В предыдущей публикации мы рассказывали о военном художнике Балтфлота Соломоне Бойме, который служил в Кронштадте. В перерывах между созданием листовок и плакатов для фронта он рисовал блокадный город, Дорогу жизни, боевые корабли…
Одна из картин запечатлела движение по улице огромных аэростатов. В них было спасение ленинградцев от воздушных налетов.
А однажды сама система аэростатов ПВО стала нуждаться в спасении. И с этим связана удивительная история, героя которой в документальном фильме студии Якова Каллера назвали «Водородный лейтенант».
Звали этого лейтенанта-еврея Борис Шелищ.
Его историю отразили в «Блокадной книге» Алесь Адамович и Даниил Гранин. Вот эти воспоминания, описывающие драматичный эпизод октября 1941 года, когда в Ленинграде стал заканчиваться бензин.
«У нас не было топлива. Чтобы выбрать аэростаты, то есть опустить их из воздуха для перезарядки, надо было включать автомобильные моторы, а бензина не было. Ведь сотни аэростатов висели над городом, они не давали фашистским самолетам снижаться, мешали пикировать, вести прицельное бомбометание. ….Со временем водород тяжелеет, аэростат снижается, вместо трех-четырех тысяч метров висит низко и преграды для самолета не представляет. Встал вопрос — как быть? Мне пришло в голову идея выбирать аэростаты лифтовой лебедкой. Раздобыл я такую лебедку, привез, но к этому дню не стало электрической энергии. И тогда я вспомнил «Таинственный остров» Жюля Верна. С детства запомнилась мне глава «Топливо будущего». Достал эту книгу. Перечитал. Там было прямо написано: что заменит уголь, когда его не станет? Вода. Как вода? А так — вода, разложенная на составные части, водород плюс кислород. Я думаю — не пришло ли это время? Мы выдавливали оболочку аэростата, выпускали так называемый грязный водород, а это все равно что выливать на землю бочку бензина. Думаю: сейчас, когда у меня есть под руками грязный водород, это же топливо. То самое, про которое Жюль Верн писал…»
На самом деле в условиях войны и блокады невероятно труден был путь от научного озарения до реализации открытия. Первый опыт подачи водорода в двигатель привел к его запуску, а затем – к взрыву, к контузии военного инженера. Приходилось искать решения, экспериментировать, рисковать – и торопиться, т.к. город терял прикрытие с воздуха.
В результате ум и настойчивость лейтенанта Шелища были вознаграждены. Из старых огнетушителей он придумал систему водного затвора, приспособил эти самодельные устройства к двигателям – и они стали работать… лучше чем на бензине.
Да, это не литературный образ. Вот еще один отрывок воспоминаний: «Все аэростаты выбирать стали на новом топливе, на водороде. Лучше работали, чем на бензине. Я вам скажу, почему лучше. Потому что в холод двигатели на бензине плохо заводятся. Надо их прогревать. На водороде же и при морозе с пол-оборота заводятся».
Работа была проделана стремительно. Уже к началу ноября с помощью этих устройств восстановили работу 100 автомобильно-аэростатных пунктов, а всего на водород перевели более 300 пунктов. Система аэростатных заграждений ПВО вновь встала на защиту города.
За это в декабре 1941 года Борис Шелищ был награжден орденом Красной Звезды. А в 1943 г. им было получено авторское свидетельство на способ использования водорода в качестве топлива для автомобильных двигателей внутреннего сгорания.
Спустя много лет, в 70-е годы тема путей к внедрению водородного топлива встала перед учеными многих стран, которые трудились совсем в других условиях. В России XXI века эти исследования организовывала Ассоциация водородной энергетики, которую возглавил Петр Борисович Шелищ.
Кардинально продвинуться в этой области ученым всего мира пока не удалось. Но мы понимаем, что это вопрос времени, что когда-нибудь человечество обязательно встанет на путь, предначертанный Жюль Верном.
И хочется надеяться, чтобы в этот момент потомки вспомнили о тех, кто был первым.
Чтобы вспомнили о «Водородном лейтенанте».