Синагога Владивостока – и религиозный, и туристический объект. Построенная в 1917 году, она была закрыта уже в 1932-м и перешла во владение кондитерской фабрики. Почти 70 лет в ней производились знаменитые на весь СССР конфеты «Птичье молоко». Синагога и кондитерская фабрика неразлучны и по сей день: парковка синагоги, на которой в Суккот ставят сукку, является пожарным проездом фабрики. Глава ФЕОР раввин Александр Борода помог найти спонсора – Владимира Игоревича Когана, бизнесмена и государственного деятеля из Петербурга, а тот подключил к строительству Глеба Ланнэ. В результате объект был сдан за рекордные два года. Сейчас Варакин плотно сотрудничает с краеведческим музеем им. Арсеньева, в планах – включить синагогу в основные туристические маршруты.
Раввин Шимон Варакин родился в 1986 году в обычной ленинградской семье. В 13 лет стал приближаться к иудаизму. Был среди трех первых учеников ешивы Санкт-Петербурга. Проходил обучение в Израиле и США, раввинский диплом получил в Варшаве. Главный раввин России Берл Лазар предложил ему работу во Владивостоке. Одной из главных задач стала реконструкция исторического здания синагоги.
Чтобы попасть во Владивосток по железной дороге, европейцу предстоит преодолеть минимум 9 288 километров. Но даже те, кто предпочитают самолет, непременно приходят на вокзал, к последней шпале великой магистрали. Летом 1940 года японский консул в Литве Тиунэ Сугихара выдал студентам ешивы «Мир», как и еще нескольким тысячам евреев, транзитные японские визы, по которым был возможен спасительный выезд из огня Катастрофы через Дальний Восток. В результате осенью 1940 года еврейские беженцы по Транссибирской магистрали добралась до Владивостока.
При этом начальное еврейское образование в городе организовать очень сложно. Поэтому четырехлетняя дочка раввина Хана-Лея занимается на дому с мамой, ходит в бассейн и в обычную группу дополнительного образования. Пока те, кто хотят продолжать еврейское образование, уезжают из Владивостока в Москву, Санкт-Петербург или в Израиль.
Помимо сложностей с еврейским образованием, существует и проблема с кошерным мясом. Его, как и молочные продукты, по 150-200 килограммов заказывают в Москве. Компания «АэроМар» планирует заняться кошерным питанием на Дальнем Востоке, и тогда авиапассажиры, направляющиеся вглубь материка, смогут заказывать кошер на борту.
В городе немало энтузиастов еврейской кухни. Со многими у раввина приятельские отношения. Один из них как-то полностью приготовил пасхальный седер и совершенно бесплатно. В числе совместных проектов – молодежный Пурим в израильском стиле с национальной кухней.
Когда рав Шимон приехал во Владивосток, средний возраст прихожан был 60+. Сегодня община существенно помолодела. 60 % – люди среднего возраста, 20 % – молодежь, 20 % – люди за 60, причем очень активные. EuroStars и другие образовательные программы оживили общину. На праздники собираются сотни человек. 
Когда налаживается погода, улицы Владивостока полны туристов. Может показаться, что сюда едут исключительно представители соседних стран – Кореи, Японии и Китая. Это совсем не так. Просто по тем сразу видно – туристы, а европейца, австралийца или американца (если он не индеец) запросто можно спутать с жителем Приморья. В эти ласковые солнечные дни рав Шимон старается провести всё свободное время с семьей на природе. Суббота в июне–сентябре заканчивается рано, и можно успеть насладиться закатом над заливом в окружении сопок.

Ближний Восток на Дальнем

Еврейская жизнь Владивостока в последние годы преображается. Старая синагога отреставрирована, праздничные мероприятия посещают сотни людей, кошерного мяса, хоть оно поставляется нерегулярно, хватает на всех. Как молодой раввин из Питера и его целеустремленные помощники возрождают дальневосточную общину