» («десятина коэна», ивр.), во внутренней же комнате, в ямах, вырытых в полу, были найдены отрывки из свитков книг ТАНАХа: «Дварим» и «Йехезкель». Эта находка, позволила предположить, что комната служила местом хранения или генизой (местом захоронения) для священных свитков.

В 1963 году итальянский археолог и монах францисканец п-р Виргилио Корбо обнаружил синагогу в Иродионе, расположенном на территории, которая в тот момент была оккупирована Иорданией. Вскоре выяснилось, что с архитектурной точки зрения, это здание напоминает синагогу в Масаде. В Иродионе, как и в Масаде, царь Ирод воздвиг в своё время дворец, защищённый крепостью. В ходе Первой иудейской войны, комплекс тоже был захвачен повстанцами, приспособившими находящиеся там строения для своих нужд. Синагога была оборудована в гостином зале дворца, крышу которого поддерживали два ряда колон. Вдоль трёх из его стен, повстанцы соорудили каменные скамьи, использовав для этого кладку, взятую из других частей дворцового комплекса. 

Колонны и скамьи вдоль стен в строении из черного базальта — синагога в Гамле

Синагога в Гамле на Голанских высотах была обнаружена израильским археологом Шмарьягу Гутманом в 1976 году, в первом же сезоне начавшихся там раскопок. Синагога была построена на восточной окраине города, вблизи от городских стен ещё в I веке до н. э., то есть раньше, чем синагоги в Масаде и в Иродионе, возникшие незадолго до разрушения Храма. Она была также значительно больше и красивее их обеих.

Зал синагоги в Гамле размерами 25.50 на 17 метров, имел прямоугольную форму. Четыре ряда колонн внутри здания поддерживали его крышу и разделяли внутреннее помещение на центральную часть и окружающие её галереи-портики (стои). Вдоль всех четырёх стен были сооружены каменные скамьи. Искусно обработанные колоны по углам центрального зала имели особенное сечение в виде «символа сердца». Синагога в Гамле включала целый комплекс помещений, и в том числе, ритуальный бассейн (микве). 

Действительно ли синагоги?

Строения, открытые в Масаде и Иродионе, отличаются от того, что было обнаружено в Гамле. Тем не менее, все три имеют общие черты: зал, крышу на колоннах, скамьи, расположенные по периметру стен. Безусловно, речь идёт об общественных зданиях, служивших местом собраний. Однако наряду с этим очевидным соображением, ни одной находки, однозначно подтверждающей то, что в зданиях молились или читали Тору — например, ковчега для свитков Торы или «бимы» (помоста, с которого читают Тору), так и не было найдено. Не были обнаружены там и надписи — мозаичные или вырезанные на камне, не были найдены элементы орнамента или символы, имеющие религиозное значение, такие как: менора, ковчег для свитков Торы, четыре вида растений (необходимых для исполнения заповедей праздника Суккот), шофар (рог) или «махате» — совок для углей, использовавшийся в храмовых ритуалах, подобные тем, что украшали синагоги, построенные уже после разрушения Храма.

Идентификации строения в Масаде как синагоги, сделанная на основании найденных там свитков и остраконов, была вполне логичной. В то же время в отношении двух других зданий вывод был сделан лишь на том основании, что они походили на синагогу в Масаде. Достаточно ли этого для того, чтобы решить, что в Гамле и в Иродионе также были обнаружены синагоги?

Пока не ясно, для чего служил этот предмет, обнаруженный в синагоге в Мигдале. Однако, украшающая его менора — один из самых распространенных символов в синагогах после разрушения — без сомнения, свидетельствует о его ясной связи с еврейским народом

Дополнительным подтверждением такого предположения стали находки ещё двух строений, обнаруженных в ходе археологических раскопок древних поселений в конце XX века. Одно из них было открыто в городе Модиин Элит (Кирьят ха-Сефер), в Хурват («руинах», ивр.) Бад Иса, другое, неподалёку, в городе Модиине, в Хурват Ум эль-Умдан. Оба места были идентифицированы, как еврейские посёлки, во-первых, благодаря найденным там ритуальным бассейнам (микве), внутри которых была обнаружена каменная посуда, свидетельствующая о тщательном соблюдении галахических законов о чистоте и скверне, а во-вторых, на основании захоронений, характерных именно для еврейской традиции того периода.  

Синагога в Хурват Бад Иса была обнаружена в 1995 году археологом Ицхаком Магеном, в ходе спасательных археологических раскопок, проводимых перед началом строительства города Модиин Элит. Обнаруженное там еврейское поселение существовало, начиная с эллинистического периода, вплоть до восстания Бар Кохбы. Синагога была построена в I веке до н.э. и занимала площадь 9.6 квадратных метров. Её фасад был обращён на север и выложен хорошо оттёсанными камнями. Вдоль трёх из стен строения протянулась ступень, облицованная каменными плитами, служившая скамьёй. Плоская деревянная крыша, вероятно лежала на арках, опиравшихся на два ряда колонн с дорическими капителями, расположенных вдоль северной и южной стен. Обнаруженный археологами кусочек окрашенной в красный цвет штукатурки, указывает на вероятность того, что стены, а возможно и колонны были украшены фресками. 

Синагога в Хурват Ум эль-Умдан, расположенная всего в семи километрах от Хурват Бад Иса, была открыта управлением древностей в 2000 году, также во время спасательных археологических раскопок, проводившихся перед началом прокладки шоссе. Здесь был обнаружен посёлок, возникший в конце III или начале II века до н.э. и тоже просуществовавший вплоть до восстания Бар Кохбы. В западной части руин было обнаружено общественное здание, идентифицированное как синагога, которую, по мнению археологов, трижды перестраивали. 

Последний и самый явный этап относится к раннему римскому периоду — времени правления царя Ирода. В этом виде здание, судя по всему, существовало с небольшими изменениями до самого восстания Бар Кохбы. Но под ним были обнаружены остатки более ранних зданий. Во-первых, строения хасмонейского периода, датируемое концом II или началом I века до н.э., похожего по своему устройству на здание римского периода и, как видно, также служившего синагогой. Во-вторых, ещё глубже, чуть меньшее строение, относящееся к концу III или началу II века до н.э.

Строение хасмонейского периода было прямоугольной формы 11 на 6.5 метров, с окружающим его большим двором. Вход в зал был со двора и располагался в середине восточной стены. Важнейшей из обнаруженных в этом зале деталей был ряд скамей, протянувшихся вдоль трёх из стен. Сами стены были украшены росписью, выполненной в технике «а секко» (по сухой штукатурке), о чём свидетельствуют многочисленные кусочки штукатурки, окрашенной в различные оттенки красного, жёлтого и белого цветов, обнаруженные в культурном слое, обрушенном на пол зала. Во времена царя Ирода зал был расширен на восток и разделён двумя рядами колонн, от которых сохранились лишь основания, а скамьи продолжены вдоль всех стен. В этот же период во дворе синагоги была обустроена микве.

Здания, раскопанные в Хурват Бад Иса и Хурват Ум эль-Умдан схожи по своему строению с теми, что были обнаружены в Масаде, Иродионе и Гамле. С одной стороны, последние находки не подтверждают идентификацию всех пяти строений как синагог. Ведь и в двух последних не было обнаружено никаких явных свидетельств их предназначения. Более того, во всех этих строениях нет никаких архитектурных признаков, указывающих на ориентацию в сторону Иерусалима, обнаруживаемую в большинстве синагог, построенных после разрушения Храма. Тем не менее, похоже, что два открытых последними строения всё же позволяют с большей уверенностью считать все пять объектов синагогами. 

Речь, без сомнения идёт об общественных зданиях, где происходили собрания. При этом в Бад Иса и Ум эль-Умдан собирались рядовые граждане, а не повстанцы, как в Масаде или в Иродионе. Как мы уже видели, в источниках упоминаются «дома собраний» или «дома молитв» в городах и деревнях Страны Израиля, а также за её пределами. Обнаруженные здания вполне подходят для описанной в этих источниках деятельности. При этом свидетельств о каких-либо других общественных зданиях у нас нет. Таким образом, с большой долей вероятности, мы можем предположить, что обнаруженные здания и есть «дома собраний» и «дома молитв», то есть — синагоги, служившие для изучения и чтения Торы, а также для молитв. Не кажется особенно проблематичной и ориентация зданий (то есть молитв в них), поскольку, согласно источникам, основной деятельностью «домов собраний» поначалу было изучение и чтение Торы, и лишь позднее, молитва стала играть в них главную роль.

Менора на берегу Кинерета

Наконец, в 2009 году в посёлке Мигдаль на берегу озера Кинерет, в ходе спасательных археологических раскопок перед началом строительства гостиницы было обнаружено ещё одно строение, идентифицированное как синагога. Здание состояло из трёх, расположенных одно за другим помещений: притвора, ведущего в зал, самого зала и ещё одной маленькой комнаты, в которую можно было из него попасть. Похоже, что вход, следов которого найдено не было, располагался в западной стене притвора. Зал был со всех четырёх сторон окружён приподнятой поверхностью, по периметру которой, как и по периметру самого зала располагались каменные скамьи. В восточной части приподнятой над залом поверхности был обнаружен мозаичный пол с изображением цветка розы в обрамлении меандра (ортогонального орнамента), характерного для мозаичных полов, найденных при раскопках домов в Верхнем Иерусалиме того же периода. Стены и колонны здания были украшены цветными фресками. По мнению археологов, синагога была построена в I веке до н.э., и разрушена во время Великого восстания (Первой иудейской войны).

Особенность же этой синагоги в том, что именно там впервые удалось обнаружить деталь синагогальной утвари. На полу был найден крупный каменный предмет в виде параллелепипеда, стоящего на четырёх невысоких ножках, с выступами по углам верхней грани, украшенной наряду с боковыми гранями искусной резьбой. На одной из боковых граней изображена менора с семью лучами, стоящая на прямоугольном постаменте, в обрамлении двух амфор, расположенных по бокам, а по углам вырезаны колонны. Для чего точно служил этот объект, пока не ясно. Тем не менее, важность его велика. Ведь это первая находка очевидного еврейского символа в строении, идентифицированном как синагога, существовавшая ещё до разрушения Иерусалимского храма. 

Помимо перечисленных выше строений, обнаруженных в Стране Израиля, которых с достаточной вероятностью принято считать синагогами, существует ещё несколько раскопанных руин, оставшихся от зданий, построенных до разрушения Храма, возможно также служивших синагогами. Одно из них, это «синагога в Иерихоне», напоминающая синагогу в Гамле. В отличие от другой известной иерихонской синагоги «Шалом аль Исраэль», относящейся к гораздо более позднему — византийскому периоду, по поводу которой сомнений нет, это строение, расположенное на севере города, на окраине руин зимнего дворца Хасмонеев, было идентифицировано как синагога Эхудом Нецером. Оно также состоит из нескольких помещений, включая, в том числе, и микве.

Античный дом культуры

Во всех упомянутых здесь синагогах, за исключением, той, что была найдена в Мигдале, среди входящих в комплекс помещений или поблизости от них были обнаружены микве. То, что в Мигдале микве найдено не было, легко объясняется близостью посёлка к озеру Кинерет. Иными словами, микве — характерная деталь, объединяющая синагоги эпохи Второго Храма. При этом, возле синагог, построенных после разрушения Храма, микве строились лишь иногда. В чём причина подобного изменения? Израильский археолог п-р Рони Райх предполагает, что первоначально в синагогах устраивались праздничные ритуальные трапезы и, не исключено, что их проведение требовало от участников той или иной степени ритуального очищения. В свою очередь, его коллега, д-р Йонатан Адлер считает, что микве предназначались для ритуального очищения мужчин после семяизвержения («баалей кри»), в соответствии с установлением, сложившимся в период Второго Храма (Вавилонский Талмуд, Баба Кама, 82) и отменённым впоследствии амораями — отчего возле более поздних синагог микве уже не устраивали.  Другое возможное объяснение наличия микве поблизости от синагог в период Второго Храма, связано с предположением о том, что они могли служить для ритуальных омовений, как это было принято в Храме.  К слову, это омовение не означало очищения, поскольку согласно Мишне (трактат «Йома»), даже ритуально чистый человек должен был пройти через омовение перед тем, как подниматься в Храм: «Ни один человек не входит в Храмовый двор для служения — даже чистый, —  пока не окунётся» («Йома, 3:3).

Так всё же, когда впервые появились синагоги и почему? До тех пор, пока не будет обнаружено новых находок, нам придётся опираться на существующие сегодня археологические данные. Из них же следует, что самое древнее свидетельство существования синагог относится к III веку до н.э., иначе говоря, институт синагоги формировался на протяжении всего периода Второго Храма. Как в Стране Израиля, так и за её пределами, синагога стала явным признаком наличия еврейской общины, играя в ней всё более важную роль. Источники I века указывают на то, что литургическая деятельность в синагогах включала чтение и изучение Торы, параллельно с которой кипела и активная общественная жизнь. Судя по всему, до разрушения Храма, синагога прежде всего была общественным институтом, своего рода, домом культуры, в котором также, а возможно и главным образом, велась религиозная и духовная деятельность. Так, по крайней мере, можно судить и по самому названию — «синагога» — «дом собраний». В то же время, пока существовал Храм, скорее всего, в Стране Израиля, синагога была гораздо в меньшей степени местом проведения молитв, поскольку понятие «просивхе» — «дом молитв» использовался преимущественно за пределами страны. 

Так или иначе, наличие синагог ни в коей мере, не умаляло значения Храма, с которым они не конкурировали. Храм оставался важнейшим религиозным, и в немалой мере, также политическим центром всего народа. Синагоги же дополняли общественную жизнь отдельных общин, являясь социальным, культурным, духовным и религиозным центром каждой из них.   

Эйяль Брох
Перевод: Александр Непомнящий
Источник: Segula