5780 год по еврейскому календарю выдался, мягко говоря, нестандартным. В преддверии Рош ха-Шана мы попросили московских раввинов подытожить Год великого китайского вируса. На фоне минусов есть и плюсы, успехи в личной жизни и общинные достижения. Пожелания каждого из общинных лидеров индивидуальны, но единый мотив – «И вам не болеть!»
Раввин Берл Лазар: «Люди стали молиться и учить Тору по-другому благодаря самоизоляции»
Никто не мог и представить, что Всевышний пошлет такое испытание. Есть история о человеке, который пришел к основателю ХАБАДа рабби Шнеуру-Залману из Ляд (Алтер Ребе). Визитер постучался в дверь, Алтер Ребе спрашивает: «Кто там?» Человек отвечает: «Я». Прошло время, гость и сам стал хасидом. Решил вернуться домой, по пути остановился на постоялом дворе. Там как раз произошла кража, и подозрение пало на нашего героя. Его начали избивать: «Верни товар!» Он крикнул: «Это не я», но удары продолжились. Когда хасида наконец-то отпустили, он вернулся к Алтер Ребе, недоумевая: «Я стал вашим учеником, начал молиться и изучать Тору, как положено. И вдруг такой удар — меня оболгали и избили». Ребе отвечает: «Ты сказал: „Это не я“ один раз, а надо было повторить много раз: „Не я, не я, не я“».
Когда люди говорят: «Я знаю, я точно уверен, я всё распланировал», ничего не получается. Я — последняя буква алфавита. Человек предполагает, а Б-г располагает. Не я решаю, не я планирую.
Мы очень волновались за родителей. Они живут в Милане, который стал эпицентром пандемии. Мы обсуждали разные решения, включая организацию спецрейса из Италии в Америку, позвонили отцу, а он отказался: «Ребе меня отправил в Италию, значит, я должен оставаться с евреями. С поля боя не уезжают». Постфактум выяснилось, что остаться в Милане было правильным вариантом. Все знают, какие жуткие показатели смертности были в Нью-Йорке.
В духовном смысле режим самоизоляции повлиял на наших детей положительно. Одна из дочерей организовала обучающий проект «Кне леха хавер», чтобы девушки друг с другом учились по телефону или через zoom. Число участниц уже дошло до трех с половиной тысяч, в России, Америке, в Израиле, Европе. Я также видел, как много людей в московской еврейской общине стало жить по-другому благодаря карантину. Они начали молиться по-другому, изучать Тору. Сейчас, когда синагоги заработали, это ощущается.
Пандемия наложила свой отпечаток и на галахические вопросы. Например, были вопросы, касающиеся субботы: можно ли носить маску там, где нет эрува. Или темы, связанные с синагогой: можно ли помогать другому еврею надеть тфиллин, если нужно соблюдать социальную дистанцию. К сожалению, эпидемий в еврейской истории хватало, поэтому есть раввинские респонсы, в которых есть ответы на все вопросы.
Самое сложное сегодня — открывать учебные заведения. Нужно делать всё для того, чтобы дети были осторожны и соблюдали правила безопасности. Мы продолжаем активно заниматься благотворительностью. К Рош-а-Шана будут отправлены 20 тысяч наборов тем, кто нуждается в поддержке: продукты, халы, еврейский календарь и Пятикнижие. Это и благотворительная, и моральная поддержка, и общее ощущение праздника.
Если в прошлом главной задачей было, чтобы как можно больше людей собрались в одном месте, сейчас из-за коронавируса цель — всех разделить. Чтобы люди собирались в маленьких группах по 15—30 человек, в разных помещениях. У нас будут разные миньяны, для детей, молодых, пожилых и так далее. В Марьиной Роще планируется 10 разных миньянов.
В Суккот мы построим как можно больше шалашей, чтобы пространства было достаточно, и никто, не дай Б-г, не заразился. Хочу напомнить, что главная заповедь — это забота о другом человеке, поэтому в случае даже легкого недомогания надо оставаться дома, не идти в синагогу.
Московской общине в целом я поставил бы пятерку. Люди были организованными, слушались указаний. Я знаю, что происходило в других местах: «Ну, мало ли что раввин говорит, он сказал, что в синагогу ходить не надо, а мы думаем, что можно». Мы отменили детские летние лагеря, это было тяжелым решением и для нас, и для детей, и для родителей. И при этом община его приняла безропотно, никаких подпольных и импровизированных лагерей не было.
Сказано в Торе: «Земля, которую Г-сподь, Б-г твой, взыскивает; непрестанно глаза Господа, Б-га твоего, на ней от начала года и до конца года». Почему написано так подробно, «от начала и до конца», почему не «весь год»? Любавический ребе объясняет, что новый год — это новый свет, новая энергия. Поэтому я надеюсь, что в 5781 году мы увидим результат и награду за то, что евреи прошли в этом году, и что Б-г пошлет нам главный подарок — Машиаха, которого мы ждем уже тысячи лет.
Главный раввин Москвы, глава Конференции европейских раввинов, Пинхас Гольдшмидт: «Коронавирус сделал хороших людей еще лучше, но и обратное тоже верно»
Произошедшее показало, что всё в мире взаимосвязано. Нельзя сказать: «Мы живем здесь, и нам наплевать на то, что происходит в другой стране». Весь мир — как маленькая деревня, и все мы ответственны друг за друга.
Дядя моей жены умер от коронавируса. Многие родственники со стороны отца переболели в Израиле. При этом моему дяде 98 лет, он учился в одном классе с Генри Киссинджером в Германии, прошел через Освенцим. Они с женой тоже заболели коронавирусом, но бессимптомно. Бывают же железные люди!
Коронавирус сделал хороших людей еще лучше, но и обратное тоже верно. Я уже говорил, после этой «карантинной блокады» будет много детей и много разводов — не все стали готовы к совместному «заключению». Мой сын переболел коронавирусом и находился на самоизоляции. Потом он шутил, что после обычной болезни произносят: «Благословен исцеляющий больных», а в случае с COVID надо говорить: «Благословен освобождающий узников», как после выхода из тюрьмы.
Слава Б-гу, благодаря Zoom есть возможность проводить уроки, заседания и встречи, обсуждать дела, помогать и поддерживать людей удаленно. Так что работы сейчас даже больше, чем до коронавируса. В октябре меня пригласили в Саудовскую Аравию на саммит G20. Посмотрим, будет ли это возможно, исходя из ситуации с COVID. На Рош ха-Шана в синагоге молитвы будут проходить в маленьких группах. Более 60-70 человек в зал мы не запустим, будем разрабатывать программы и для тех, кто не сможет попасть в синагогу.
Я желаю всем здоровья и благополучия. С Б-жьей помощью очень скоро мы сможем все встретиться, молиться вместе и радоваться вместе.
Президент ФЕОР, раввин Александр Борода: «К осенним праздникам мы готовимся, не замечая пандемии»
С одной стороны, это год, подобного которому не было в моей биографии. С другой стороны, это год невероятной активности в Zoom. Увеличилось количество людей, изучающих Тору и тех, кто стал больше учиться в целом.
Пандемия глобально никак не отразилась на моих планах, как на общественных, так и на личных. Все административные планы по развитию ФЕОР продолжили действовать. Мы открыли очень хороший детский сад нового уровня, сейчас будем строить школу «Бнот Менахем», второй уровень. Мы резко увеличили благотворительные планы, помогая нуждающимся, особенно пожилым, кому не рекомендовалось выходить из дома. Более 10 тысяч семей получили продуктовые наборы по 20 кг.
К осенним праздникам мы стараемся готовиться, не замечая пандемии. Предполагается снижение числа прихожан, но готовимся мы в полном объеме. Есть и личные достижения – удалось полностью восстановиться после травмы колена. Оказалось, что мои интернет-уроки хасидизма популярны, я стараюсь подавать философию иудаизма с применением разных образных сравнений и с использованием достижений физики.
Российским евреям я прежде всего желаю здоровья. Я бы хотел, чтобы семейные отношения, укрепившиеся в карантине, никуда не делись, чтобы атмосфера домашнего тепла и любви, в которой многие оказались вынужденно, продолжала существовать. Хотелось бы пожелать всем прихожанам духовного роста, чтобы одно дополняло другое: визиты в синагогу и самоусовершенствование за ее пределами.
Раввин Ицхак Коган: «Пусть следующий год будет лучше всех предыдущих»
Самый большой успех в этом году – в Ростове удалось спасти исторический комплекс из двух зданий (в них располагались ешива и миква), там с 1918 по 1924 гг жили Пятый и Шестой Любавические Ребе. Воды подмыли левую часть строения, пошла огромная трещина. Мы залили новый фундамент. Артур Янаев, Симха Исаев, Савелий Илиев, Герман Хан, Герман Захарьяев, Михаил Фридман и многие другие оказали финансовую помощь. Ремонт главного здания мы закончим с Б-жьей помощью к Рош ха-Шана. Но работы осталось еще на много месяцев.
Во время пандемии были трудности со шхитой, пришлось искать близлежащие варианты, потому что было запрещено переезжать из района в район. Мы один раз приехали, и нас выкинули со свистом. Сказали: «Если вы не хотите остаться на две недели здесь в карантине, быстро уезжайте». Вся наша деятельность была переведена в Раменское: и молитвы, и учеба. Прямо «город-убежище» какой-то.
На сегодняшний день синагога работает процентов на 50. Что касается Рош ха-Шана, я консультировался с раввином Лазаром. Он сказал, что прихожан надо разбить на маленькие группы и развести по разным помещениям. У нас на первом этаже молятся ребята из Грузии, на третьем – все вместе, на четвертом – выходцы с Кавказа.
Я переболел коронавирусом. Думаю, пандемия – это чтобы весь мир понял, что есть Хозяин у этого мира. Желаю всем, чтобы следующий год был не просто замечательным, а лучше всех предыдущих лет.
Раввин Элазар Нисимов: «Пандемия напоминает признаки прихода Машиаха»
Два месяца мы сидели на строгом карантине, но каждый работал из дома – у нас есть проекты, которые можно реализовать на удаленке, например, книгоиздание. Каждый год мы выпускаем несколько книг или молитвенников, а затем раздаем их на благотворительной основе. Сейчас в работе – книга Пеле йоэц (Чудесный советчик) — краткая энциклопедия еврейской этики раби Элиэзера бар Ицхак Папо (1785-1828 гг.)
Поскольку наша синагога находится на территории рынка, где немало торговцев из Китая, мы сразу начали принимать меры предосторожности: маски, антисептик, дистанция. Слава Б-гу, у нас никто не заболел. Наши сотрудники каждые две недели сдают анализы.
В духовном смысле коронавирус – испытание, посланное Б-гом. Мудрецы говорят, что предшествующие приходу Машиаха события похожи на сон. Кто мог подумать, что весь современный мир охватит пандемия с сопутствующими ограничениями? Люди носят маски и сидят на карантине – это тоже признаки, описанные в Торе. Из-за злословия человек заболевал проказой, его выводили за пределы стана. Современные технологии, увы, позволяют злословить и читать злословие в товарных количествах.
Наша синагога работала до апреля и открылась с 1 июня. Без маски на территорию синагоги мы не пускаем. Люди сидят далеко друг от друга, между ними есть свободные кресла. По субботам, учитывая трапезы, которые осложняют принятие защитных мер, мы снизили число прихожан на 50 %.
Я желаю всем людям, чтобы Всевышний избавил их от этой пандемии. Чтобы люди не теряли своих близких и чтобы новый год принес им здоровье, счастье и благополучие.
Раввин Бецалель Мандел: «После кризиса евреи России станут еще сильнее»
5780 год был особенным во всех смыслах, включая положительный: мы расширили программу коллеля и присоединились к всемирной программе изучения Талмуда «Даф йоми». Прошло восемь месяцев, и два трактата уже пройдены! Мы не пропустили ни дня, используя в условиях карантина онлайн-обучение. К сожалению, пришлось закрыть некоторые программы и урезать всё, что только можно было урезать.
Самый важный урок, который я вынес из произошедшего: когда евреи идут путями Всевышнего, Он помогает им в этом, независимо от обстоятельств. Нет возможности молиться в синагоге? Можно это делать дома всей семьей. Нет гостей по субботам и праздникам? Мужья могут больше внимания уделить женам, родители – детям.
У нас потрясающие сотрудники и преподаватели. В некоторых случаях онлайн-занятия посещали даже больше людей, чем до пандемии. Мы продолжаем транслировать занятия и молитвы в интернете и сейчас. На Рош ха-Шана и Йом-Кипур надеемся провести службу, максимально приближенную к нормальной. Израильским раввинам пока еще не дали разрешение на приезд, но мы будем опираться на местные кадры.
Евреи России – стойкая община, пережившая погромы, царский антисемитизм и советскую антирелигиозную политику. Мы переживем и нынешний кризис, обнаружив, что стали еще сильнее. В следующем году будем чаще помогать друг другу, предоставлять своим детям самое лучшее еврейское образование, станем более целеустремленными, чтобы использовать все возможности для служения Всевышнему.
Раввин Мордехай Вайсберг: «Да закончится этот год и его проклятия»
Полгода мы были в самоизоляции, но связь с общиной стала более эмоциональной и искренней. Мы проводили уроки и мероприятия в Zoom при участии сотен и тысяч евреев. Благодаря техническим средствам мы смогли пригласить очень интересных лекторов, например, раввина и даяна Йорама Ульмана. Привезти его из Австралии в Москву было бы тяжело.
Технические средства – это хорошо, но что же с контактом? Не поднимались тосты, не было ешивы, не хватало встреч между людьми. Мы запустили проект под названием «Проект дня рождения», собирали 10-15 человек, которые хорошо друг друга знают. Была очень теплая атмосфера.
Пандемия усилила осознание факта: нет никого, кроме Всевышнего. До коронавируса человек мог распланировать график на ближайшие месяцы. И тут выясняется, что планировать может только Б-г. Он скажет, что будет завтра, что будет послезавтра, какой полет состоится, какой отменится.
Я много времени проводил вне дома, занимаясь общественными нуждами. Был большой проект по раздаче еды, которым руководил раввин Лазар. Сейчас мы открыли учебные заведения в соответствии со строгими директивами Минпроса. В синагоге все сидят в шахматном порядке, в масках, у нас есть антисептические средства для мытья рук на входе. Мероприятия проводятся только во дворе.
Думаю, самым уместным в этом году станет традиционное пожелание: да закончится этот год, а вместе с ним – и его проклятия, да начнется новый год, а вместе с ним – и его благословления.
Раввин Йоханан Косенко: «Планируем молитвы под открытым небом»
Современный человек привык к тому, что всё зависит от него самого. Пандемия показала, что есть высшая сила, что Всевышний управляет этим миром. Весной мы планировали начать строительство общинного центра, но случилось то, что случилось. Надеемся осуществить задуманное в 5781 году.
В личном плане – у нас родился сын, ему уже год. В этом аспекте для нашей семьи этот год был позитивным. Лично для меня открылся формат zoom-уроков, люди, которые раньше не могли присутствовать на занятиях, получили эту возможность.
Одно из последствий пандемии – люди ощутили ценность общины как таковой. В частности, благодаря посылкам, помощи, которую оказали в мае раввины Лазар и Борода. В июне и июле были посылки и подарки к шаббату, люди высоко оценили такое внимание.
Для меня локдаун оказался эдаким большим шаббатом. Можно было перечитать и переосмыслить ранее изученные книги. Включая и Тору. Сейчас я читаю «Историю еврейского народа».
У нас есть открытое пространство, и мы рассматриваем возможность использовать эту территорию по максимуму. Готовим площадку для молитв в осенние праздники, для исполнения заповеди трубить в шофар. Если позволит погода в Йом-Кипур, будем молиться под открытым небом.
Нынешний год продемонстрировал ценность самых базовых вещей. Поэтому желаю всем здоровья, а также понимания того, что у нас есть Отец Небесный. Он направляет и оберегает нас, и на Него мы должны положиться.
Раввин Нисан Левиев: «Всевышний захотел, чтобы мы принесли духовность домой»
Все праздники мы привыкли проводить всей общиной, накрывали столы на 150–200 человек. Внезапно в Песах всё надо было делать одним. Кроме этого, несколько членов общины заразились коронавирусом. Мы помогали им, отправляли в больницу кошерную еду. К сожалению, один прихожанин, довольно молодой человек, умер. Это большая потеря для нас.
Для себя лично я понял, что надо больше времени проводить с семьей. Люди спешат, бегут, а вирус всё остановил. Есть те, кто соблюдают заповеди исключительно в стенах синагоги. Всевышний же захотел, чтобы мы все принесли духовную жизнь домой – молились, изучали Тору. Это урок нам всем.
Сейчас сложно что-либо планировать заранее. За два-три дня до начала молитв «Слихот», которые читают перед Рош ха-Шана, мы еще не знали, будем ли собираться. Когда увидели, что ситуация позволяет, всех обзвонили, и теперь каждое утро есть миньян. Мы потихонечку уже два месяца проводим совместные шаббаты.
Есть история о раввине, который прошел через Холокост и потерял всю семью. Потом его спросили: «Какой день был для вас самым сложным?» Он ответил: «Когда пришла Красная армия и нам сказали, что мы свободны. Я был уверен, что все пройденные испытания – это последний аккорд перед приходом Машиаха. Но тут я увидел, что Машиаха всё нет, и это было самым болезненным ударом».
Поэтому все мы хотим попросить у Б-га, чтобы коронавирус стал последним испытанием. Пусть ближайший Рош ха-Шана все евреи будут праздновать вместе с Машиахом, слушая трубные звуки в Иерусалиме.
Раввин Довид Карпов: «Россия прошла испытание на пятерку с плюсом»
Любой год является успешным, потому что мы движемся вперед и становимся ближе к приходу Машиаха. Я в очередной раз стал дедушкой.
Из-за коронавируса определенные приоритеты и оценки существенно изменились.
Люди наконец-то поняли, что врач – это действительно героическая профессия, крайне недооцененная. Это не футболисты, которые зарабатывают миллионы, пиная мяч. Рядом с нами есть люди, которые каждый день идут как на фронт, потому что, помимо коронавируса, хватает и других опасных заболеваний. Когда человек сталкивается с недугом, он обращается к Б-гу. Сразу после Всевышнего в списке стоит врач.
Россия продемонстрировала умение общества сплотиться перед угрозой и прошла испытание на пятерку с плюсом. И государственные структуры, и само общество. Это вселяет надежду.
Осенние праздники в «Даркей Шалом» будут отличаться от прошлых лет только мерами безопасности. У нас долгое время не было входной платы, к нам приходили люди, которые не могли себе позволить праздничную молитву в других общинах. Сейчас же придется установить жесткий пропускной режим из-за коронавируса. В остальном всё будет то же самое, община работает в обычном режиме.
Мой коллега из США сказал, что раввин Хатам Софер, который жил в XIX веке, сделал предсказание: 5780 год будет временем испытаний, а следующий год – временем благословений. Будем надеяться, что это свершится. Российским евреям я желаю доброго и сладкого года. Хочу добавить: и здорового во всех отношениях, физическом и духовном.
Моше Хохлов: «Желаю устойчивых антител к коронавирусу и равнодушию»
Во время карантина различать дни было непросто, но помогал отсчет омера между Песахом и Шавуотом. Это напоминало нам, что жизнь – не дорога в небытие, а восхождение на духовные высоты. На время пандемии жизнь нашей общины остановилась, но мы продолжили оказывать помощь: одному нужно было надеть тфилин, другому – помочь со срочной операцией, третий потерял источник заработка.
Я за время пандемии прошел первую часть талмудического трактата «Кидушин». В частности, там комментируется понятие «праведник, которому хорошо» и «злодей, которому хорошо»: это люди, которые ищут хорошее в других. Очень актуально в нынешнее время, когда поиск хорошего в окружающих и окружающем важен как никогда.
Осенние праздники мы проведем дома, с семьями. Поэтому слова поддержки и поздравления мы озвучиваем заранее, о помощи друзьям общины заботимся заблаговременно. Цели на следующий год – успеть сделать то, для чего каждый из нас создан. Раввин Йосеф Ицхак Джейкобсон говорит, что вещи, которые вызывают наибольшее сопротивление в нашей жизни, и являются самыми важными.
В преддверии Рош ха-Шана я хотел бы пожелать каждому успеть сделать то, для чего он пришел в этот мир. И конечно, скорейшей вакцинации всем нам, устойчивых антител к коронавирусу и равнодушию.
Раввин Шия Дайч: «Мой отец – пример для подражания в плане благотворительности»
Пару лет тому назад мы открыли синагогу в нашем центре. Изначально «Шаарей цедек» – это место, где предоставляется помощь: еда, медицинское обслуживание, уход за больными, всё, чтобы помочь старым и одиноким людям. Потом я увидел, что многие посетители хотят помолиться, надеть тфилин. Поэтому мы переоборудовали маленькую комнату в центре под синагогу.
В период коронавируса ее пришлось закрыть, и я подготовил новое место в фойе центра. Мы превратили его в синагогу «Тфила ле-Моше» («Молитва Моше»), которая в два раза больше предыдущей, там есть почетное место для раввина Берла Лазара. Синагога названа в честь моего отца, который является примером для подражания в сфере благотворительности: в Израиле он открыл более 30 столовых для неимущих.
Мы были практически единственным учреждением в Москве, которое не прекращало работать ни на день. Из-за коронавируса было много больных. Каждый из них постоянно получал кошерную пищу, речь идет о десятках порций еды, которую развозили ежедневно. У нас была диспетчерская служба, она работала 24 часа.
Раввин Лазар попросил меня и моих коллег помогать нуждающимся семьям. Каждую неделю по средам мы раздаем корзины с едой многодетным семьям в преддверии субботы. К праздникам мы готовим корзины с едой: гранаты, яблоки, мед, а также брошюру, где рассказывается, как провести Рош ха-Шана.
Российским евреям я желаю здоровья и побольше милосердия по отношению друг к другу. Именно милосердие приведет к Избавлению в наши дни, как написано в Торе.
Раввин Залман Дерен: «Один человек заражает миллионы, один прихожанин создает целую общину»
Пандемия продемонстрировала, на что способен один человек. Он заболел, заражает двоих, те заражают четверых, и через месяц речь идет о миллионах людей по всему свету. Теперь посмотрим на это в положительном аспекте: один раввин немножко влияет на двоих прихожан, и, если такая динамика продолжится, через 10 лет получится огромная, счастливая еврейская община.
У нас всегда большое внимание уделяется праздничным мероприятиям. В Хануку приходит 80-100 человек, год тому назад на Рош ха-Шана собралось 15 семей. Сейчас мы работаем над созданием инфраструктуры еврейской общины, чтобы не только шаббат и мероприятия, а ощущение полноценной еврейской жизни. Мы начали с ежедневного детского центра. Детей постарше не проблема отправить в Марьину Рощу, а вот детсад для малышей в возрасте двух-четырех лет должен быть неподалеку от места проживания.
Из-за коронавируса не было общинного седера, не было праздника в Лаг ба-Омер, когда мы обычно приглашаем людей на барбекю. Зато раз в неделю собирались в Zoom, а также занимались поддержкой еврейских семей в других районах. Около 200 продуктовых посылок раздали.
По субботам мы уже начали собираться – либо внутри, либо, когда погода позволяет, во дворе. Во многом фарбренген важнее молитвы, потому что именно там люди, которые еще не соблюдают кашрут и шаббат, приближаются к иудаизму. У каждого есть маленькая бутылка виски, все соблюдают дистанцию.
Желаю всем крепкого здоровья, а нашим знакомым евреям в Вешках – еще больше приблизиться к еврейству в будущем году.
Раввин Борух Клейнберг: «Машиах должен прийти неожиданно»
В этом году на основе книги, которую я прочел, возник курс в EuroStars. Книга называется «Лех леха» («Иди к себе»), она посвящена еврейскому селф-коучингу с хасидской точки зрения.
Благодаря пандемии мы всей семьей наконец-то собрались вместе. Особых торжеств не было, бар-мицв и тому подобного, но то, что собрались вместе, – это редкость. Во время карантина мы старались поддерживать связь с членами общины, посылали людям подарки на шаббат, детям до сих пор отправляем всякие сладости.
В финансовом плане общине нелегко, поскольку возможности спонсоров помогать сократились. Расходов стало меньше, но надо платить за помещение.
Пурим прошел в воодушевляющей обстановке, а потом – резкий скачок вниз. Раньше собирались человек 50 на шаббат, сейчас – 16-18, это вызвано медицинскими требованиями, чтобы люди рассаживались в отдалении друг от друга. Зал при нынешних условиях может вместить до 25 человек.
Сказано, что Машиах придет неожиданно. Сегодня во всех аспектах – полная неопределенность, давно такой ситуации не было. Надеюсь, что это приметы грядущего Избавления. Пусть же еще до наступления Рош ха-Шана все евреи окажутся в Иерусалиме, в Третьем Храме!
Раввин Шломо Акиваев: «Когда есть мудрость в Торе, остальное приложится»
Наша община новая, ее открыли в прошлом году. До коронавируса мы начали проводить культурные и религиозные программы. Целевая аудитория – от самых маленьких до 120-летних. Во время карантина общинный центр был закрыт, все уроки мы проводили в режиме онлайн, Zoom, YouTube-канал, телефон. Я как раз был вместе с семьей в Иерусалиме и вернуться в Москву не мог. В Израиле всё было спокойно, появились известные «миньяны на балконах», когда люди молятся каждый на своем балконе, а вместе получается миньян.
В последнее время всё возвращается в нормальное русло. Надеюсь, что в праздники молитвы будут проводиться в обычном режиме. Главная цель в будущем году – сделать наш центр домом для каждого. Чтобы человек мог прийти и почувствовать себя уютно и чтобы в свободное время вместо поиска информации о местах развлечений он мог послушать уроки или заняться культурной программой.
В Книге Царств рассказывается, что Всевышний пришел к юному царю Соломону во сне. Б-г спросил 12-летнего мальчика, чего тот хочет, и Соломон попросил мудрости. Всевышний сказал ему: «Так как ты не просишь у меня ни славы, ни денег, а только мудрость, я дам тебе и всё остальное тоже». Поэтому я желаю всем нашим братьям и в России, и во всём мире, чтобы в будущем году мудрость приумножилась. Разумеется, в первую очередь я имею в виду мудрость в Торе. Когда есть мудрость в Торе, то все остальные благословения приложатся.
Раввин Берл Цисин: «Связь с Творцом помогает и больным, и здоровым»
В этом году я женился. Был на Украине и посетил четыре могилы праведников. Побывал в Меджибоже, Бердичеве, Гадяче и Умани, везде молился о том, чтобы Всевышний послал мне жену. Когда вернулся в Москву, это произошло практически моментально. Молитва творит чудеса, желаю всем с этим соприкоснуться, как соприкоснулся я.
Наша община существует уже 30 лет, миньяны собирались всегда, за исключением пандемии. В общине есть пожилые люди, которые боятся приходить. Будем надеяться, что с Б-жьей помощью молитвы возобновятся в полном объеме.
Я переболел коронавирусом, две недели лежал в Городской клинической больнице № 15. Возраст у меня немного опасный. Но, слава Б-гу, вышел живым. Хочу поблагодарить рабанит Пери Дайч за кошерную еду, которую мне привозили каждый день в больницу. Рабанит Мирьям Баренбаум обеспечила хороший уход в больнице и помогла советами. Вообще, Российско-израильский медицинский центр «РАМБАМ» сделал очень много для всех больных, и в частности для меня.
К осенним праздникам у нас будут продуктовые наборы для тех, кто не сможет сам прийти в общину. Мы планируем проведением трапез, надеемся собрать миньян, как в прошлые годы. Конечно, со всеми мерами предосторожности.
Хочу пожелать всем евреям связи с Всевышним, потому что это спасает и больных, и здоровых. И этого хочет сам Творец. Тем более это такое время, месяц элуль, когда, согласно хасидизму, Царь выходит в поле и близок ко всем Его подданным. Хочу пожелать всем здоровья и веры. Надо верить, что всё, что происходит с нами, – к лучшему.