Выпуск #26

Гарри Канаев: «Больше всего меня поразило, что концерты классической музыки начинались с гимна Израиля»

У Гарри Канаева две творческие жизни: известный композитор, параллельно работающий журналистом и ведущим на телеканале STMEGI TV. В прошлом месяце он отметил 60-летие творческим вечером в Архиповском зале Московской консерватории при поддержке президента международного благотворительного фонда СТМЭГИ Германа Захарьяева. Юбилей – отличный повод поделиться важным и вспомнить прошлое

Екатерина Милицкая
Фото: KOLDUNOVA+KLYOSOV

…Как полезно слушаться маму

«Когда я учился в музыкальном училище, моя мудрая мама посоветовала поступать в университет – мне легко давались языки. Она сомневалась, что я, горский еврей, легко попаду в консерваторию, зато после университета у меня в любом случае будет профессия. И я поступил в Дагестанский государственный университет на факультет романо-германской филологии. А потом и в консерваторию. Но зачем бросать начатое? Так что в консерватории я учился очно, а параллельно на заочном в университете. Вместе с консерваторским дипломом я получил и диплом филолога. И когда начал работать в фонде СТМЭГИ, сначала в газете, а затем и на STMEGI TV, для меня это тоже была профессиональная реализация – как журналиста, редактора, автора телепроектов. Так что у меня две профессии – и в обеих я реализован».

Из Махачкалы в Москву через Израиль

Гарри Канаев родился в 1961 году в Махачкале. Начал писать музыку в 16 лет, окончил музыкальное училище имени Готфрида Гасанова, а затем Московскую консерваторию по классу композиции. Параллельно отучился на филфаке Дагестанского государственного университета. 13 лет проработал на кафедре теории и истории музыки Дагестанского государственного педагогического института, а в 2001 году репатриировался в Израиль, где начал писать музыку для кино. В 2011 году вернулся в Москву. Работал над музыкой к нескольким фильмам, в том числе к телефильму «Семейный альбом», который вышел в 2016 году на Первом канале.

…Как благодаря телевизору у нас появилось пианино

«Мне было пять лет, когда родители решили купить телевизор. Мама дала папе деньги, и он отправился в магазин. Но в магазине его взгляд упал на пианино, и он решил во что бы то ни стало его приобрести. Для начала рассказал о своей идее маме: та была против, но папа настаивал на своем. Когда на следующий день мама вернулась с работы, в подъезде лежали обломки деревянной упаковки, а из квартиры доносилась музыка. В комнате стояло пианино, а за ним сидел я и что-то играл. «Мама, правда, я хорошо играю?» ‒ спросил я. «Да, конечно, ‒ ответила она. – Но лучше всего играет твой папа!»

…Как важно слушать внутренний голос

«Переехав в Израиль, я пошел на курс симфонического дирижирования в Академии музыки имени Рубина Тель-Авивского университета. Мне хотелось быть в гуще местной музыкальной жизни, знакомиться с израильскимимузыкантами, и учеба должна была мне в этом помочь. Учиться было трудно, с ивритом у меня тогда было не очень хорошо. И вот однажды я вышел с лекции, и внутренний голос начал настойчиво мне шептать: «Подойди к доске объявлений! Подойди!» Я не понимал, какой в этом смысл, ведь объявления на иврите, который я почти не знал. Но пошел к стенду и среди множества объявлений увидел одно маленькое, по-русски: «Требуется композитор для записи музыки к кинофильму». 

Так я познакомился с Леонидом Прудовским, известным ныне израильским кинорежиссером, сценаристом, продюсером и актером. Я написал музыку к его курсовой работе ‒ фильму «Местами дожди», потом мы работали вместе еще в четырех картинах, среди которых была «Темная ночь», номинированная на студенческую премию Американской академии киноискусств, и «В пяти часах от Парижа», взявшая приз за лучший фильм на кинофестивале в Хайфе».

…Как поработать с гением по рекомендации

«В Израиле мне довелось поработать под руководством великого дирижера Зубина Меты. В филармонический хор «Певцы филармонии» («Замерей Филармония») требовались баритоны для исполнения «Богемы» Пуччини, и меня взяли без прослушивания по рекомендации одной из солисток хора. Наиболее сложным для меня произведением стала 9-я симфония Бетховена с солистами и хором, а вот «Травиата» оказалась неожиданно легкой. Но самым большим впечатлением было то, что каждый наш концерт начинался исполнением «Хатиквы» ‒ гимна Израиля». 

…Как музыка может изменить судьбу

«К фильму «В пяти часах от Парижа» я написал песню «Сердце Парижа». Одна моя знакомая сделала на нее фотоклип и переслала посмотреть своей знакомой, которая жила во Франции. Та увидела в титрах фамилию Прудовского – и оказалось, что когда-то Лёня учился у нее в еврейской школе в Петербурге. Лёня был очень рад получить от нее весточку, они списались и договорились встретиться в Париже на премьере картины. Но она пришла не одна, а со своей приятельницей по имени Доротея. Лёня, увидев ее, влюбился с первого взгляда. У них как-то сразу всё закрутилось, он учил французский, которого совсем не знал, и в конце концов они поженились и поселились в Париже. В день, когда мы с Лёней, встретившись в Москве, обсуждали работу над кинофильмом «Семейный альбом», прямо во время нашей встречи он получил сообщение от Доротеи: она прислала ему фотографию с УЗИ, на которой была их будущая дочка. Я тогда ему сказал: «Ты понимаешь, что это музыка вас познакомила? Вот она, ее волшебная сила!»