Сначала — общие сведения.
Выражение «бней Менаше» в переводе означает — «сыны (потомки) Менаше».
Из Торы известно, что Менаше — прародитель одного из 12-ти колен в народе Израиля. Его представители в свое время жили на территории северо-восточной Самарии и на южных склонах Голанских высот. Примерно в 6-м веке до н.э. войска Ассирийской империи захватили земли 10-ти колен Израиля, вывезли их, и расселили по всей огромной территории своего государства. Связь с ними прервалась.
Однако в последнюю тысячу лет периодически появлялись расплывчатые сведения о том, что та или иная этническая группа восходит к какому-либо колену в народе Израиля.
Когда такие заявления делают руководители какой-нибудь большой группы евреев — особого интереса это не вызывает. С ними никто не спорит, но и искать подтверждения тоже никто не стремится. Ибо они и так живут как евреи, и уточнения не имеют никакого практического значения.
Иное дело — когда подобные утверждения исходят от этнической группы, которая не ведет ярко выраженный еврейский образ жизни.
Такие их заявления обычно сводятся к тому, что когда-то их предки были евреями такого-то колена, но в результате исторических «перемещений» они растеряли свой еврейский багаж. Остались у них лишь отдельные элементы, в которых можно усмотреть (но можно и не усмотреть) что-то еврейское.
К такой этнической группе относятся и живущая в северо-восточной части Индии некая общность, представители которой утверждают, что по происхождению они — из колена Менаше.
Иврит они не знают, никаких наших книг у них нет. Однако какие-то отдельные элементы их местных верований и традиций, в определенном смысле — напоминают еврейские.
Их доводы как будто бы не выглядят убедительными. В то же время, в пользу их утверждения говорит, например, факт, что свою связь с еврейским народом, стремление жить на Земле Израиля они начали выражать где-то в конце 19-го века. То есть — еще до того, как в этом можно было увидеть какую-то политическую и/или экономическую выгоду.
Время от времени их посещали ученые-этнографы, выводы которых не были однозначными. Однако постепенно, уже в середине 20-го века, взгляды этой группы, именуемой «бней Менаше», все более отчетливо склонялись в сторону полного принятия на себя еврейского образа жизни.
Все это было, подчеркну, еще до того, когда можно было заподозрить с их стороны поиск какой-либо выгоды.
Лет 40 назад контакт с ними установили некоторые раввины. И постепенно многие известные раввины пришли к заключению, что в утверждении представителей данной группы о своем еврейском происхождения «что-то есть».
Здесь следует отметить, что в пользу бней Менаше свидетельствует и то, что они ведут себя тихо и скромно, не выдвигают политические требования, не добиваются для себя каких-нибудь льгот и т.п.
Раввинат Израиля пришел с руководителями этой группы к некой неформальной договоренности: они получат право на алию в Израиль — с обязательным условием, что еще у себя в Индии они будут готовиться к гиюру, а на территории Израиля пройдут серьезный, полноценный гиюр.
Условие ясно подразумевало, что это будет не поставленный на поток гиюр, но — индивидуальный, не ускоренный, основательный процесс гиюра, обусловленный законами Торы.
О каком количестве людей идет речь?
В общей сложности их 10-15 тысяч человек. Треть из них уже в Израиле. Они добросовестно стараются жить по еврейским законам и обычаям, ведут себя скромно и доброжелательно, не претендуя ни на какие для себя «преимущества».
Будем надеяться, что левые и светские политические партии и организации Израиля — не навредят им, как в свое время они поступили с алией из Эфиопии.
Тогда, в середине 1980-х годов, активисты этих левых организаций убеждали приехавших из Африки и плохо разбирающихся в нашей жизни людей — не иметь дело с раввинами и не проходить гиюр, который для них якобы оскорбителен и унизителен. И призывали приехавших из Эфиопии — жить в нашей стране «прекрасной, полноценной светской жизнью».
К сожалению, левым удалось достичь определенных успехов на этом поприще. В итоге многие эфиопские иммигранты, покинув Эфиопию — так и не влились в настоящую еврейскую жизнь. Что стало причиной больших проблем — и в определении их статуса (еврей-нееврей) и в других многочисленных ситуации социального характера.
На примере, тех, кого не сбили с толку, кто сумел стать полноценными членами еврейских религиозных общин — видно, что судьба эфиопской иммиграции в целом была бы совершенно иной, если бы все приехавшие оттуда люди устояли перед массированными атаками левых сил, по сути — ненавистников еврейского мировоззрения и еврейского образа жизни.
С бней Менаше пока что как будто бы все идет хорошо…