Назначение нового главы «Яд Вашема» превращается в поле битвы правительства и оппозиции. Нынешний глава Авнер Шалев уходит через 2 месяца после 27 лет в должности.
Нетаниягу хочет отдать этот пост Эфи Эйтаму — экс-генералу, экс-министру и экс-депутату, который сейчас занят в энергетическом бизнесе. Но главное — Эйтам представляет тех религиозных сионистов, чьи голоса хочет привлечь Биби.
А лидер оппозиции Яир Лапид, чей папа Томи Лапид несколько лет был главой «Яд Вашема», направил сегодня на имя премьера письмо протеста против назначения Эфи Эйтама. Мотивировка: «Когда Эйтам командовал бригадой «Гивати» в начале 1990-х годов, то против бойцов бригады были два судебных дела по обвинению в издевательстве над палестинцами». И хотя сам Эйтам не был под судом, Лапид считает, что «назначение Эйтама отодвинет от «Яд Вашема» либеральные еврейские общины и превратит этот священный институт в объект споров и конфронтации, а также сыграет на руку антисемитскому движению по бойкоту Израиля».
Лапид признаёт, что его папаша тоже был спорной фигурой, но он, по мнения сына, был достоин поста директора «Яд Вашема» как выживший в Холокосте ребенок из гетто Будапешта.
При этом Лапид-младший умалчивает или просто не знает, что Эфи Эйтам — сын Эстер Боруховны Маньковой (1918-2012), вся родня которой погибла в Рижком гетто. А сама Эстер прошла тяжелейший боевой путь медсестры 43-й гвардейской стрелковой Латышской Рижской дивизии. В 1948 году она репатриировалась в Израиль и всю оставшуюся жизнь прожила в киббуце Эйн-Гев на озере Кинерет, где и вышла замуж за Гершона Файна, родила четырех сыновей, стала ивритской писательницей и получила степень магистра Бар-Иланского университета за исследование творчества Лермонтова…
На второй день Войны Судного дня, 7-го октября 1973 года, отделение под командованием Эфи Эйтама остановило колонну сирийских танков (разумеется, советского производства) на Голанских высотах. Затем Эфи выносил раненых товарищей с поля боя. За это ему была вручена награда «Итур мофет» от начальника Генштаба ЦАХАЛа. Тем самым Эфи Эйтам через 30 лет повторил подвиг своей мамы — гвардии младшего сержанта медицинской службы Эстер Маньковой, которая была награждена медалями «За оборону Москвы» и «За боевые заслуги».
Так имеет ли право сын медсестры Красной Армии возглавить «Яд Вашем»? Уверен, что имеет.