При погружении в события, которые по времени далеко отстоят друг от друга, иногда замечаем, как они соприкасаются.
Собирая для сайта Ассоциации Четвертое поколение материалы к биографии военврача, начальника полевого хирургического госпиталя, хотел установить факт его родственной связи с носившим такую же фамилию командиром санитарной роты, который получил тяжелое ранение в 1943 г. Отчества – тоже одинаковые, Исааковичи. Решающим было сравнение места рождения. В наградных документах Якова Черниловского был указан Мстиславль, город в Могилевской губернии. Когда в ходе поиска обнаружил, что Залман тоже родился в Мстиславле – испытал радость. Стало ясно: тяжелораненный военврач Залман Черниловский – брат Якова, тоже военврача (на фотографии он увенчан множеством орденов).
Они родились в Мстиславле в 1903 и 1905 г. На рубеже веков евреи составляли 60% жителей этого городка черты оседлости. Став юношами, братья устремились в «большую жизнь», как и многие евреи после отмены ограничений черты. Залман даже успел в 17 лет уйти на Гражданскую войну, на Врангелевский фронт.
Мы не знаем, продолжали ли родители братьев Черниловских жить в Мстиславле. Но если да – тогда они могли разделить участь всех евреев этого городка, трагическую участь.
«Ранним утром 15 октября 1941 года евреев стали выгонять из домов. Было ветрено и очень холодно. Евреев, живших в Заречье, построили в колонну, и повели в город в сопровождении немцев…»
Дальнейший текст документов ужасен, очень тяжело пересказывать.
Там подробно описывается, как погибали мужчины, как – женщины, дети. Как в течение одного дня перестал существовать еврейский Мстиславль.
***
А известность в российской истории евреи Мстиславля получили в середине XIX века. Тогда, в николаевские времена, при конфликте властей с еврейской общиной основным карающим инструментом являлся внеочередной набор рекрутов и кантонистов в армию. В николаевскую армию.
Один из таких конфликтов перерос в столкновение еврейской общины с войсками и получил на языке судопроизводства того времени весьма впечатляющее название – «Мстиславское буйство».
В декабря 1843 г. одного торговца-еврея из Мстиславля заподозрили в том, что часть его товара доставлена контрабандным путем. В процессе изъятия солдаты бесчинствовали, избили еврея, ранили его ударом приклада по голове. Соседи прибежали на выручку, пытались защитить жертву. Офицер приказал солдатам бить евреев. А вслед за этим местная власть решила ужесточить «статью». Был оформлен документ о том, что в результате потасовки несколько ружей этого отряда солдат поломаны. Наказание за это жителям грозило очень серьезное. Нашелся и местный выкрест, с радостью дававший ложные показания.
История противостояния общины и силовиков, увековеченная в народных сказаниях, была подробно описана учеными-историками и этнографами начала ХХ века — Гессеном, Ан-ским, Дубновым… Сейчас уже трудно точно определить, где кончается перечисление исторических фактов и начинается подражание сюжету Пурима. Но некоторые эпизоды действительно символичны: в момент противостояния, дав первый отпор бесчинству солдат и готовясь к новой схватке, евреи Мстиславля три дня провели в посте и молитвах, собираясь духом по примеру современников Мордехая и Эстер.
Губернатор Могилева приехал лично руководить следствием, т. е. чинить расправу. Было арестовано 160 человек, и поскольку они отрицали обвинение в нападении на солдат, им, соблюдающим традицию евреям, в порядке издевательства обрили правую сторону головы и левую часть бороды. В наказание была устроена «децимация» общины — внеочередное взятие в рекруты каждого десятого мужчины. На улицах хватали и пожилых, и малолетних…
К счастью, евреи Мстиславля смогли отправить в Петербург заступника, сумели донести до царя правду о бесчинствах солдат и губернатора. Николай I, причинивший евреям немало бедствий, автор указа о наборе евреев в рекрутскую армию, вник в ситуацию, не побоялся отменить свое предыдущее решение, арестованных выпустил, губернатора сместил с выговором. Редкий случай того, как «протестное движение» в России увенчалось торжеством справедливости и наказанием сфальсифицировавших следственные документы силовиков.
Событие, достойное уважения и в XXI веке.
***
Просматривая фамилии евреев, участвовавших в Мстиславском буйстве 1843 года, обнаружил, что в списке участников, оказавшихся под следствием, упоминаются и Черниловские.
Предки наших военврачей.
Эпохи соприкоснулись…