ОРТу — 140 лет, а он всё цветет и плодоносит. Страницы славной летописи: какое отношение к Обществу ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России имеет император Александр II, как Троцкий открыл Америку, и как ОРТ изменил мир
От Александра II до Брамсона
«Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России» (ОРТ) основано в 1880 году по инициативе пяти известных финансистов и промышленников — Самуила Полякова, Горация Гинцбурга, Абрама Зака, Леона Розенталя и Меера Фридланда. Они обратились личными письмами к десяти тысячам российских евреев с призывом жертвовать «на образование возможно значительного фонда, доходы с которого могли бы быть употреблены на вспомоществование и дальнейшее развитие существующих уже для евреев ремесленных училищ, на содействие к открытию новых таких училищ, на облегчение переезда ремесленников из одного места в другое, на вспомоществование еврейским земледельческим колониям, основание новых таких колоний, образование ферм и земледельческих школ».
Призыв оказался действенным: откликнулись более 10 тысяч человек из разных уголков России, было собрано 204 тысячи рублей. Для управления фондом 30 сентября 1880 года был создан Временный комитет по образованию Общества в память 25летия царствования Государя Императора Александра II (так вначале назвали ОРТ учредители) и утверждены основные правила его деятельности.
До революции 1905 года ОРТ, хотя и провел несколько съездов, не смог добиться полной легализации и действовал как Временный комитет. В 1904 году в его состав вошел Леонтий Брамсон (1869, Ковно — 1941, Марсель), известный российский юрист, публицист, общественный деятель и статистик. Он являлся автором работ и исследований по вопросам просвещения и эмансипации еврейского народа, по истории еврейского движения в России, был организатором переписи еврейского населения Российской империи. Об исключительно высоком авторитете Леонтия Брамсона свидетельствует тот факт, что в 1906 году как представитель народно-трудовой партии он был избран депутатом в Государственную думу I созыва от блока евреев-горожан и литовцев-крестьян Ковенской губернии.
C Брамсоном за рабочих и земледельцев!
В своем развернутом докладе, прочитанном на совещании Временного комитета ОРТ в 1904 году, Брамсон выделил среди задач ОРТа стремление его создателей к «восстановлению в экономическом строе еврейского населения некоторого равновесия: усиления — наряду с классами торговцев и посредников — класса ремесленников, рабочих и земледельцев». Одновременно он подчеркнул, что «едва ли ремесленные учебные заведения какой-либо другой группы населения в России поглотили столько добровольных личных усилий, столько собранных по общественной инициативе, мелкими пожертвованиями, средств, как именно еврейская». В качестве стержневого организационного принципа школ ОРТ Брамсон выдвинул как обязательное условие: «чтобы местное общество в лице попечительства действовало рука об руку с непосредственными руководителями дела; чтобы в полном единении с местными деятелями шла работа и в центральных еврейских учреждениях; чтобы близость к нуждам данной школы и знакомство с местными условиями с одной стороны, знание специальных особенностей профессионального обучения вообще и сгруппированный опыт других школ — с другой стороны — взаимно дополняли друг друга». Этому принципу Всемирный ОРТ в своей деятельности следует и по сей день.
В 1906 году был утвержден устав ОРТа и образован постоянный комитет, избираемый общим собранием членов общества. Руководителем ОРТа стал Леонтий Брамсон, затем он в течение 35 лет, вплоть до своей кончины, бессменно находился на этом посту.
После русской революции 1917 года Леонтий Брамсон, чья партия Народных социалистов («эсдеки»), выступившая против большевистского переворота, была разгромлена и запрещена, вынужден был эмигрировать. Однако благодаря усилиям руководства ОРТ продолжил свою деятельность и за рубежом. В 1921 году на Международной конференции ОРТ в Берлине по инициативе Брамсона был образован Союз ОРТ, объединивший автономные отделения разных стран, включая Всероссийский ОРТ с главной конторой в Москве. Первым президентом Союза ОРТ стал Леонтий Брамсон.
От войны и до войны
В период между двумя мировыми войнами ОРТ активно участвовал в решении экономических проблем евреев Восточной Европы, в частности помогал ремесленникам, разоренным войной. В Польше ОРТ поддерживал 49 еврейских профессиональных школ. В румынской Бессарабии, где были еврейские сельскохозяйственные поселения, в период между двумя мировыми войнами ОРТ помогал 37 из них. Правительства государств Восточной Европы стремились вытеснить евреев из ремесленных профессий; чтобы добиться этого, они требовали от ремесленников сдать экзамены, в том числе на знание государственного языка. ОРТ организовывал курсы, готовившие ремесленников к экзаменам. Очень активно ОРТ работал и на территории СССР, советские школы, мастерские и фабрики ОРТ существовали до 1938 года.
С приходом к власти нацистов штаб-квартира Союза ОРТ переместилась из Берлина в Париж, а после его оккупации немцами рабочие центры были созданы в Женеве и Нью-Йорке.
Предчувствуя наступление тяжелых времен для европейских евреев с приходом к власти Гитлера и Муссолини, Брамсон и его коллеги стремились расширить деятельность ОРТа. Их внимание особенно привлекала к себе Латинская Америка, в первую очередь Аргентина, где проживало более полумиллиона евреев. Естественно, что и ОРТ, и тесно сотрудничавшее с ним Общество здравоохранения евреев (ОЗЕ/OSE), хотели иметь в Латинской Америке своего надежного и деятельного представителя. Подходящей в этом отношении виделась кандидатура секретаря Союза ОРТ Ильи (Элияху) Марковича (Мордухаевича) Троцкого (1879, Ромны — 1969, Нью-Йорк), русско-еврейского публициста и общественного деятеля. До революции Илья Троцкий — любимый журналист русского медиамагната Ивана Сытина, являлся корреспондентом его газеты «Русское слово» в Германии и скандинавских странах. Будучи народным социалистом, он давно находился в дружеских отношениях с Леонтием Брамсоном, а на должности секретаря Союза ОРТ являлся по существу его правой рукой, проявляя недюжинные организаторские способности. В кругах русского зарубежья Илья Троцкий часто выступал в роли ходатая по делам литераторов-изгнанников и в этом качестве был известным и очень уважаемым человеком среди писателей и журналистов либерально-демократического лагеря. В частности, пользуясь своими связями и авторитетом в кругах скандинавской интеллектуальной элиты, он активно способствовал процессу номинирования Ивана Бунина на Нобелевскую премию по литературе, которую этот великий русский писатель получил в 1933 году. Ко всему прочему как человек, долгие годы ответственный за сбор пожертвований для ОРТа, Илья Маркович имел безукоризненную репутацию в среде еврейских филантропов. Всё это сделало его кандидатуру наиболее предпочтительной, и в 1935 году Илья Маркович отбыл в Южную Америку.
Троцкий открыл Америку
Как показало время, в своем выборе руководство ОРТ не ошиблось: Илья Троцкий полностью оправдал возлагавшиеся на него надежды.
В 1940х годах, когда еврейские беженцы из Европы стали прибывать в разные страны Латинской Америки, отделения ОРТ, созданные благодаря активности Троцкого и его единомышленников, часто оказывались единственными институциями, где эмигранты могли получить в первое время необходимую помощь. В Мехико, Лиме (Перу), Ла-Пасе (Боливия), Гаване (Куба), Кито (Эквадор), Каракасе (Венесуэла) и даже на Тринидаде в Карибском бассейне — всюду, где требовалась технически квалифицированная рабочая сила, ОРТ открыл свои классы и курсы.
Но главным достижением Ильи Троцкого, конечно, является основание Аргентинского отделения ОРТ и ОЗЕ как части Союза ОРТ, активно действующей и по сей день. Уже в 1939 году появились первые объединения активистов этих организаций, а в 1941 году на их Первом съезде был создан Южноамериканский ОРТ со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе. Первым вице-президентом организации стал Илья Троцкий, проработавший на этом посту вплоть до 1946 года. До нас дошли письма Илье Троцкому от его друга, аргентинского фабриканта и общественного деятеля, выходца из Российской империи Михаила Авенбурга (1894–1978 гг.). Как и Илья Троцкий, Михаил Авенбург с начала 1940х годов в течение почти 14 лет являлся членом Центрального исполнительного комитета Союза ОРТ, а также президентом ОРТ/ОЗЕ Аргентины (впоследствии эти организации разделились). Хотя все письма Авенбурга носят личный, даже интимный характер, в них имеется много упоминаний о событиях прошлого, в том числе и факты из истории становления Аргентинского ОРТ. Вот один такого рода «исторический» пример — письмо Михаила Авенбурга от 13 января 1955 года, проливающее свет на то, как непросто было ортовским энтузиастам в начале пути, какие трудности им приходилось преодолевать и какие межличностные конфликты омрачали их деятельность.
В 1941 году в Буэнос-Айресе начинает свою жизнь первая трехгодичная техническая школа (техникум) ОРТ. В ней учились еврейские дети из Польши и Германии, выходцы из малообеспеченных семей эмигрантов. В 1942 году количество учащихся составляло уже 231 человек. Большинство учебных пособий и инструкций в школе было напечатано на языке идиш. В настоящее время эта школа ОРТ является крупнейшей школой в Южной Америке. Авенбург подробно описывает тогдашнюю ситуацию:
1941 год
Деньги нужны в беспощадной форме. Дом для школы нанимается на имя Авенбурга. Дом для бюро нанимается на имя Авенбурга и Абрама Заславского. Фирма Авенбург дает в первые годы по 2000 песо в год, кроме членских взносов всей семьи Авенбургов из четырех человек. И потом фирма продолжает давать по 1000 песо в год <…> С фабрики «Авенбург и братья» без всякого платежа в школу тащат стулья, шкафы, инструменты, даже некоторые машины <…> Отдают даже железную кассу для конторы <…> Когда ОРТ отделился от ОЗЕ, постановили, что за каждого ученика, учащегося три года в школе, заинтересованное предприятие платит по 1360 песо в год. Итак, фирма «Авенбург» стала оплачивать квоту в размере 2,5 учеников. И это помимо частных членских взносов, которые контора нашей фирмы платила за всех и в счет каждого.
Тем не менее энтузиасты и филантропы в еврейской среде находились, и школа не только продолжала работать, но и постепенно расширялась. Сегодня она включает в себя два кампуса, объединяющих более 10 зданий, и является одним из самых престижных учебных заведений Латинской Америки, в котором получают образование и предпрофессиональную подготовку по таким специальностям, как бизнес-администрирование, химия и биотехнология, конструирование, электроника, промышленный дизайн, информатика и цифровые медиа, информационно-коммуникационные технологии, СМИ, музыка и искусство и др. Всего в школе учится около 9 000 человек самого разного вероисповедания и работают более 1000 преподавателей.
ОРТ — всему миру пример
Таким образом, ОРТ, которому в нынешнем году исполнилось 140 лет, изменил не только лицо еврейского светского прикладного образования, но и стал примером для интернациональных центров профессионального образования во всём мире.
Что касается дальнейшей судьбы Ильи Марковича Троцкого, то в 1946 году он покинул Аргентину и навсегда поселился в США. Здесь, в Нью-Йорке, прошел последний и весьма плодотворный период его жизни. Более 30 лет Илья Троцкий являлся сотрудником газеты «Новое русское слово», бессменным генеральным секретарем Литературного фонда, членом Исполнительного бюро Союза русских евреев и, конечно же, Североамериканского отделения ОРТ. В этот период Троцкий пишет статьи на трех языках — русском, немецком и идише, печатается в «Новом русском слове», аргентинской немецкоязычной газете Judische Wochenschau и в американской идишевской прессе. В 1950 году он издал в Буэнос-Айресе на идише публицистическую книгу «Немецкий галут: впечатления от поездки в Германию» («Goles Daytshland: ayndrikn fun a rayze»).
Илья Маркович Троцкий скончался 5 февраля 1969 года в Нью-Йорке на девяностом году жизни. В завещании он совершил последний в своей жизни акт благотворительности — оставил в качестве пожертвования крупную сумму для своего любимого детища — Всемирного союза ОРТ. jm