У штурвала — Мор Вольфовский

75-летие Великой Победы — это не только парад военной техники, грозной и блестящей. Людоедский режим, который хотел поработить весь мир, был сметен живыми людьми, у каждого из которых есть ярчайшая биография. Ксения Альтерман рассказывает о своем двоюродном дедушке.

Мор Вольфовский и его двоюродная внучка Ксения Альтерман-Полтева

Первым делом – самолеты

В год, когда к власти в Германии пришел Гитлер, Мор Вольфовский пошел в 23-ю спецшколу города Москвы. Сегодня это лицей № 1535. Он жил с родителями у Новодевичьего монастыря. Это было время, когда все мальчишки, да и девчонки, бредили небом: советские летчики ставили рекорд за рекордом, совершали подвиг за подвигом. Мор с товарищами тоже ходил в кружок авиамоделирования. Сначала это был кружок при школе, а потом – при клубе завода «Каучук», что на Плющихе, в доме знаменитого Константина Мельникова. Неудивительно, что в итоге Мор стал курсантом первого набора спецшколы ВВС. Когда началась Великая Отечественная война, ему не исполнилось и 16 лет.

Мор Вольфовский в спецшколе ВВС

С оружием Победы

Фашисты подходили к Москве. Спецшколу ВВС перевели в Подмосковье, на аэродром Мячково. Там курсант Вольфовский нес боевое дежурство по охране и обороне аэродрома. В 1943 году он поступил в Высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов дальней авиации и в 1944 году окончил его по ускоренному курсу. Сразу после этого была Ивановская высшая офицерская школа штурманов ночных экипажей. Там формировались летные экипажи: командир корабля, второй пилот, штурман, второй штурман, радист, стрелок. И в таком составе уже отправлялись на фронт. Старший лейтенант Вольфовский в составе слетанного экипажа получил назначение в воздушную армию, которая базировалась на Дальнем Востоке в Приморье. Противник – Квантунская армия. Это был август 1945 года. А 3 сентября страна уже праздновала Победу над Японией.

«Я был хороший специалист, на хорошем счету, меня продвигали по службе. Хотя я чувствовал, что это витает где-то близко, совсем рядом».
Мор Вольфовский

Есть город, который я вижу во сне

303-й бомбардировочный авиационный полк перебросили с Дальнего Востока в Корею. Там Мор Вольфовский прослужил три года, а в 1950 году – в Военно-воздушную академию, которая сейчас носит имя Гагарина. По окончании, в 1954 году, он получил назначение в Бобруйск.

Бобруйск – город детства, город на рубеже черты оседлости. Там, в доме на берегу Березины, жили родственники мамы Мора. Отец служил в дивизии. По утрам он заезжал за сыном на «служебной» лошади, сажал его у передней луки и отвозил в детский сад. Мама занималась домашним хозяйством, в собственном деревянном доме, топила печь с изразцами, ждала к ужину своих мужчин… 28 июня 1941 года в город вошли фашисты.

Часть родственников Мора Вольфовского погибли. Часть – успели эвакуироваться в Москву, где уже с 1929 года служил отец Мора. Шли пешком. Под бомбами.

303-й бомбардировочный авиационный полк перебросили с Дальнего Востока в Корею. Там Мор Вольфовский прослужил три года.

На себе не испытывал

Со своей будущей женой Мор Ильич учился в параллельных классах. Но вновь они встретились только в 1950 году. Поздним вечером, у концертного зала консерватории. Вместе сели на ночной «синий» полупустой троллейбус, который шел по Садовому кольцу в сторону Парка Культуры. Доехали до Зубовской площади. А оттуда — пешком до Новодевичьего монастыря.

Беседа не прерывалась ни на миг. Хотя, казалось бы, о чём говорить филологу и штурману дальней авиации? Ну, во-первых, о жизни. Как мало прожито, как много пережито. А во-вторых, они оба окончили 23-ю спецшколу, это значит – получили прекрасное разностороннее образование, там было множество дополнительных занятий, углубленное изучение многих предметов, ученики были в курсе культурной жизни страны. Мор и Искра понимали друг друга с полуслова. Но было видно, что Искра явно нервничала: ее мама очень строга. Жизнь наложила свой отпечаток: в 1941 году мужа Анны Александровны Альтерман, папу Искры, расстреляли, и она осталась с тремя детьми на руках.

Если говорить о репрессиях и притеснениях, то Мор Ильич утверждает, что лично на себе этого никогда не испытывал. «Я был хороший специалист, на хорошем счету, меня продвигали по службе. Хотя я чувствовал, что это витает где-то близко, совсем рядом». Он служил в Бобруйске и Полтаве, под Киевом и в приволжском Энгельсе, летал в Арктику, в Заполярье, осваивал северные аэродромы. Карьера была успешной и стремительной: штурман отряда, эскадрильи, полка, дивизии. В последнее время Мор Ильич служил в штабе дальней авиации. В 1979 году он закончил службу в ВВС в звании полковника. За героизм и мужество, проявленные в воздушных боях и в освоении новой техники, он награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы».

Мор Вольфовский с двоюродной внучкой

Мор Ильич перестал водить машину, когда ему было уже за 80 лет. Как утверждают люди, близко знающие этого человека, от него никогда не слышали «лашон-ара» – чтобы он обсуждал кого-то за глаза, плел интриги, пустословил. Он всегда был и остается «цементом», который скрепляет большую еврейскую семью, объединяет вокруг себя совершенно разных людей.