«Таинственный остров» в блокадном городе

«У нас не было топлива. Чтобы выбрать аэростаты, то есть опустить их из воздуха для перезарядки, надо было включать автомобильные моторы, а бензина не было. И тогда я вспомнил «Таинственный остров» Жюля Верна. С детства запомнилась мне глава «Топливо будущего». Достал эту книгу. Перечитал. Там было прямо написано: что заменит уголь, когда его не станет? Вода. Вода, разложенная на составные части, водород плюс кислород. Я думаю — не пришло ли это время?»

Александр Энгельс
Ассоциация "Четвертое поколение"

В предыдущей публикации мы рассказывали о военном художнике Балтфлота Соломоне Бойме, который служил в Кронштадте. В перерывах между созданием листовок и плакатов для фронта он рисовал блокадный город, Дорогу жизни, боевые корабли…

Боим Соломон Самсонович. Дирижабли в Ленинграде во время блокады. 1942

Одна из картин запечатлела движение по улице огромных аэростатов. В них было спасение ленинградцев от воздушных налетов.

А однажды сама система аэростатов ПВО стала нуждаться в спасении. И с этим связана удивительная история, героя которой в документальном фильме студии Якова Каллера назвали «Водородный лейтенант».

Звали этого лейтенанта-еврея Борис Шелищ. 

Его историю отразили в «Блокадной  книге» Алесь Адамович и Даниил Гранин. Вот эти воспоминания, описывающие драматичный эпизод октября 1941 года, когда в Ленинграде стал заканчиваться бензин.

В декабре 1941 года Борис Шелищ был награжден орденом Красной Звезды

«У нас не было топлива. Чтобы выбрать аэростаты, то есть опустить их из воздуха для перезарядки, надо было включать автомобильные моторы, а бензина не было. Ведь сотни аэростатов висели над городом, они не давали фашистским самолетам снижаться, мешали пикировать, вести прицельное бомбометание. ….Со временем водород тяжелеет, аэростат снижается, вместо трех-четырех тысяч метров висит низко и преграды для самолета не представляет. Встал вопрос — как быть? Мне пришло в голову идея выбирать аэростаты лифтовой лебедкой. Раздобыл я такую лебедку, привез, но к этому дню не стало электрической энергии. И тогда я вспомнил «Таинственный остров» Жюля Верна. С детства запомнилась мне глава «Топливо будущего». Достал эту книгу. Перечитал. Там было прямо написано: что заменит уголь, когда его не станет? Вода. Как вода? А так — вода, разложенная на составные части, водород плюс кислород. Я думаю — не пришло ли это время? Мы выдавливали оболочку аэростата, выпускали так называемый грязный водород, а это все равно что выливать на землю бочку бензина. Думаю: сейчас, когда у меня есть под руками грязный водород, это же топливо. То самое, про которое Жюль Верн писал…»

На самом деле в условиях войны и блокады невероятно труден был путь от научного озарения до реализации открытия. Первый опыт подачи водорода в двигатель привел к его запуску, а затем – к взрыву, к контузии военного инженера. Приходилось искать решения, экспериментировать, рисковать – и торопиться, т.к. город терял прикрытие с воздуха.

В результате ум и настойчивость лейтенанта Шелища были вознаграждены. Из старых огнетушителей  он придумал систему водного затвора, приспособил эти самодельные устройства к двигателям – и они стали работать… лучше чем на бензине.

Да, это не литературный образ. Вот еще один отрывок воспоминаний: «Все аэростаты выбирать стали на новом топливе, на водороде. Лучше работали, чем на бензине. Я вам скажу, почему лучше. Потому что в холод двигатели на бензине плохо заводятся. Надо их прогревать. На водороде же и при морозе с пол-оборота заводятся». 

Работа была проделана стремительно. Уже к началу ноября с помощью этих устройств восстановили работу 100 автомобильно-аэростатных пунктов, а всего на водород перевели более 300 пунктов. Система аэростатных заграждений ПВО вновь встала на защиту города.

За это в декабре 1941 года Борис Шелищ был награжден орденом Красной Звезды. А в 1943 г. им было получено авторское свидетельство на способ использования водорода в качестве топлива для автомобильных двигателей внутреннего сгорания. 

Спустя много лет, в 70-е годы тема путей к внедрению водородного топлива встала перед учеными многих стран, которые трудились совсем в других условиях.  В России XXI века эти исследования организовывала Ассоциация водородной энергетики, которую возглавил Петр Борисович Шелищ.

Кардинально продвинуться в этой области ученым всего мира пока не удалось. Но мы понимаем, что это вопрос времени, что когда-нибудь человечество обязательно встанет на путь, предначертанный Жюль Верном.

И хочется надеяться, чтобы в этот момент потомки вспомнили о тех, кто был первым.

Чтобы вспомнили о «Водородном лейтенанте».