

Нисон Руппо с детства интересовался своим еврейством, активно читал Шолом-Алейхема, и его даже посещала мысль стать раввином. Но он почему-то думал, что для начала надо обязательно побыть кантором. И снова всё произошло так, как и должно было произойти: в 14 лет Нисон стал посещать еврейские мероприятия, отправился в лагерь «Ган Исроэль», где стал надевать тфилин, сделал обрезание, начал соблюдать заповеди, окончил школу Куравского и израильскую ешиву. Он планировал стать раввином в каком-нибудь крупном городе СНГ, но получилось не совсем так – Нисон Руппо отправился в Кострому. Впрочем, может, так оно и должно было быть?




Сегодня в здании бывшего ОГПУ ремонт, и скоро разместится банк «Открытие». А на месте дома шойхета – разрушенная котельная. Возле нее 12 тамуза собираются евреи, танцуют и поют: «нет, нет никого, кроме Б-га одного!»

После закрытия синагоги в 1930 году миньян собирался в этом здании. Еврейская жизнь в городе не прекращалась ни на день.


Многие известные люди города – евреи, и многие стараются соблюдать законы Торы. Одна из таких династий – семейство Берковичей. Банкир Богдан Беркович; его мама Маргарита Израилевна Беркович – директор Института экономики КГУ; дедушка – легенда КГУ – Израиль Петрович Шульман.

Среди членов общины – художники, строители, школьники, геологи, музыканты. Есть русский мальчик, который намерен сделать гиюр, ждет разрешения.

У духовного лидера костромичей плотный график. Каждый день, кроме понедельника, миньян и уроки (понедельник – женский день, уроки проводит супруга раввина). Рав Руппо занимается похоронами, помогает с переводами, проводит экскурсии, отвечает на многочисленные вопросы, в том числе и неевреев: например, где у вас тут жертву приносят, куда цдаку положить…

Раввину часто приходится подменять сотрудников – доставлять кошерное питание. Он предпочитает использовать для этого российские автомобили, главное – чтобы универсал и с коробкой-автомат. При синагоге работает столовая. По праздникам всех кормят бесплатно. Туристы могут заказать себе кошерное меню. Есть столовая на колесах – развозит пищу по домам. В Кострому за кошерной едой приезжают из Иваново, Ярославля…

Супруга рава Нисона – из Одессы. Дети – из Костромы. Дочки учатся через интернет с еврейскими преподавателями, учителя по светским предметам приходят на дом. Девочки занимаются шахматами, танцами, рисованием, учатся играть на фортепиано. Их ни к чему не принуждают, всё – по собственному желанию. Сыну 11 лет. Он хочет стать раввином. Когда исполнится 13 лет, поедет учиться в ешиву. Дочки тоже мечтают давать уроки Торы, как мама. Вообще, на образование в этой семье уходит львиная доля бюджета.

Рав Руппо убежден, что всё в жизни неспроста и идет так, как должно идти. Вот например, он терпеть не может поезда – дурные запахи, соседи и т. п… Однажды он ездил на конференцию в Питер. Участников обеспечили билетами на «Сапсан» от Москвы в оба конца. А от столицы до Костромы – за свой счет, на хабаровском поезде. Это далеко не «Сапсан». Это шок. И вот стоит рав Руппо, переживает: «Всевышний, зачем Ты меня сюда послал?!» Слышит: рядом девушки разговаривают на еврейские темы. Одна из них узнала, что еврейка, и через всю Россию едет в Биробиджан посмотреть на соплеменников. У раввина была с собой «Тания для всех». Он подарил ее той девушке. «Я понял, что это Б-жий промысел и вся моя дорога не просто так».