Раввин Руппо родился в 1978 году в Люберцах. Его дед и прапрадед носили имя Нисон. По традиции мама хотела так же назвать сына, но было страшно. Она и фамилию ему дала свою – Руппо: звучит не столь однозначно, как отцовская – Эйдельштейн. Правда, одной из версий выбора фамилии было нежелание, чтобы сын стоял в конце алфавита. Но в итоге всё вышло так, как и должно было быть: сын вырос и стал Нисоном, хотя для этого пришлось сменить кучу документов. Ну и откуда родителям было знать в те годы, что в Израиле последние становятся первыми, – в смысле, фамилия Эйдельштейн на иврите начинается на первую букву алфавита.
Нисон Руппо с детства интересовался своим еврейством, активно читал Шолом-Алейхема, и его даже посещала мысль стать раввином. Но он почему-то думал, что для начала надо обязательно побыть кантором. И снова всё произошло так, как и должно было произойти: в 14 лет Нисон стал посещать еврейские мероприятия, отправился в лагерь «Ган Исроэль», где стал надевать тфилин, сделал обрезание, начал соблюдать заповеди, окончил школу Куравского и израильскую ешиву. Он планировал стать раввином в каком-нибудь крупном городе СНГ, но получилось не совсем так – Нисон Руппо отправился в Кострому. Впрочем, может, так оно и должно было быть?
Что сказать про Кострому? Помимо памятника Ленину и велосипедистов в городе всегда было немало евреев. Самых разных: были и литваки, и хасиды; был сын меламеда, который женился на русской и вступил в комсомол; были ученые, писатели, музыканты… Россияне часто путают Кострому с Калугой, Кинешмой, Коломной… Но ни один хабадник в мире не спутает Кострому ни с чем. Когда рав Руппо выезжает за границу, к нему неизменно подходят с расспросами: как ты там живешь, в Сибири, в тюрьме? Ведь все знают, что в 1927 году Советы сослали в Кострому ребе Раяца.
Кострому предложил молодому раввину Руппо главный раввин России Берл Лазар. Нисон Руппо приехал в город железнодорожным транспортом, так же, как 92 года назад прибыл сюда Шестой Любавический ребе. 
Шестой Любавический ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон (Раяц) приехал на старый вокзал за Волгой после того, как 14 июня 1927 года был арестован и приговорен к расстрелу. Под влиянием мировой общественности и даже супруги А. М. Горького расстрел заменили на 10 лет Соловков, а Соловки – на три года Костромы. Об этом было объявлено в четверг. Несмотря на угрозу жизни, ребе Раяц отказался выезжать из Ленинграда в Кострому, потому что поезд прибывал в шаббат. Ему разрешили остаться в тюрьме. В воскресенье осужденный собрал вещи и отправился на вокзал. Там он выступил с обращением к евреям: «Б-г нас не оставит!»
В Костроме ребе Раяц поселился у шойхета Рахмеля Кугеля и должен был каждый вторник отмечаться в ГПУ. 12 тамуза, в свой день рождения, он отправился поставить подпись. Всю дорогу вокруг него вился один из множества костромских велосипедистов в штатском. Дверь ГПУ оказалась заперта. Ребе понимал, что это обычная практика – не дать ссыльному расписаться, чтобы отправить за это в тюрьму. Вдруг на балконе появился тот самый велосипедист и сообщил, что отмечаться нет необходимости: пришли документы на освобождение.
Сегодня в здании бывшего ОГПУ ремонт, и скоро разместится банк «Открытие». А на месте дома шойхета – разрушенная котельная. Возле нее 12 тамуза собираются евреи, танцуют и поют: «нет, нет никого, кроме Б-га одного!»

После закрытия синагоги в 1930 году миньян собирался в этом здании. Еврейская жизнь в городе не прекращалась ни на день.
На самом деле жизнь в Калуг…, простите, в Костроме, не так уж однообразна. Здесь, например, снимали фильм «Жестокий романс». И не только его. Когда готовили банкет по случаю внесения в синагогу списка Торы в память об Израиле Петровиче Шульмане, откошеровали ресторан на пристани. От общины на Чистых прудах приехал целый автобус во главе с раввином Куперманом. Председателю общины так понравились местные красоты, что он (известный кинопродюсер) снял здесь сериал «Касатка», в эпизодах и массовых сценах – представители костромской еврейской общины.

Многие известные люди города – евреи, и многие стараются соблюдать законы Торы. Одна из таких династий – семейство Берковичей. Банкир Богдан Беркович; его мама Маргарита Израилевна Беркович – директор Института экономики КГУ; дедушка – легенда КГУ – Израиль Петрович Шульман.

Среди членов общины – художники, строители, школьники, геологи, музыканты. Есть русский мальчик, который намерен сделать гиюр, ждет разрешения.

У духовного лидера костромичей плотный график. Каждый день, кроме понедельника, миньян и уроки (понедельник – женский день, уроки проводит супруга раввина). Рав Руппо занимается похоронами, помогает с переводами, проводит экскурсии, отвечает на многочисленные вопросы, в том числе и неевреев: например, где у вас тут жертву приносят, куда цдаку положить…

Раввину часто приходится подменять сотрудников – доставлять кошерное питание. Он предпочитает использовать для этого российские автомобили, главное – чтобы универсал и с коробкой-автомат. При синагоге работает столовая. По праздникам всех кормят бесплатно. Туристы могут заказать себе кошерное меню. Есть столовая на колесах – развозит пищу по домам. В Кострому за кошерной едой приезжают из Иваново, Ярославля…

Супруга рава Нисона – из Одессы. Дети – из Костромы. Дочки учатся через интернет с еврейскими преподавателями, учителя по светским предметам приходят на дом. Девочки занимаются шахматами, танцами, рисованием, учатся играть на фортепиано. Их ни к чему не принуждают, всё – по собственному желанию. Сыну 11 лет. Он хочет стать раввином. Когда исполнится 13 лет, поедет учиться в ешиву. Дочки тоже мечтают давать уроки Торы, как мама. Вообще, на образование в этой семье уходит львиная доля бюджета.

Рав Руппо убежден, что всё в жизни неспроста и идет так, как должно идти. Вот например, он терпеть не может поезда – дурные запахи, соседи и т. п… Однажды он ездил на конференцию в Питер. Участников обеспечили билетами на «Сапсан» от Москвы в оба конца. А от столицы до Костромы – за свой счет, на хабаровском поезде. Это далеко не «Сапсан». Это шок. И вот стоит рав Руппо, переживает: «Всевышний, зачем Ты меня сюда послал?!» Слышит: рядом девушки разговаривают на еврейские темы. Одна из них узнала, что еврейка, и через всю Россию едет в Биробиджан посмотреть на соплеменников. У раввина была с собой «Тания для всех». Он подарил ее той девушке. «Я понял, что это Б-жий промысел и вся моя дорога не просто так».

Ревтрибунал: «Заменить расстрел на Кострому», или Непростая дорога

В 1997 г. здание синагоги Костромы было передано общине во временное пользование. Через год, благодаря содействию губернатора Виктора Шершунова, здание стало собственностью общины. В России такой статус имели менее десяти синагог. Это единственная в Европе действующая деревянная синагога. Здесь открыта первая на Верхней Волге миква. В 2002 г. общину возглавил посланник Любавичского Ребе раввин Нисон Мендл Руппо. Благодаря его каждодневной работе здание синагоги стало настоящим домом для всех евреев города. Здесь регулярно встречают шаббат, отмечают праздники. Общинная жизнь предлагает еврейские программы для всех возрастов.

Автор: Илья Йосеф
Фотограф: Илья Иткин