Пушкин сидит у себя и думает: «Я гений — ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царство ему небесное, гений! Когда же это кончится?»
Нет, все никак не кончается. Ведь и Дмитрий Быков – гений. И Илья Хржановский, ну тот, который «Дау», тоже гений.
«Илья Хржановский — один из немногих моих современников, которых я считаю гениями», — так прямо, без лишних слов, начинает свое с ним интервью в сегодняшней «Новой» Дмитрий Быков. .
…Вы гений, ваше величество.
«После «пятнадцатилетней работы над «Дау» — циклопическим циклом из пятнадцати картин», — сообщает интервьюер, — гений принялся за «мемориал «Бабий Яр», который он сейчас делает в Киеве». И «не на семи гектарах, как изначально планировалось, а на 132». Что ж, большому кораблю большое плавание.
Правда, его ответы на вопросы о Холокосте какие-то, как бы это поточнее выразиться, мутноватые.
— …Почему именно евреи становились объектом такого уничтожения дольше и чаще всего?
— Я думаю, дело не только в еврействе, поскольку прицельное уничтожение, например, душевнобольных — тоже практика фашизма.
Верно, тоже, до определенного момента, и что? Не дает ответа. И я, кажется, догадываюсь, почему. По сути дела это то, к чему мы привыкли в советское время, когда нам объясняли — фашисты всех убивали, не одних только евреев. Вероятно, такой подход нынче опять востребован.
Правда, Бабий Яр — это то место, которое было избрано для убийства именно евреев. Пусть даже потом там убивали и других, в том числе некоторых из тех, кто до того выступали пособниками Холокоста.
Да и вопросы тоже, как бы это сказать помягче, не вполне… Скажем, этот, об «участии украинцев в массовых расстрелах».
Почему именно украинцев, а не жителей Советской Украины, ведь среди коллаборационистов были не одни только украинцы?
Впрочем, Илью Хржановского такая постановка вопроса нисколько не смущает, ему важно избежать разговора о соучастии в Холокосте украинцев (мемориал-то будет в Киеве, и это, по-видимому, имеет значение для судьбы гениального проекта), поэтому он уточняет:
«В случае Бабьего Яра убивали — не украинцы. …Здесь мы можем совершенно точно сказать, что украинцы стояли только в оцеплении».
Только стояли, ерунда какая. Вообще-то в Киеве местные полицаи (повторю, не одни лишь украинцы) конвоировали колонны смертников в Бабий Яр и участвовали во всех других этапах подготовки массового убийства, за исключением последнего (не буду на ночь глядя делиться страшными подробностями). И в оцеплении стояли, но этим их соучастие в злодеянии не исчерпывалось.
Между прочим, по всем архивным уголовным делам, которые я изучал, попавшие под суд гитлеровские пособники – вахманы лагерей смерти, все сплошь — по их словам, сами никого не убивали (даже если убивали), они всего лишь стояли в оцеплении.
Ну это так, заметки на полях интервью, из которого я, правда, так и не понял, каким он будет, этот киевский мемориал (может, вы поймете, в ссылка).