Выпуск #10

Шимон Ар-Шалом: «Скорое подтверждение еврейства — залог еврейского единства в будущем»

Организация «Шорашим» помогает выходцам из СНГ подтвердить еврейство в израильском религиозном суде. Почему массовые гиюры невозможны, на что способен ДНК-тест и какие документы надо везти с собой в Израиль

Борис Эмануилов
Фото: Илья Иткин
Предотвратить стресс

По израильским законам проведением браков и разводов среди евреев занимается Главный раввинат. Будущие муж и жена должны предварительно обратиться в раввинский суд для подтверждения еврейства. Коренным израильтянам проще: им хватает свидетельства о браке родителей из раввината. Выходцы из других стран несут в раввинский суд ворох документов, включая свидетельство о рождении, семейные фотографии и так далее. Если документов не хватает, они обращаются к вам — в организацию «Шорашим». Когда и как вы создали эту структуру?

18 лет назад меня назначили руководителем представительства раввинских судов Израиля на Украине. Я проработал там три года в рамках посольства Израиля. Решал разные вопросы, которыми занимаются израильские раввинские суды, и понял, что главная проблема репатриантов из бывшего СССР в этой области — доказать еврейство. Распространенная ситуация: люди приехали достаточно давно, МВД их считает евреями. Однако, согласно закону о регистрации населения 1965 года, запись национальности и религии в МВД не является доказательством достоверности этого факта. Поэтому пара, которая женится в Израиле, должна подтвердить свое еврейство. Пройти соответствующую процедуру не всегда легко: часть документов пропала, старшего поколения, к сожалению, уже нет, и так далее. Может быть и другая ситуация — в момент алии у семьи не было достаточно доказательств алахического еврейства по материнской линии. Поэтому приехали на правах членов семьи, а потом появились новые доказательства, и люди хотят подтвердить еврейство ради будущего детей.

Грамматика как хобби

Шимон Ар-Шалом родился в Литве. Приехал в Израиль 40 лет тому назад, получил религиозное и академическое образование. Живет в Иерусалиме. Преподавал иврит, много лет занимался еврейским образованием, главным образом в русскоязычной среде.

Основное хобби — грамматика иврита.

Я вернулся в Израиль в 2005 году, и в рамках ассоциации раввинов «Цоар» мы создали проект «Шорашим» («Корни»). Преимущество проекта в том, что мы, с одной стороны, разговариваем с репатриантами на одном языке и стоим на их стороне. С другой, мы много лет успешно сотрудничаем с раввинскими судами и пользуемся их доверием благодаря многолетнему профессиональному опыту совместной работы.

Хочу подчеркнуть: мы не подтверждаем еврейство. «Шорашим» — инстанция, которая помогает, сопровождает, собирает информацию, объясняет, а также пытается пропагандировать подтверждение еврейства заранее, чтобы люди могли вступить в брак без препятствий.

Задам вопрос по следам недавней дискуссии в Facebook. Ее участница приехала в Израиль самостоятельно лет 20 тому назад. В свидетельстве о рождении значится, что ее мать — русская. Бабушка со стороны матери — еврейка, но она уже умерла. Эта женщина находится в плохих отношениях с родителями, связь с ними не поддерживает и доказать свою национальность не может. Если она обратится в «Шорашим», какие конкретно шаги вы будете предпринимать?

Подобных случаев в практике было немало. Сначала мы изучаем всю информацию, которую такой человек нам предоставляет, пытаемся наладить связи с родственниками, способными предоставить отсутствующие данные. Эта женщина теоретически может оформить доверенность, чтобы мы от ее имени получили необходимые документы в зарубежных архивах.

Хочу порекомендовать всем, кто планирует алию, и тем, кто уже в Израиле, пройти заранее подтверждение еврейства. Это экономит время и предотвращает стрессовые ситуации, которые часто происходят, когда, например, коренной израильтянин и репатриантка хотят заключить брак. Арендован банкетный зал, приглашены гости, и тут выясняется, что невеста должна вдобавок к плотному графику заниматься подтверждением еврейства, что не всегда просто.

Давайте посмотрим на ситуацию глазами рядового читателя. Он скажет: «Как же так, раввинат — государственное учреждение, почему же он не полагается на данные Министерства внутренних дел Израиля? Правая рука не знает, что делает левая? Зачем эти дополнительные проверки?»

В Израиле всё построено немножко не так, как в других странах. Согласно закону от 1965 года, как я упомянул, запись национальности в госреестре не является фактическим доказательством, и гражданин, как и государство, вправе эту запись оспорить. Кроме того, в течение многих лет, примерно до 1991 года, национальность записывалась со слов самого репатрианта. Были случаи, когда одного брата записывали евреем, поскольку он приехал раньше и задекларировал это устно, а другого — нет, так как он приехал позже и не предоставил нужные документы.

Сотрудники организации «Шорашим» прилагают максимум усилий, чтобы помочь репатриантам из СНГ подтвердить еврейское происхождение

Самое главное: браками и разводами в Израиле занимаются религиозные структуры. В случае с неевреями — христианское и мусульманское духовенство. В случае с евреями — Главный раввинат. Именно поэтому раввинат обязан удостовериться, что каждый, кто вступает в еврейский брак, является евреем.

Когда речь идет о репатриантах из стран, где велась полноценная еврейская жизнь, им достаточно предъявить ктубу родителей. В случае с выходцами из СССР и других стран, где институт еврейского брака отсутствовал, требуется проверка в раввинском суде. Подчеркиваю, не в городском отделении раввината, а в бейт-дине, это государственная судебная инстанция.

Угроза раскола

В Израиле есть многочисленные выходцы из Эфиопии, относительно происхождения которых по сей день ведутся споры. Практически все они проходят «гиюр ле-хумра», церемонию перехода
в иудаизм, которую делают как бы на всякий случай. Почему бы не применить такой вариант к репатриантам из бывших советских республик, без всех этих проверок и беготни с документами?

Репатрианты из СССР — потомки огромной еврейской общины, которая была доминантной в еврейском мире на протяжении многих веков, подарила миру немало духовных авторитетов и множество ученых трудов. Советская власть совершенно уничтожила общинное существование. Если посмотреть на произошедшее рационально, евреи должны были полностью ассимилироваться, но этого не произошло. К тому же «пятый пункт» этому препятствовал: на Западе, например, такого нет, там не существует официальных документов, подтверждающих национальность. Насколько могу судить, ни один уважающий себя и свою семью еврей, чья семья уцелела после всех горестей ХХ века, не согласится на гиюр и посчитает это несправедливостью.

Переформулирую вашу мысль: зачем скопом проводить гиюр, если можно поднапрячься и подтвердить происхождение, используя советские документы?

Есть и другой фактор. Большинство русскоязычных евреев-израильтян не являются религиозными. Для них предложение пройти гиюр звучит крайне унизительно, а также это невозможно по минимальным правилам гиюра. Мы прикладываем усилия, чтобы люди, которые гордятся своим еврейством, не являясь религиозными, сохранили еврейство, несмотря на гонения и преследования в прошлом, и имели максимальный шанс подтвердить его.

Еще одно решение — давайте отделим религию от государства. Те, кому традиции важны, пойдут к раввину, остальные зарегистрируют светский брак в государственной инстанции.

Израиль — еврейское государство. Здесь формируется единый еврейский народ. Если будет отделена религия от государства, Главный раввинат Израиля перестанет быть государственным учреждением. Люди склонны идти по пути наименьшего сопротивления, они зарегистрируются в МВД, и в результате произойдет тяжелейший раскол.

Почему?

Есть два момента. С позиции Алахи, даже если пара не заключила религиозный брак, по еврейским законам они считаются женатыми, и при разводе мужчина должен будет дать женщине разводное письмо, «гет». Поскольку раввинат, лишенный официальных полномочий, не сможет контролировать этот процесс, частой будет следующая ситуация: женщина, бывшая в браке по Алахе, оформила развод в госучреждении, вышла замуж вторым браком и родила детей. Ее дети, согласно Алахе, будут считаться мамзерами, незаконнорожденными, родившимися у замужней от чужого мужчины. Возможно, не всем ясна тяжесть такой ситуации, но это очень нежелательный приговор.

У входа в офис «Шорашим». Подтверждение национальности не имеет ничего общего с расизмом

Второй момент — произойдет раскол в народе. И в наше время есть израильские пары, которые расписываются в Праге, на Кипре и в других местах. МВД принимает их брак постфактум, но детям таких людей, если они захотят хупу, нужно будет через 20-30 лет пройти подтверждение еврейства. Появится значительная группа людей, национальность которых под вопросом. Почему не решить этот вопрос сейчас, раз и навсегда?

И что не менее важно: во всю еврейскую историю создание еврейской семьи было идеалом, насыщенным духовным смыслом. Это понимает и признает подавляющее большинство населения Израиля, независимо от степени соблюдения, и поэтому более 80 % женятся по традиции. Превратить это лишь в формальность, «просто расписаться» — это не по-еврейски.

В США выросли как минимум два-три поколения ассимилированных евреев. Потомок нерелигиозных родителей, зарегистрированных светским браком, возвращается к религиозному образу жизни и проходит хупу, таких случаев немало. Почему в Америке это работает и мы не слышим нареканий за раскол в народе?

Не дай Б-г нам столкнуться с проблемами, характерными для американского еврейства. Есть случаи, когда хупу проводила одна раввинская структура, а развод — другая, что влечет серьезные алахические споры. Кроме того, ассимиляция на протяжении двух-трех поколений приводит к полному разрыву контактов с местной еврейской общиной. Потомкам таких людей очень сложно подтвердить свое еврейство. Это касается и права на алию: поскольку на Западе нет «пятого пункта» в документах, доказательством национальности кандидата на алию является принадлежность к известной еврейской общине. Именно на примере «волюнтарного раввината» в «свободной Америке» мы можем понять необходимость системы раввината в Израиле.

А как же ДНК-тест? У нас XXI век на дворе, человек регистрируется на сайте типа 23andMe, делает соскоб со щеки или сдает слюну, после чего получает распечатку: «Вы на 99% ашкеназский еврей».

Вы, вероятно, имеете в виду популярные сегодня тесты на принадлежность к этническим гаплотипам. Во-первых, еврейского общего гена, конечно, не существует. Хотя бы потому, что в течение многих поколений было много гиюров. Есть несколько характерных гаплогрупп, построенных на статистических исследованиях. В израильских госинстанциях эта тема еще не развита, а вот в раввинских кругах с ней знакомы. Выдающиеся раввины Исроэль Баренбаум и Зеэв Литке написали книгу о ДНК-тестах, изучив вопрос с алахической и практической точек зрения. Главное условие, касающееся таких тестов: нужны уполномоченные свидетели, которые смогут подтвердить, что человек отправил в лабораторию свой биологический материал, а не чужой. Но что еще более важно: результат полученной информации должен проанализировать авторитет по Алахе и подать свои заключения в раввинский суд.

Разберем две крайности. Первая — у человека есть все необходимые документы для подтверждения еврейства, и ДНК-тест ему не нужен. Вторая крайность — документов нет, никто человека в качестве еврея не знает, а тест ДНК подтверждает его принадлежность к еврейскому народу. Это не будет считаться абсолютным доказательством.

Когда человеку выдается ответ, что он на столько-то процентов ашкеназ, — это самая простая проверка, которая исследует несколько участков в ДНК. Такая проверка не может дать точного определения, наследуется это еврейство по материнской линии или по отцовской. Другая форма проверки, гораздо более точная, — это митохондриальная ДНК, она передается только по материнской линии. Исследования показывают, что есть 40-45 % ашкеназских евреев, которые обладают характерной митохондриальной ДНК. Остальные 50-60 % являются точно такими же евреями, просто у них нет характерной ДНК. На сегодняшний день в редких случаях раввинский суд, разбирающийся в этой теме, сможет прибегнуть к такому методу по просьбе самих людей, но только когда создалась тупиковая ситуация. Иногда бывает, что ДНК-тест является недостающим элементом во всей процедуре подтверждения еврейства, и тогда знающий раввин должен написать свое заключение.

Расизм ни при чем

Недавно в израильских СМИ были публикации о том, что МВД с подачи раввината начало чуть ли не «исключать из евреев» русскоязычных израильтян, которые приехали в 90-е. Как быть человеку, которому взяли и сменили национальность? Идти к вам? В другие структуры?

Если я правильно помню, в этих публикациях чаще упоминалось МВД, чем раввинат. В раввинате и раввинском суде специально не ходят и не ищут людей, в еврействе которых можно усомниться. Но бывают ситуации, когда надо вникнуть в произошедшее.

Например, 40 лет тому назад в Израиль приехала семья, у матери семейства были советские документы, подтверждающие еврейскую национальность. Через много лет сестра этой женщины подает просьбу на алию, и посольство Израиля на основании накопившегося опыта обнаруживает, что с документами есть проблема. Еще один вариант — люди обращаются в раввинат, а рутинная проверка документов показывает, что речь идет о подделке.

Никакого массового преследования нет, есть одиночные ситуации, требующие рассмотрения. Ни раввинский суд, ни любая другая инстанция не может сделать из неевреев евреев, сколько бы лет они в Израиле ни жили. Но никто специально не рыщет в реестрах, чтобы «вывести на чистую воду» репатриантов из бывшего СССР. Конечно, в проблематичных ситуациях, равно как и в спокойных, будем рады помочь по мере своих возможностей.

Что вы ответили бы тем, кто сравнивает подтверждение еврейства в раввинском суде с замером черепов в нацистской Германии?

Во-первых, такое высказывание оскорбительно и низко для любого еврея, если в нем еще осталась совесть. Каждый работает на свой электорат — и религиозные, и антирелигиозные партии. А потом мы видим, как их представители сидят за одним столом в буфете Кнессета. По сути дела: раввинат здесь ни при чем, все эти годы первичная проверка еврейства проводится посольством Израиля. Это проверка на соответствие закону о возвращении, который, будучи сугубо гражданским, полностью признает алахическое определение, кто является евреем. Только по прибытии в Израиль, через несколько лет, возникает вопрос, связанный с бракосочетанием в раввинате.

Повторюсь, если пара хочет заключить брак в Израиле (и я считаю, что это очень хорошо, потому что обеспечивает единство еврейского народа), раввинату нужно удостовериться, что эти люди являются евреями. С замером черепов это не имеет ничего общего, никто не ущемляет государственных прав всех без исключения граждан Израиля. Поэтому говорить, не дай Б-г, о расизме и пользоваться терминами, которые чужды нашему народу, является совершенно неправильным и не имеющим отношения к делу.

За счет чего повышается квалификация раввинских судов? Ходили слухи, что в 90х сотрудники раввината едва ли не по слогам разбирали написанное в советских документах и на основании этого выносили вердикт.

С тех пор был накоплен огромный опыт. Прежде всего, полномочия в вопросах подтверждения еврейства были полностью переданы раввинскому суду. Объясню, почему это так важно. Местные раввинаты не одинаковы, и один раввинат по закону ничем не обязан другому раввинату. Если женщина вышла замуж 30 лет назад в раввинате одного города, это не значит, что ее сестра, которая зарегистрировала брак в раввинате другого города, автоматически имеет подтверждение еврейства. А вот раввинский суд — это судебная инстанция, решение которой обязывает любой раввинат.

В системе управления раввинских судов Израиля работают русскоязычные специалисты, у которых есть опыт в проверке документов. Между ними и нашей организацией «Шорашим» постоянно поддерживается связь. Тех, у кого не хватает данных для подтверждения еврейства, часто направляют к нам, и мы пытаемся им помочь. Мы стараемся поддерживать связь с еврейскими общинами СНГ, и часто это позволяет помочь людям.

Какие документы вы порекомендовали бы везти в Израиль, чтобы облегчить подтверждение еврейства?

Всё, что использовалось при обращении в посольство для получения права на репатриацию. А еще любые документы, по которым прослеживается история семьи, даже самые, казалось бы, второстепенные. Трудовые книжки, прописка, домовая книга, семейные фото. Лишних документов не бывает.

Мы неформальная организация, негосударственная и постоянно общаемся с русскоязычными евреями. Супружеским парам мы рекомендуем позаботиться о подтверждении еврейства заблаговременно, тем самым они помогут своим детям в будущем. Жених и невеста тоже должны пройти проверку как можно раньше, это необходимое условие при обращении в раввинат. Холостым советуем пройти эту процедуру еще до нахождения второй половины.

Всё вышесказанное касается и других стран. В США или Германии нет централизованного раввината, там функционируют разные общины, которые не всегда понимают, как относиться к новоприбывшим русскоязычным прихожанам. Если у человека есть подтверждение еврейства в раввинском суде Израиля, считайте, что ему и его детям еврейское будущее обеспечено.