Поддельные евреи или обнаглевшие раввины?

Весь этот бред, все эти потоки брани, которые обрушились на раввинские суды со стороны известной всем партии, повторяющей избитые утверждения об издевательстве над «русскими» – не имеют никакого отношения к реальности. Нечего делать из раввинов инквизиторов и раздувать огонь вражды.

Марк Котлярский
журналист (Израиль)

Новый скандал, связанный с подтверждением национальной принадлежности: по итогам многолетнего разбирательства  раввинский суд в Ашдоде отменил признание еврейства целой семьи выходцев из бывшего СССР. 30 лет три поколения членов этой семьи считались в Израиле евреями — теперь же по итогам слушаний, которые велись более 4 лет, раввины решили иначе.

И этот случай не станет последним: вероятно, мы еще многократно станем свидетелями подобных решений раввинского суда.

«Возможно, десятки тысяч человек прибыли в страну с поддельными документами!» – сказал «Деталям» раввин Нафтали Шрайбер, эксперт, специализирующийся на подтверждении еврейства. Мы попросили его объяснить, почему после стольких лет МВД и раввинат решили выявить израильтян, которые, по их мнению, незаконно получили гражданство по Закону о возвращении.

Некоторое время назад Управление иммиграции и народонаселения МВД решило вновь изучить дела тысяч израильских семей. Почти все они – выходцы из бывшего СССР. Эти люди были признаны евреями, что дало им право на репатриацию по Закону о возвращении. Но потом в МВД сочли, что их еврейство вновь надо подтвердить. У репатриантов, которые не смогут представить доказательства того, что они в самом деле – евреи, могут возникнуть серьезные проблемы. И у их детей тоже.

Однако раввин Шрайбер говорит, что ничего сенсационного или скандального в этой ситуации нет. Да и подобных перепроверок в наши дни проводится намного меньше, чем десять лет тому назад, потому что Высший суд справедливости и юридический отдел МВД мешают их проводить.

 В девяностые годы Израиль впустил много людей с поддельными документами. Мы не можем знать, о каком числе идет речь, пока эти проверки, о которых идет речь, не закончились,  говорит раввин Шрайбер.

— Почему это произошло?

 Из-за банального израильского разгильдяйства, по недомыслию, по незнанию, а главное  из-за отсутствия профессионалов, как в МВД, так и в раввинских судах. Профессия эксперта по этой проблеме была востребованной, но специалистов-то не было. Ни в одном университете, ни на частных курсах, нигде нельзя было научиться этой профессии!

Поэтому, не имея ни опыта, ни навыков, МВД и раввинские суды порой принимали случайные решения. Их научили читать в метриках волшебное слово «еврейка» [по-русски], да и то по слогам. Кто-то сказал, что это и есть главное доказательство еврейства  и на этом экспертиза заканчивалась. На основе этого «знания» раввинские суды издавали свои постановления. Длилось это долго, сколько ошибок они успели допустить, сказать трудно.

— Но все же, по вашим предположениям, у скольких людей могли быть поддельные документы?

 Я не хочу быть категоричным, могу опираться только на собственные наблюдения. Из всех документов, которые я проверял по поручению раввината, недействительными оказались около трех процентов. Раввинские суды называют примерно те же цифры. Но тут еще надо учесть, что обманувшие МВД при въезде едва ли пойдут в раввинат, боясь разоблачения. Поэтому они либо регистрируют отношения за рубежом, либо живут в гражданском браке.

Следовательно, по нашим оценкам, людей с поддельными документами десятки тысяч. А то и более сотни тысяч.

— Но даже если предположить, что раввинские суды и МВД их прозевали, разве сейчас можно что-то исправить?

 В принципе, это и происходит. Обе эти организации около десяти лет назад решили исправить прежние ошибки, насколько такое возможно. Но тут встали на дыбы юристы в МВД и в судах. Они сказали, что для вторичной проверки нужен хоть какой-то предлог – скажем, если кто-то обратился для регистрации брака… Поэтому, насколько мне известно, такого рода проверки никогда не инициировались МВД или раввинскими судами.

— Допустим, в 1993 году раввинский суд подтвердил еврейство женщины, а через 15 лет ее дочь решила зарегистрировать свой брак. Зачем экспертам раввинского суда вторично проверять документы на подлинность?

 Затем, что уже в начале нулевых пришло понимание, что допущены серьезные и непоправимые ошибки! Так что же было делать в этой ситуации раввинским судам? Только открыто признать: да, в начале девяностых нас часто вводили в заблуждение, обводили вокруг пальца, как маленьких детей.

Чтобы исправить ситуацию, раввинские суды стали выпускать все больше и больше новых постановлений, отменяющих старые. То же происходило и в МВД: там осознали, что допустили много ошибок, и потихоньку стали перепроверять данные, когда к ним обращались новые члены семьи: ими могли быть дети, родившиеся в браке; супруги, заключившие браки за границей; дети, рожденные за рубежом у супругов, не записанных евреями, и другие.

— Значит, правы те, кто говорит, что объектом проверки стали прежде всего новые репатрианты из бывшего СССР?

 Речь не идет о дискриминации на основании страны исхода, как это пытаются представить. Ничего подобного! Просто в этой сфере были допущены ошибки в ужасающих масштабах. Они были признаны, поэтому суды и МВД хотели их исправить.

Представьте себе, для сравнения, что речь идет о налогах: с какого-то человека по ошибке взимали меньше налогов, чем он должен был платить. Налоговики же вправе это перепроверить и попросить человека вернуть разницу? Разве такая проверка  покажется кому-то странной? То же касается и подтверждения еврейства. Какая разница, сколько лет прошло, если государство могли ввести в заблуждение? Если гражданство и какие-то льготы были получены обманным путем – что же, закрыть на это глаза? Ни в коем случае!

Я перепроверил бы всех, кого МВД записало евреями. Но перепроверять документы тех, кто прожил в Израиле больше десяти лет, министерству не разрешает БАГАЦ.

— Сегодня тоже приезжают с поддельными документами?

 Мошенники не переводятся — клиентуры им хватает. Кризисы, которые переживают Россия и Украина с 2014 года, оживили и индустрию подделок. Однако примерно с 2010 года раввинские суды работают в высшей степени профессионально.

— Что вы имеете в виду под понятием «профессионально»?

 Во-первых, в главном раввинском суде появились русскоязычные эксперты. Их четверо, они родом из бывшего СССР, прекрасно обучены и не преследуют никакой негативной цели  что им пытаются приписать разного рода партийные недоброжелатели. Они не издеваются над людьми, максимально доброжелательны к выходцам из своей общины.

Во-вторых, за подтверждение еврейства при регистрации брака  не надо платить. Что уже само по себе удивительно, ведь раввинский суд рассматривает десятки разных дел и все они стоят денег, будь то наследственные споры или декларации для армии религиозных девушек. Все  за исключением выяснения еврейства.

В-третьих, сам процесс подачи запроса оптимизирован: дело открывается онлайн, прямо из дома заполняется специальная анкета в интернете. С просителем, если все в порядке, встречаются только один раз, а затем ему пришлют на электронную почту постановление суда. Как правило, на все уходит меньше месяца. Для сравнения, в обычных израильских судах срок ожидания достигает десяти месяцев. Так что к сервису не придерешься. Опять же – услуга бесплатная, есть телефонный справочный центр, где можно получить необходимую информацию, нужную справку или разъяснение.

— Вы хотите сказать, что раввинские суды не так страшны, как их малюют?

 Людям, которым нечего скрывать, не надо бояться раввинских судов. А вот тем, кто мог быть связан с мошенничеством, стоит хорошенько подумать, потому что сегодня их обман будет раскрыт. Стали доступны советские архивы, нет проблем проверить тот или иной документ на соответствие. Есть нужные связи на местах. Нередко подключаются и полицейские криминалисты, если нужно распознать фальшивку. У организации «Шорашим» («Корни») свои филиалы в России, и они связаны с архивами, ЗАГСами, нет проблем получить нужный документ, Красный крест тоже к их услугам, домовые книги и многое другое.

Вопреки тем бредням, которыми кормят русскоязычных читателей, анализ ДНК применяется лишь в абсолютно тупиковых случаях, когда возникла проблема с документами или пропали архивы. И это — лишь еще один шанс подтвердить еврейство. Такая проверка используется в самых крайних случаях, зато неоднократно она способствовала подтверждению еврейской идентичности.

Есть еще один момент, на который мало кто обращает внимания. За все эти годы, насколько мне известно, никогда не открывались уголовные дела по такого рода случаям, хотя использовать поддельные документы – это криминал. Более того, мне неизвестно ни об одном случае депортации. Ограничивались каким-то незначительным изменением статуса – и не более того.

А весь этот бред, все эти потоки брани, которые обрушились на раввинские суды со стороны известной всем партии, повторяющей избитые утверждения об издевательстве над «русскими» – не имеют никакого отношения к реальности. Нечего делать из раввинов инквизиторов и раздувать огонь вражды.