
Когда моей дочке Мирьям было лет пять, мы отправились в поликлинику за какой-то медицинской надобностью. По дороге моя принцесса увидела в витрине магазина куклу Барби и стала просить, чтобы я ее купила. Барби оказалась поддельная, то есть дешевая, и я ее с удовольствием купила: пусть ребенок чем-нибудь займется, сидя в очереди. Я не обратила внимания, что на Барби широкое платье специфического покроя. В поликлинике моя любознательная дочь задрала кукле платье и обнаружила на ее животе дверцу с ручкой. Мирьям потянула за ручку, дверца открылась, и внутри кукольного живота оказался маленький розовый пупсик в позе эмбриона.
— Барби беременна! — в восторге закричала моя дочь. — У нее в животе ребеночек!
Сидящая рядом хасидка в шляпке-таблеточке поверх жесткого парика пришла в священный ужас.
— Девочка знает слово «беременная»? Сколько ей лет?
— Пять. Ну и что?
— Как можно рассказывать детям такие вещи?
— Ну, она знает только те вещи, которые она в состоянии понять в ее возрасте. Она не знает, как именно возникает беременность. Но она понимает, что ребеночек вырастает внутри живота, а потом врачи достают его оттуда.
— Зачем ты ей это рассказала?
— Затем, что я недавно родила, и я не разрешала ей скакать по моему животу, объясняла, что там внутри сестренка или братик. Разве ты не отвечаешь на вопросы детей о том, откуда взялась новая сестра или брат?
— А зачем отвечать на их вопросы? Дай ребенку конфету, он и отстанет.
Потом она еще долго выспрашивала меня, в каком хедере учится мой сын, чтобы ни за что не отдавать своих сыновей в тот же самый хедер.
Вы можете рассказывать детям меньше или больше — у каждой общины свои обычаи на сей счет. Мальчики из семей хасидов и литваков многое узнают на уроках гмары, а часто и просто из бесед ребе. При этом законы чистоты языка не нарушаются: ребе использует иносказания, но дети его понимают. В религиозно-сионистском обществе ученики шестого класса на уроках «основ наук» изучают тему «размножение человека». Остальное им рассказывают уже в средних и старших классах на самых разных занятиях, и не в последнюю очередь — на уроках ТаНаХа. Вы можете рассказать про беременность раньше или позже, но запрещено делать одно: вместо ответа совать ребенку конфету, давать шлепок или отделываться фразой «вырастешь — узнаешь». Нельзя растить его благочестивым за счет интеллекта. А интеллект — это вопросы. Ребенок должен их задавать не ради конфет, а ради ответа.
Подумайте вот о чем: иврит — один из немногих языков, в котором есть общеупотребительное, не обсценное и не научное слово для обозначения женского полового органа. (Для обозначения мужского употребляется эвфемизм: «заин» означает «меч, кинжал»). Получается, что иврит приспособлен для обсуждения именно женской сексуальности: она устроена сложнее, чем мужская. Если есть «приличное» слово для сего предмета, то и сама тема не является запретной. А уж тема беременности — тем более.