Прежде всего, для чего нужна община? Она нужна, чтобы помогать людям, материально и духовно. Когда у человека проблемы — он должен знать, что община поможет, насколько она в силах. При этом наша идеология была и остается — не ждать, пока люди придут со своими проблемами, а самим находить людей и приходить к ним, чтобы помочь в решении их проблем.
Это надо понять, чтобы стало ясно, какие трудности возникли у общины в связи с эпидемией. Первое и главное — сильно ограничены возможности контакта. Люди не могут прийти к нам, нам очень непросто прийти к ним. Синагоги закрыты, нельзя составить миньян для молитвы, нельзя даже прочитать кадиш. Школы и детские сады закрыты, молодежь не может собираться, чтобы реализовывать свои программы.
Вторая проблема — общая ситуация в экономике из-за эпидемии серьезно обострилась, многие люди теряют работу, им трудно содержать семью. По той же причине и у наших спонсоров положение непростое, нет возможности помогать нам, как прежде.
Ну, и третье, появились целые группы людей, которым надо помогать срочно и постоянно. Это прежде всего люди на карантине, которые вообще не могут выйти из дома, а также пожилые люди на самоизоляции, которым очень трудно, а многим вообще невозможно приобретать правильную еду и нужные лекарства.
Мы исходим из того, что Б-г никогда не посылает людям испытаний, не дав им возможности эти испытания выдержать. Иными словами — если появились трудности, мы должны найти средства, чтобы эти трудности преодолеть, чтобы найти новые возможности. Более того — как сказано в Талмуде, Г-сподь посылает лекарство прежде болезни: значит, средства уже есть, надо просто уметь их использовать.
Эпидемия ограничила контакты людей — что ж, община переходит в режим онлайн. Школы, молодежные программы, уроки Торы, молитвы — всё осуществляется дистанционно. И оказалось, что общаться через интернет — это не просто спасение в критической ситуации, это возможность расширить общение, сделать его более насыщенным. Раньше, например, каждый мой урок, который я проводил в молельном зале общинного центра, собирал 30-40 человек, максимум 50. А сейчас на сайте общины меня слушают сотни! Раньше мы каждый шаббат собирали фарбренген, хасидское застолье: собирали от ста до трехсот человек, больше просто места не хватало. А в апреле начали проводить онлайн-фарбренгены — так насчитывали до 50 000 участников! Понятно, не только из Москвы, да и не только из России, но это даже лучше.
Или возьмем другую проблему — помощь пожилым людям. Мы и до всякой эпидемии это делали: сотни людей получали бесплатные обеды, лекарства от благотворительной службы общины, к полутора тысячам одиноких стариков прикрепили патронажных сестер. Это всё продолжается и сейчас. Но одновременно мы используем ситуацию, чтобы помочь новым людям приучиться к кашруту. Сейчас далеко не у всех есть физическая возможность покупать еду. Не потому, что нет денег, а просто нет нормальных магазинов в шаговой доступности. Мы создали службу волонтеров, которая раз в неделю доставляет продовольственную посылку. Сами понимаете, все продукты кошерные. Ну, а раз начали доставлять на дом еду, заодно можно и помочь людям правильно встретить шаббат: привезти необходимые вещи, объяснить, что надо делать, чтобы соблюсти все заповеди.
Короче говоря — стараемся использовать возникшие трудности, чтобы раскрыть новые возможности!
Я думаю, каждый понимает, как помогает человеку в нелегкие времена оптимизм, уверенность, радость жизни. Это вам и врачи подтвердят. Всё, что дает людям вера в Б-га, служение Б-гу — уроки Торы, молитва, шаббат и всё остальное, — как раз усиливает позитивный настрой, наполняет нас надеждой на лучшее. Если хотите, можете это назвать духовной прививкой от вируса. Так что хочу со страниц вашего журнала призвать людей использовать эти трудные дни, чтобы подняться духовно. Тогда мы наверняка не просто преодолеем испытания, но выйдем из них более сильными и более добрыми.