Отрывки из нового полнометражного фильма Нины Пэйли с неизвестным пока названием долго крутились по фейсбуку. Евреи с удовольствием пересылали друг другу графически исполненный Исход из Египта под Let my people go в исполнении Луи Армстронга. Отрывочки про горящий куст и джазовый эксодус казались вкусными подарками соплеменникам к Песаху. И вот фильм наконец вышел целиком, и стал виден замысел автора. Замысел, извините за тавтологию, весьма замысловатый. Потому что целиком фильм называется не «Исход» и не «Песах». Он называется «Седер-Мазохизм».
Для тех, кто не в курсе, Нина Пэйли, еврейская женщина из США – талантливый аниматор и карикатурист. Ее перу и кисти принадлежит полнометражный фильм «Сита поет блюз». Фильм придуман, нарисован, смонтирован и озвучен дома у Нины, на ее домашнем компьютере. Дешево, изобретательно и необычно. Графически выразительные статичные образы ритмично двигаются под блюз и индийскую музыку. А рассказывается в фильме большой фрагмент из Рамаяны. История про Ситу и Раму. Что бы ни делала Сита, она всегда виновата, потому что женщина. Что бы ни делал Рама, он прав, потому что мужчина.
Необыкновенно яркое, убедительное феминистское действо, гдезрительные образы доносят мысль автора лучше всяких слов. И, судя по всему, смысл эпоса передан верно. Он рассказан индийскими друзьями Нины, чьими голосами озвучены тени индийских божеств, излагающих эпос.
В «Седер-Мазохизме» те же принципы – ритмично движущиеся картинки под джаз и другие современные жанры. За кадром звучит домашняя запись диалога Нины и ее отца. При этом Нина, вопрошающая папу про суть пасхального седера, озвучивает жертвенного ягненка, а старый еврей Палей – самого Г-спода Б-га. Б-га Нины – усталого, кхекающего, запутавшегося в своей собственной Агаде.
Скажу сразу – седер-мазохизм – это иудаизм по версии Нины. Точнее, монотеизм, превращенный в эдакую трехголовую гидру. Одна голова заканчивается страшной черной синагогой. Другая – мечетью, третья – церковью. Сцены сокрушения женственного Тельца плавно перетекают в кадры хроники, где ИГИЛ* сокрушает языческих божеств, а текст Агады вложен в уста героев Тайной вечери.
По замыслу Нины человечество родила Мать-земля – женское божество, растиражированное в виде многочисленных статуй богинь плодородия. Египет – царство языческой, доброй женской религии. Уходя из Египта, евреи устанавливают другую религию – злую, мужскую, садо-мазохистскую. Перефразируя известное изречение Гитлера – «Мы подняли знамя богинь природы, а евреи отравили человечество химерой монотеизма». Эдакий фемино-фашизм: мужская садистская совесть против доброй женской природы.
Было бы мило и остроумно, если бы имело хоть какое-то отношение к тексту Торы и связанным с ним мидрашам. Желая создать очередной феминистский плакат, Нина упрямо игнорирует Текст. А между тем Исход – это женская история. Это женский бунт против мужской доминирующей власти фараона. Фараон велит казнить всех еврейских мальчиков. Зачем? А затем, говорят комментаторы, чтобы забрать еврейских девочек в гаремы египтян. Сексуальное рабство, с которым так отчаянно борется современный феминизм.
И кто же противостоит фараону в Книге книг? Женщины. Акушерки Шифра и Пуа, Йохевед и другие женщины, воспротивившиеся власти фараона, пророчица Мирьям, и даже дочь самого фараона. Мудрецы считали, что Израиль был выведен из Египта «в заслугу праведных женщин». А заслуга эта состояла, согласно преданию, в том, что женщины сурьмились и красились перед зеркалами, встречая усталых от работы мужей, – и так родилось следующее поколение еврейского народа. Этими зеркалами потом украсили кеор – часть утвари Храма.
Исход – женская история, женская от начала и до конца. Его сравнивают с родами. Египет – Мицраим – это некое «узкое место», от слова «цар» – узкий. Исход из Египта – роды. И, когда завершается переход через Красное море, в Торе звучит женская песнь – песнь пророчицы Мирьям, идущей во главе женского хора.
Одна из основоположниц современного феминизма Кларисса Эстес писала, что особое призвание женщины – ее пророческая связь с Б-гом, выражающая себя в пении и танце. Кого мы видим перед собой, когда читаем строки Эстес? Лично я – пророчицу Мирьям.
Да, старый Палей попытался исполнить заповедь «и расскажи сыну своему». Запинаясь и кхекая, он кое-как рассказал Нине про пасхальный седер в доме его родителей. Рассказал, да неважно. Ничего не поняла бунтующая дочь-феминистка. А ведь, кажется, пыталась понять.