Йеменские евреи — одна из древнейших общин. Несмотря на добрососедские отношения с мусульманами, на их долю выпало немало гонений, а в последние годы война между проиранскими хуситами и Саудовской Аравией сделала жизнь евреев Йемена невыносимой. И тут на помощь пришел ХАБАД в лице раввина Берла Лазара
Ремесленники и талмудисты
В январе главный раввин России Берл Лазар вылетел в Абу-Даби, где встретился с еврейскими семьями, прибывшими из Йемена. Благодаря связям раввина с наследным принцем Абу-Даби Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном, представители одной из древних иудейских общин смогли наконец покинуть объятую пламенем страну. Чтобы оценить значимость произошедшего, требуется расширенный экскурс в историю йеменских евреев.
Начнем с этнических определений. Основные группы в современном еврейском народе — сефарды и ашкеназы, однако евреи Йемена, Ирака и Ирана не являются сефардами в узком смысле этого слова. Они не имеют никакого отношения к изгнанникам из Испании, которые в XVI веке основали новые еврейские общины на территории Османской империи или влились в уже существовавшие общины Северной Африки.
Свидетельства говорят о еврейском присутствии в Йемене начиная с эпохи Первого Храма. Евреи жили в разных населенных пунктах страны, но главным образом в крупнейших городах — Сане и Адене. В отличие от многих других стран, как мусульманских, так и европейских, влиятельной и богатой еврейской прослойки в Йемене не существовало: в массе своей представители общины были ремесленниками. Это неудивительно, ведь Йемен — одна из наиболее изолированных исламских стран, куда модернизация добралась очень поздно и в меньшей мере, чем в Ирак и Иран.
В отличие от материального благополучия, культурный и интеллектуальный потенциал йеменских евреев был высок: многие мужчины знали наизусть Пятикнижие и даже Талмуд, община славилась каббалистами и поэтами. На рубеже XVII-XVIII веков в городе Таиз жил великий раввин, философ и астроном Шалом Шабази, автор стихов на арабском и иврите. Его творчество известно и за пределами общины: в Израиле 1970х годов стихи р. Шабази о благовониях и свечах, которые возжигают на исходе субботы, были положены на музыку и стали популярной песней.
Полный список знаменитых евреев Йемена займет несколько страниц. Самым известным раввином был Йосеф Кафах (в арабском произношении — Гяфих), скончавшийся в 2000 году. Кафах родился в 1917 году в Сане и в 1943-м репатриировался в подмандатную Палестину. Будучи потомком раввинской династии, он с юношеских лет зарекомендовал себя как блестящий интеллектуал. Помимо талмудической учености, раввин Кафах разбирался в арабской культуре и мусульманской средневековой философии, великолепно владел литературным арабским. Он перевел на иврит важнейшие произведения еврейских философов, созданные на арабском языке: «Путеводитель растерянных» Маймонида, «Книгу Кузари» Йегуды Галеви, «Книгу верований и мнений» р. Саадии Гаона. Его подход к трактованию Торы отличался рационализмом, отрицанием мистики и следованием талмудической логике. В повседневной жизни раввин Йосеф Кафах был скромным человеком, жил в маленькой квартирке и ненавидел почести.
Спасти сироту
Мусульманские власти неоднократно возобновляли преследования иудеев. В 1173 году многие евреи Йемена были вынуждены из-за гонений принять ислам. Другие уверовали в лже-Мессию Натаниэля Фаюми, который якобы должен был избавить народ Израиля от страданий.
В те дни руководители общины обратились за советом к Маймониду (рабби Моше бен Маймону, Рамбаму). Тот составил «Йеменское послание» — теологическое произведение, в котором ободрял единоверцев и подчеркивал, что всякий провозглашающий себя Мессией является душевнобольным. Рамбам также выразил в послании критическое отношение к исламу, полемизируя с теми, кто на фоне преследований воспринял одобряемый государством ислам как истинную религию.
Рабби Моше бен Маймон перешел и к активным действиям. Он обратился к султану Египта Салаху ад-Дину, чьим придворным врачом служил, с ходатайством о прекращении гонений. Связи Маймонида помогли, и преследования прекратились. С тех пор Рамбам стал особенно почитаем йеменскими евреями.
Община никогда не теряла связи со Страной Израиля. Репатрианты из Йемена стали прибывать в Палестину, находившуюся под властью турок, уже в XIX веке. Они шли в Эрец-Исраэль пешком, невзирая на лишения по пути. Жизнь оставшихся в Йемене была далека от благополучия: вплоть до недавнего времени на иудеев налагались различные дискриминационные законы, их заставляли заниматься работами, считающимися недостойными мусульман (например, уборкой общественных туалетов). Существовало также постановление, обязывающее еврейских сирот переходить в ислам, — именно поэтому еврейские семьи старались сразу же усыновлять сирот или помогали им покинуть страну.
Подавляющее большинство евреев Йемена репатриировались в Израиль в 1948 году в результате операции «Волшебный ковер»: из Адена, куда члены общины прибыли пешком, их доставили в еврейское государство на самолетах. Жизнь на новом месте не была легкой: репатриантов разместили в лагерях для беженцев (маабарот), они часто страдали от высокомерия и дискриминации со стороны представителей госструктур, в массе своей выходцев из Восточной Европы.
Сегодня израильтяне йеменского происхождения (тейманим) — полноправная часть общества и неотъемлемый элемент национальной культурной мозаики. Среди известных представителей тейманим — основатель арабского отдела спецназа «Пальмах» Йерухам Коэн, герой войны Судного дня, командир бронетанковых войск Авигдор Кахалани, многочисленные певцы, такие как получившие международную известность Офра Хаза и Ахиноам Нини, а также Гали Атари, король восточного шансона Зоар Аргов, Боаз Шараби.
За рамками «Волшебного ковра» по разным причинам осталось несколько десятков еврейских семей, так или иначе привязанных к Йемену. После репатриации основной части соплеменников они продолжили вести очень закрытый ортодоксальный образ жизни. Мужчины разительно отличались от коренного населения даже внешне: с детства мальчики отращивали длинные пейсы, так называемые симоним («знаки»). Впрочем, отношения с мусульманами оставались добрососедскими: в арабских деревнях существовало даже поверье, что еврейские молитвы помогают в период засухи.
Бегство или тюрьма
Ситуация коренным образом изменилась в 2015 году, когда в стране разразилась война между повстанцами-хуситами и племенами, поддерживаемыми Саудовской Аравией. Большая часть населения Йемена — зейдиты, разновидность шиитского движения, которая, в отличие от шиитов Ирана и Ирака, всегда мирно уживалась с суннитами. Однако политика внесла коррективы в привычные устои. Из зейдитов выделилась военизированная группировка хуситов (по имени основателя движения самопровозглашенного имама Хусейна аль-Хуси), они воюют с заклятым врагом Ирана — Саудовской Аравией, их поддерживает официальный Тегеран: поставляет им ракеты и беспилотники, которыми те обстреливают саудовские города. А заодно с деньгами и оружием хуситы получают от Ирана антисемитскую индоктринацию и лозунг «Смерть Америке, смерть Израилю и проклятие евреям». Хуситы стали преследовать немногих оставшихся евреев Йемена. Тем временем ухудшилась и общая атмосфера в стране: хуситы обстреливали территорию Саудовской Аравии, саудиты проводили ответные бомбардировки, от которых страдало мирное население.
В итоге Саудовская Аравия наложила блокаду на йеменские провинции, находящиеся под контролем хуситов; сообщение с другими странами стало крайне затруднено. Консульские службы прекратили работу, в стране начали свирепствовать голод и болезни. С прошлого года хуситы поставили еврейские семьи перед выбором: покинуть Йемен, продав свои дома за бесценок, либо оказаться в тюрьме. Но как выбраться из раздираемой войной страны?
Именно здесь на помощь пришло движение ХАБАД. Не преследуя политических целей, оно берет на себя оказание помощи евреям там, где в силу разных причин не могут действовать США и Израиль. Главный раввин России и руководитель ХАБАД в стране Берл Лазар обратился к наследному принцу Абу-Даби Мухаммеду бен Заиду Аль Нахайяну с просьбой посодействовать эмиграции еврейских семей из Йемена.
Почему именно к нему? ОАЭ контролируют Южный Йемен, где нет хуситов и нет войны. Позиция Объединенных Арабских Эмиратов отличается от позиции Саудовской Аравии из-за разных интересов двух стран. При этом ОАЭ поддерживают контакты с хуситами, поэтому, снабдив йеменских евреев эмиратскими визами, они смогли убедить хуситов отпустить евреев. В августе 2020 года все еврейские семьи благополучно прибыли в Абу-Даби. Раввин Берл Лазар, а также раввин ОАЭ Леви Духман горячо поблагодарили наследного принца за содействие и помощь.
Завершившаяся эпопея чем-то напоминает историю спасения йеменских иудеев Маймонидом: еврейские духовные лидеры вновь задействовали связи с мусульманскими правителями, те откликнулись на их просьбу и использовали свое влияние. А заодно укрепили собственную репутацию: ОАЭ упрочили свой имидж веротерпимого и гуманного государства, умеющего искусно пользоваться дипломатическими каналами.
Но главное — эта история продемонстрировала, что никакой вражды между евреями и мусульманами нет. Как во всём, есть отдельные «плохие парни», но гораздо больше «хороших парней» обоих вероисповеданий, готовых сделать доброе дело.