Сто лет назад, в декабре 1916 года, в Петрограде был убит Григорий Ефимович Распутин. Его смерть стала страшным ударом для царской семьи. От этого удара императрица не могла оправиться. Ведь речь шла о судьбе ее сына.
Тобольскому крестьянину Распутину приписывают особую роль в судьбе последнего императора и его семьи, в истории династии Романовых, да и всей России. Убили Распутина, рухнула монархия…
Все, в чем обвиняли Распутина, на поверку оказалось мифом. Просто были люди, которые завидовали положению Распутина у трона, были те, кто использовал его в своих политических целях, и те, кто его ненавидел. Они убили Распутина и тем самым расшатали трон. Монархия рухнула, большевики пришли к власти, началась Гражданская война, и Россия умылась кровью. Среди прочего ненавистники Распутина ставили ему в вину и добрые отношения с евреями. А в Первую мировую войну антисемитские настроения широко распространились по стране.
Воспользоваться предрассудками
Российское еврейство полностью поддержало правительство в войне, евреи записывались в армию добровольцами. Только рядовыми в армии служило полмиллиона евреев; доля евреев в армии и доля убитых солдат-евреев превышала долю евреев среди населения Российской империи.
Еврейские общины собирали деньги и создавали госпитали для раненых солдат. В синагогах проводились богослужения о даровании победы русскому оружию. В Петрограде после молитвы в хоральной синагоге верующие вышли на улицу с флагами и портретами царя. Еврейский хор пел «Боже, царя храни…»
Газета «Новое время» писала: «Толпа евреев, вышедших из синагоги, встретила по дороге к Дворцовой площади манифестацию русских и здесь, при общих восторженных криках, слилась с русскими в одно неразрывное целое. Такие минуты не забываются…»
Еврейская газета «Новый восход» писала:
«Наша любимая страна, великая Россия, была втянута в ужасную и кровавую бойню. Это беспощадная борьба за целостность и величие России. Все верные сыны России поднялись как один человек, чтобы грудью заслонить родину от вражеской атаки. По всей Российской империи евреи, наши братья по религии, полны решимости исполнить свой долг…»
Три тысячи евреев были награждены Георгиевскими крестами, одиннадцать человек были полными Георгиевским кавалерами — получили все четыре степени этой высшей солдатской награды. В царской России евреи имели право быть произведенными лишь в офицерский чин подпрапорщика. Более высокие звания получали только крещеные.
Но неудачи на фронте привели к поиску виновных: одни винили императрицу и ее немецкое окружение, другие — по привычке — евреев.
Начальником штаба верховного главнокомандующего в 1914 году был назначен генерал от инфантерии Николай Николаевич Янушкевич, злобный антисемит. Еще до войны он требовал изъять всех евреев из рядов вооруженных сил России. А с началом войны Янушкевич стал утверждать, что евреи ждут прихода немцев, шпионят в их пользу, и поэтому их всех надо убрать из прифронтовой зоны.
Из родных мест изгнаны были сотни тысяч евреев, которые оказались в самом бедственном положении, старики, дети, женщины — без денег, без жилья и без возможности что-либо заработать. Так они оказались в крупных городах, где прежде было очень мало евреев. Солдаты-евреи были возмущены тем, как поступают с их родными, и присоединялись к большевикам.
В августе 1915 года выселение евреев из прифронтовой зоны обсуждалось в правительстве. Министр внутренних дел князь Щербатов говорил:
«— Всемогущий Янушкевич совершенно не принимает во внимание интересы государства. Все, что он хочет, это воспользоваться предрассудками против евреев, чтобы возложить на них вину за все наши поражения. Эта политика принесла свои плоды, и в армии усилились погромные тенденции».
Патриотизм и антисемитизм
То же происходило и в Германии. И немецкие евреи доказывали свою любовь к Германии службой в армии. В 1760 году прусский король Фридрих Великий произвел еврея Константина Натанаэля фон Залемона в генералы. Его сын тоже стал прусским офицером. 11 марта 1812 года первый прусский канцлер Карл Август фон Гарденберг позволил евреям служить в армии, поскольку военный министр Герхард фон Шарнхорст хотел сформировать большую армию.
После битвы при Ватерлоо, где наполеоновская армия потерпела поражение, семьдесят два еврея были награждены железными крестами. Евреи служили и в баварской армии, где нравы были еще либеральнее. Здесь отличившиеся на службе евреи становились офицерами.
Евреи-христиане служили и в армии Австро-Венгрии. В Австро-Венгрии в 1900 году евреи составляли четыре с половиной процента населения, а в офицерском корпусе их было вдвое больше — восемь процентов. Среди них было шесть генералов, один адмирал и семнадцать полковников. В Первую мировую в Австро-Венгрии триста тысяч евреев служили в действующей армии, двадцать пять тысяч погибли, столько же получили офицерский чин. Двадцать четыре стали генералами.
В Первую мировую вопрос об этническом происхождении вообще не задавался. В кайзеровской армии было несколько генералов и адмиралов – полуевреев.
В Первую мировую сто тысяч мужчин-евреев надели серый мундир немецкого рейха и отправились на фронт. Треть из них получила государственные награды, свыше двух тысяч стали офицерами. На фронте, защищая кайзеровскую Германию, погибли двенадцать тысяч солдат-евреев — больше чем впоследствии погибло евреев во всех войнах, которые вел Израиль. Депутат рейхстага от социал-демократической партии, еврей по происхождению Людвиг Франк ушел на фронт добровольцем в августе 1914 года и погиб в бою. Он стал первым депутатом рейхстага, павшим на поле боя.
Франц Йозеф Штраус, будучи министром обороны ФРГ, написал предисловие к книге писем немецких евреев, погибших в Первую мировую войну:
«Самый молодой доброволец немецкой армии Йозеф Циппес, четырнадцати лет, был евреем, так же как Вильгельм Франкль — один из первых кавалеров прусского ордена „За заслуги“ в немецкой авиации. Франкль погиб в 1917 году в воздушном бою.
Через двадцать лет его имя нельзя было найти в списке кавалеров ордена „За заслуги“. Оно было вычеркнуто, так как, по официальному мнению гитлеровского государства, евреи не могли быть храбрыми. Они не могли даже, как дико это ни звучит, умереть за Германию. Имена погибших солдат-евреев, как того хотели национальные социалисты, должны были исчезнуть даже с обелисков в честь героев…»
«За заслуги» (Pour le Mérite) — орден, введенный прусским королем Фридрихом Великим в 1740 году. В Первую мировую орден считался высшей наградой за храбрость в немецкой армии. Летчику надо было сбить не меньше восьми боевых машин врага, чтобы его заслужить. Среди первых немецких летчиков сто двадцать были евреями.
Выдающийся композитор Арнольд Шёнберг вспоминал: «После войны среди моих учеников-арийцев не оказалось ни одного фронтовика, они отсиделись дома. А почти все евреи воевали и имели ранения».
Немецкие евреи хотели быть немцами и преданно служили стране. Им казалось, что их патриотизм и подвиги на поле боя покончат с антисемитизмом в стране. И кайзер Вильгельм II заявил: «Я знаю только немцев», словно перечеркивая этнические и конфессиональные различия среди своих подданных. Но поражение Германии в Первой мировой привело к всплеску антисемитизма, на волне которого придет к власти Адольф Гитлер.
Триста тысяч сирот
В России результатом войны стала революция. Нужна ли она была евреям? Еврейскую массу, как и всю Россию, раздирали внутренние противоречия. Никакого единства в еврейской среде не было. Одни поддержали Октябрьскую революцию, другие бежали из страны, третьи ждали, когда, наконец, закончится эта смута.
Во время Гражданской войны евреи пережили страшную трагедию, в погромах гибли десятки тысяч людей. Триста тысяч еврейских детей остались сиротами. Это происходило в основном на Украине, где долгое время не было крепкой власти и где хозяйничали такие атаманы, как Нестор Махно и Николай Григорьев. Антисемитизм процветал на территориях, которые занимала Белая армия. Да и многие части Красной армии мало чем отличались от махновцев.
Основная масса евреев, которые после Октябрьской революции еще оставались в местечках, только проиграла от того, что власть перешла к большевикам. Вся их жизнь разрушилась. Они жили ремеслом и торговлей, которые теперь были запрещены. Их лишали избирательных и других прав. Вместе с православными храмами закрывались и синагоги. Еврейских религиозных деятелей сажали. Иудаизм жестоко преследовался.
Спасаясь от голода, в поисках работы, еврейская молодежь хлынула в города. Появление евреев на заметных должностях после Октябрьской революции, особенно в партийном аппарате в ВЧК, объяснялось тем, что большевиков вообще было мало. Должностей оказалось больше, чем кандидатов. Евреи-большевики были преданы революции, надежны и лояльны к новой власти. Они были ярыми сторонниками крепкого централизованного государства, что новая власть особенно ценила, когда в Гражданскую войну страна распадалась на куски.
Многие полагают, что евреи-чекисты или евреи-комиссары вели себя особенно жестоко и их жестокость объясняется просто: они не жалели ни России, ни русских. В реальности евреи-большевики порвали всякие связи с еврейской средой, которая боялась революции. Они перестали говорить по-еврейски и вообще воспринимали себя русскими. Что касается безумной, ничем не оправданной жестокости, то в Гражданской войне по этой части отличились решительно все.