На протяжении едва ли не целого века еврейская организация HIAS успешно помогала еврейским беженцам, но отказ от сионизма в эпоху, когда именно Израиль стал центром жизни еврейского народа, сделал некогда важную организацию союзником врагов
Между 1881 и 1914 годами более двух миллионов евреев, по большей части из Российской и Австро-Венгерской империй, спасаясь от погромов и травли, мигрировали в США. Путь из Восточной Европы в Америку был долог, а в конце изнурительного плавания скитальцев ожидало очередное испытание — регистрация в иммиграционном ведомстве.
До 1892 года иммигранты прибывали в Касл-Гарден на южной оконечности Манхэттена и после регистрации получали долгожданное разрешение на въезд. Однако число иммигрантов росло, чиновники не справлялись с нарастающей нагрузкой, и власти нашли новое решение.
С 1 января 1892 года иммиграционный пункт открылся на расположенном неподалеку острове Эллис. Состоятельных пассажиров высаживали на Манхэттене, и они въезжали в страну без проверки и регистрации, прибывших третьим и четвертым классом везли на Эллис. Там чиновники иммиграционной службы через переводчиков расспрашивали их о семейном положении, роде занятий, возрасте, состоянии здоровья, месте проживания в стране исхода и цели приезда. Начиная с 1899 года у иммигрантов стали также выяснять этническое происхождение. Тех, кто не успевал пройти процедуру, оставляли на острове на ночь, заболевших госпитализировали. Около 2 % от всех (не только еврейских) иммигрантов, не сумев получить разрешение, возвращались обратно.
Добро пожаловать!
В год, когда администрация США перенесла иммиграционный пункт на остров Эллис, было воссоздано Общество помощи еврейским иммигрантам HIAS (Hebrew Immigrant Aid Society). Его основали еще в 1881 году, но через два года закрыли. Теперь организаторы HIAS вновь решили облегчить еврейским иммигрантам жизнь.
Прежде всего общество разместило на острове Эллис своих представителей. В синих шапочках с вышитой аббревиатурой HIAS они первыми встречали переселенцев. Теплая, успокаивающая встреча сводилась не только к выражению солидарности. Новоприбывшим объясняли законы въезда в США, переводили на идиш вопросы иммиграционных властей, помогали обменять свои деньги на доллары, получившим отказ предоставляли юридическую консультацию. Иногда представителям HIAS удавалось умерить пыл чиновников, решивших отказать еврейским иммигрантам.
Помощь HIAS распространялась далеко за пределы острова Эллис. Активисты встречали евреев, получивших разрешения, в Нью-Йорке, старались оградить от мошенников, ожидавших уже на пристани, помогали связаться с американскими родственниками. HIAS открыла бюро по трудоустройству и классы для детей иммигрантов в Нижнем Ист-Сайде, оказывала юридическую помощь в получении гражданства, издавала двуязычную газету на идише и английском языке под названием Jewish Immigrant, ее распространяли в США и России.
В Европе посланникам HIAS удалось договориться с судоходными компаниями об улучшении условий для еврейских переселенцев. Так, немецкая HAPAG установила на кораблях стенды с судовыми правилами на идише. В некоторых случаях удавалось организовать в плавании кошерное питание.
К началу Первой мировой войны HIAS из небольшой группы, помогавшей еврейским иммигрантам на острове Эллис и в Нижнем Ист-Сайде, стала крупной организацией с офисами по всей стране. В 1912 году через информационный отдел нью-йоркского филиала HIAS прошли уже 50 тысяч человек, 15 тысяч иммигрантов получили помощь, а в учебных классах обучались около 4 000 детей.
На запад через восток
В годы войны деятельность HIAS вышла за пределы США. Сотни тысяч евреев России, Польши и Галиции в эти годы были интернированы, подверглись гонениям и произволу. Организация помогала еврейским беженцам, покидающим зоны боевых действий.
Всего за время Первой мировой войны в США въехали около 62 тысяч евреев. Некоторые добрались до западного побережья через японский порт Иокогаму. Это была часть большой группы из примерно 20 тысяч евреев, бежавших от большевиков за Уральские горы. Около 2 000 по Транссибирской магистрали достигли Владивостока и Харбина, а оттуда перебрались в Иокогаму. Концентрация в этих трех дальневосточных городах еврейских беженцев, надеявшихся попасть в США, стала причиной интенсивной деятельности HIAS и в этой части планеты.
Скопившиеся на Дальнем Востоке беженцы оказались в совершенно незнакомой среде и крайней бедности. Сэмюэль Мейсон, посланник HIAS на Дальнем Востоке, описывает в своих отчетах их тяжелое положение, подчеркивая, как важно предоставить им кров, еду, медицинскую помощь, помочь найти родственников в США. Мейсон добился открытия в Иокогаме представительства HIAS. Оно не оставляло своим вниманием еврейских беженцев вплоть до эмиграции в США или другую страну. В Иокогаме открыли синагогу, там отмечали еврейские праздники, проводили культурные мероприятия и семейные церемонии.
С окончанием войны иммиграционный поток с Дальнего Востока прекратился. Вновь открывшиеся морские пути позволили возобновить иммиграцию через порты Западной Европы. В 1920 году филиал в Иокогаме закрылся.
Осторожно, двери закрываются
Еврейская иммиграция в период между двумя мировыми войнами кардинально отличалась от той, что была с конца XIX века.
Полностью изменилась геополитическая реальность: возникло множество новых национальных государств со своими часто достаточно жесткими миграционными законами. Созданные по всей Европе консульства гораздо внимательнее относились к проездным документам и разрешениям. Всё это сделало иммиграцию еще более длительным и мучительным бюрократическим процессом, серьезно ограничило передвижение внутри Европы и за ее пределами. В это же время в гражданской войне, бушевавшей на Украине в 1918-1920 годах, было убито и ранено около 100 тысяч евреев. Десятки тысяч уцелевших стремились покинуть ставшие совсем чужими родные края.
Испытывая страх перед потоком иммигрантов из охваченной бедствиями Европы, США приняли два ограничительных закона. Закон от 1921 года предоставлял каждой стране иммиграционную квоту в размере 3 % от числа ее подданных, бывших резидентами США в 1910 году. В 1924 году новый закон снизил квоту до 2 %.
Инициаторы закона обнаружили, что результаты переписи 1910 года позволяют въехать слишком большому количеству иммигрантов из Южной и Восточной Европы, поэтому в качестве нового определяющего года они ввели 1890-й — тогда число евреев и итальянцев в США было относительно низким. Въездные визы отныне выдавались не на острове Эллис, а в странах исхода американскими консулами.
Законы о квотах значительно сократили количество иммигрантов, получивших разрешение. У консульств США повсюду вытянулись длинные очереди. HIAS открыла отделения в странах с большой еврейской иммиграцией.
Сложившаяся ситуация превратила HIAS в крупнейшую и важнейшую иммиграционную организацию в еврейском мире, способную предоставить надежную информацию и квалифицированную помощь, причем не только эмигрирующим в США.
Вместе можем больше
В начале июня 1921 года Еврейское колонизационное общество (ISA) организовало в Брюсселе конференцию для решения проблем еврейской иммиграции. На встрече присутствовали 32 делегата из 20 организаций. Всё закончилось без каких-либо реальных результатов, однако уже в сентябре по инициативе HIAS созвали конференцию в Праге и там решили создать Объединенный комитет еврейской эмиграции Еmigdirect.
На учредительной конференции Еmigdirect приняли ряд практических решений: ввести единообразие в работу иммиграционных компаний; публиковать надежную и актуальную информацию; вести переговоры с консулами о получении виз на въезд в их страны; помогать еврейским иммигрантам, ожидающим отъезда в портах Европы и ищущим работу на новом месте.
Важным достижением Еmigdirect стало создание банка, взявшего на себя финансовое управление еврейской иммиграцией: обмен валют, переводы в различных валютах, продажа билетов на корабли, предоставление иммигрантам ссуд и финансовой помощи.
Новая организация начала издавать газету на идише «Еврейская эмиграция», в ней предоставлялась масса необходимой информации. Объединенный комитет вступил в переговоры с судоходными компаниями, добиваясь, чтобы билеты стали дешевле, а условия плавания лучше. Он выступал от имени множества организаций и поэтому добился реальных уступок.
После того как стало ясно, что ворота США для еврейских иммигрантов закрылись, Еmigdirect занялся снижением стоимости билетов на рейсы в Южную Америку. Организация закупала сотни билетов у различных судоходных компаний и продавала их по сниженной цене, это избавляло иммигрантов от необходимости заключать договоры с туристическими агентами или судоходными компаниями.
В конце 1926 года HIAS, ICA и Еmigdirect объединились в структуру под названием HICEM (аббревиатура: HIAS, ICA, Еmigdirect) и стали сотрудничать с 23 иммиграционными компаниями в 18 странах. В течение первых девяти месяцев через офисы новой организации прошло около 70 тысяч человек, 12 тысяч заявителей получили юридические консультации и более 31 тысячи иммигрантов были отправлены в разные страны.
Кроме того, HICEM изыскала ресурсы на профессиональную переподготовку. Для желавших иммигрировать евреев организовали сельскохозяйственные курсы. Также HICEM наладила контакты с еврейскими организациями в разных странах, переводила им средства на открытие профессиональных курсов, способных облегчить иммигрантам поиск работы и интеграцию.
«Пособник сионизма»
Одним из основных направлений деятельности HICEM стал поиск стран, готовых принять еврейских беженцев. Представители организации посетили Южную Америку и решили, что наилучшие условия в Аргентине, Бразилии и Уругвае.
В это же время HIAS помогала и сионистскому движению: всячески поддерживала репатриантов, застрявших в Европе без средств к существованию. В США собирали пожертвования конкретно на алию в Страну Израиля. Несколько раз, когда сионистское движение сталкивалось с финансовыми трудностями, HIAS оказывала поддержку общежитиям для репатриантов в Европе.
В 1924 году сионистская организация предложила HIAS весьма оригинальный план сотрудничества по отправке репатриантов. К этому времени британские власти уже ввели жесткие ограничения. Они не коснулись только тех, кто имел 500 фунтов стерлингов или имущество равной стоимости.
Сионистская организация предложила собирать пожертвования для репатриантов, чтобы перевести их в разряд обладателей капитала. Она обязалась предоставить HIAS списки кандидатов, имеющих родственников в США и признанных подходящими для репатриации. HIAS поручалась найти этих родственников. К сожалению, предложение сионистской организации так и не было осуществлено. Тем не менее HIAS помогла ей открыть офисы в Европе и отправить через них репатриантов.
Перед лицом зла
С приходом к власти в Германии национал-социалистов HIAS тщетно пыталась помочь оставшимся там евреям. Организация вела переговоры с администрацией США об увеличении иммиграционных квот из Германии. Главы HIAS пробовали обращаться напрямую к президентам США Гуверу и Рузвельту. HIAS также направила своего представителя на конференцию, созванную во французском городе Эвиан 6 июля 1938 года для обсуждения вопроса о еврейских беженцах. Однако, когда стало ясно, что жесткую иммиграционную политику не изменить, сосредоточила усилия на переправке еврейских беженцев в Южную Америку.
Филиал HIAS открыли в Лиссабоне, где начали собираться еврейские беженцы со всей Европы. Кроме того, организация стала предоставлять экономическую помощь евреям, лишившимся всего в результате охвативших Европу преследований.
К сожалению, в самые ужасные годы организованного истребления евреев возможности HIAS были практически сведены на нет. Лишь после войны представители организации снова начали действовать, прежде всего в лагерях для перемещенных лиц. Они помогали воссоединиться семьям — отыскать выживших родственников или хотя бы получить информацию об их судьбе. HIAS помогала выжившим восстанавливать удостоверения личности. Это была крайне запутанная и сложная бюрократическая процедура. Как правило, у бывших заключенных не было документов, многие по-прежнему использовали поддельные. Представители организации оказывали поддержку в лагерях для перемещенных лиц, сопровождали людей в первые годы после освобождения.
Меж двух стульев
В послевоенные годы HIAS в немалой мере помогла молодому еврейскому государству, вынужденному принять сотни тысяч лишенных всего репатриантов из мусульманских стран и Восточной Европы. На средства HIAS построили 135 центров абсорбции по всему Израилю для 8 000 репатриантов, обретших свой первый дом на Родине.
HIAS арендовала для израильского правительства самолеты, доставлявшие репатриантов, предоставляла на особых условиях ссуды тем, кто нуждался в помощи.
Организационный и финансовый вклад HIAS в прием колоссальной алии 1950х годов был велик. Но поскольку приоритетом HIAS была помощь иммигрантам, а не сионизм, организация одновременно помогала и тем, кто решал покинуть Израиль.
Возможно, именно в этот момент, когда уже было создано еврейское государство, а организация осознанно и принципиально предпочла отвергнуть идею сионизма, и было заложено неизбежное вырождение этого славного и важного еврейского общества.
Крутой поворот
Последней большой группой еврейских иммигрантов в США, получивших помощь от HIAS, стали в 1970-1990 годах евреи из Советского Союза. На этом поток иммигрантов иссяк. Можно было бы, конечно, продолжать помогать еврейской репатриации в Израиль, но сионизм за эти годы, видимо, потерял для руководителей HIAS всю привлекательность.
Однако сворачивать деятельность, лишаясь положения, званий, а главное финансовых поступлений, в организации, разумеется, не спешили. И тогда в 2014 году HIAS официально отринула свои еврейские корни. Более того, она отказалась и от своего полного названия в пользу аббревиатуры. На тот момент генеральный директор и президент HIAS Марк Хатфилд просто заявил, что слово «еврейский» является совершенно ненужным ограничением.
HIAS продолжает действовать, но беженцы, которыми эта организация занимается сегодня, в основном прибывают в США из стран Ближнего Востока и Африки и в большинстве своем являются мусульманами. Поэтому теперь в своей деятельности HIAS активно сотрудничает с исламскими группами, в том числе и теми, что связаны с террористическими организациями.
Так, например, HIAS была партнером организации «Исламская помощь» — американского филиала организации «Международная исламская помощь», запрещенной в Израиле за террористическую деятельность. HIAS также сотрудничала с «Советом по американским исламским отношениям» — организацией, подозревавшейся в причастности к делу «Фонда Святой земли», когда фонд признали виновным в финансировании ХАМАСа.
Не гнушается HIAS и партнерством с номинально еврейскими, но активно антиизраильскими группировками, такими как «Еврейский голос за мир» и IfNotNow — ведущими участниками антисемитской кампании BDS («Бойкот, изоляция и санкции») против Израиля и его сторонников в США. В июне 2017 года президент HIAS Хатфилд и его заместитель (вице-президент) реформистская раввинка Дженни Розен присоединились к этим организациям, подписав письмо в защиту Линды Сарсур — антисемитской политической активистки, призывающей к уничтожению Израиля, публично поддерживающей ХАМАС и лидера «Нации ислама» Луиса Фаррахана — поклонника Гитлера.
В Израиле HIAS тоже продолжила работу, правда, в очень определенном ключе. Она сотрудничает с радикальными левыми группами — препятствует депортации нелегальных инфильтрантов из Судана и Эритреи. Напрочь игнорируя то, что Израиль не является государством иммигрантов и не имеет иммиграционного законодательства, а Закон о репатриации касается лишь евреев и их потомков с семьями, активисты HIAS летом 2020 года развернули протест и требовали, чтобы Государство Израиль расширило права нелегальных африканских инфильтрантов, потерявших рабочие места из-за пандемии.
На протяжении едва ли не целого века еврейская организация HIAS успешно помогала еврейским беженцам. Она сумела уберечь тысячи людей от лишений, голода, а то и смерти. Однако принципиальный отказ от сионизма в эпоху, когда именно Израиль стал центром жизни еврейского народа, вместе с прогрессистской идеологией в итоге превратили некогда важную еврейскую организацию в соратника тех, кто открыто борется против еврейского народа, его национальных прав и его будущего.