Выпуск #15

Александр Цейтлин: «Каждый человек рано или поздно начинает интересоваться своими корнями»

Александр Цейтлин, управляющий партнер типографии Print Space, занимался разными видами бизнеса — от проектов в сфере недвижимости до выпуска детских развивающих книжек. Но везде придерживался одного принципа: люди должны работать в комфортной атмосфере и чувствовать, что их уважают

Раиса Шполянская
Фото: Владимир Калинин

После двух волн коронавирусных ограничений малому и среднему бизнесу в Москве, мягко говоря, нелегко. Как чувствует себя ваша типография?

Начнем с того, что Print Space — все-таки не совсем типография. Правильнее будет назвать ее производственной и контентной компанией. Хотя начиналась она действительно как типография для корпоративных заказчиков, прежде всего банков и крупных компаний. Сейчас мы занимаемся не только печатью, но и многими другими направлениями — от выпуска книг до разработки упаковочных решений, и это не считая большого количества творческих проектов. Например, сейчас запускаем издательское направление: будем печатать книги.

Не боитесь прогореть? Многие считают бумажные книги уходящей натурой, отступающей под натиском электронных изданий.

Спрос на бумагу есть, и он растет. Ведь, помимо маститых авторов, у которых постоянные контракты с издательствами, существуют блогеры, инфлюенсеры, для которых писательство не является профессией. Эти люди живут в цифровой реальности, но для них важно придать своему контенту некую вещественную форму, либо зафиксировать свои мысли, либо протестировать идеи на дополнительной аудитории. Такой современный самиздат. Подобным заказчикам мы помогаем с версткой, предлагаем услуги литературных коучей, которые подсказывают, как лучше создавать текст, обеспечиваем иллюстрации и оформление. Словом, берем на себя всю допечатную подготовку и издание книги тиражом хоть от одного экземпляра. Спрос на эту услугу стабильный. Так что на наш век бумаги хватит.

То есть в типографский бизнес вы пришли, потому что видели его высокий потенциал?

Нет, я в этот бизнес пришел случайно. В 2015 году занимался недвижимостью, и меня пригласили сюда в качестве антикризисного управляющего: пришлось решать репутационные проблемы, перестраивать бизнес… Сначала даже не думал, что приду надолго, но неожиданно мне понравилось. Интересно работать с людьми, и потом мне нравится творческая работа, когда буквально из ничего — из идей и фантазий — возникает продукт, который можно потрогать руками, у которого своя история, свой характер. Сейчас могу сказать, что нашел тут свое призвание, хотя совсем этого не ожидал. Но так оно обычно и бывает: не ты выбираешь дорогу, а дорога тебя.

Какими проектами особенно гордитесь?

Горжусь — наверное, слишком сильное слово. Все проекты для нас дороги, гордимся и ценим мы доверие наших клиентов, которые остаются с нами на протяжении многих лет. Это самая главная ценность.

Приходилось ли сталкиваться с проблемами, из-за которых хотелось всё бросить?

Проблемы есть везде и всегда. Это надо понимать с самого начала, чем бы ты ни решил заняться. Они не повод прекращать делать то, что задумал, двигаться к цели.

Вы строгий руководитель или, наоборот, стараетесь превратить компанию в большую семью?

Однозначно второй вариант. Я сторонник горизонтальных связей. Для меня компания — это коллектив единомышленников, которые делают общее дело. Поэтому у нас недопустим крик, неуважение, нет выговоров и штрафов за минутное опоздание. К примеру, у меня достаточно свободный график, и я стараюсь сделать так, чтобы сотрудники, насколько возможно, тоже могли пользоваться подобной свободой.

В школьные годы вы тоже видели себя бизнесменом?

Нет, в детстве я видел себя хоккеистом! Я серьезно занимался хоккеем, мечтал пойти дальше, но родители решили, что для московского еврейского мальчика это неподходящая карьера. В итоге первый диплом я получил в Московском государственном лингвистическом университете, бывшем институте иностранных языков. Вторым образованием стала степень МВА в Академии народного хозяйства,
третьим — школа управления «Сколково».

Прямо-таки «учиться, учиться и еще раз учиться».

Да. Мир меняется, и ты должен понимать, куда он движется, что нового происходит вокруг. Для этого нельзя давать мозгам засохнуть. Ну и потом, образование — это не только новые знания, но и знакомства, связи, идеи — всё то, что непременно пригодится в жизни.

Будете уговаривать своих детей двигаться по вашему пути?

У меня две дочки, семи и 14 лет, и я хочу, чтобы каждая шла своим путем. Мое дело как отца — дать базовые жизненные установки: быть добрыми, воспитанными, не делать зла. А в том, что касается профессии, дать им попробовать всё, что интересно, понять, какое направление нравится, и помогать двигаться в эту сторону. Например, старшая очень интересуется бьюти-индустрией, мне это совершенно не близко, но я помогу и поддержу, если она готова этим заниматься. Единственное, что я пытаюсь им привить с самого начала, — навык к чтению. Пока дело идет с переменным успехом, но мы на правильном пути. Надо понимать, что у нынешних детей такое количество источников информации, что сосредоточиться только на книгах, как мы, у которых больше ничего, по сути, не было, они вряд ли смогут.

Приучаете дочерей к еврейской традиции?

Мы всей семьей, с женой и детьми, ходим на праздники. Дочери интересуются, задают вопросы, соотносят себя с еврейской культурой.

Вы сами стали ходить в синагогу уже довольно взрослым?

Да. Мне в этом помог один очень важный для меня и близкий человек, которого я знаю с детства и который глобально очень много сделал для моего становления. Можно назвать его моим ментором. Он часто беседовал со мной о том, что важно понимать свои корни, традицию своего народа. Я с уважением относился к его мнению, но долгое время оно оставалось для меня довольно-таки абстрактным. Потребовались годы, чтобы понять его правоту. С возрастом, наверное, любой человек начинает интересоваться своими корнями. Хотя современная молодежь приходит к этому быстрее и эффективнее. Сейчас я вижу в общине много молодых людей, которые в весьма юном возрасте идентифицируют себя со своим народом.

Часто бываете в общине?

В шаббат стараюсь всегда приходить в МЕОЦ. Мне очень комфортно в этой общине. Очень нравится то, что делают рав Берл Лазар и Александр Моисеевич Борода, и я считаю, что нужно поддерживать тот большой труд, который они совершают во благо общины.

Вы еще и член еврейского делового клуба SОLOMON.help, который поддерживает Берл Лазар. Как попали туда?

Однажды летним вечером сидел на работе и совершенно не знал, чем заняться. И тут мне упала таргетированная рассылка, приглашавшая в Жуковку на public talk c Александром Моисеевичем Бородой. Тут же созвонился и поехал. Этот день я считаю началом своего вхождения в экосистему клуба SОLOMON. За прошедшие три года ни разу об этом не пожалел. Кстати, благодаря клубу я попал в школу «Сколково» — тоже приехал на мероприятие, организованное клубом, заинтересовался и пошел учиться.

Какой ваш главный принцип в жизни и бизнесе?

Принцип обоюдного выигрыша и постоянного развития. Каждый день старайся стать лучше.

В трех словах: каким видите себя через 20 лет?

В первую очередь я вижу себя в здравом уме, бодрым и активным парнем, в окружении моей семьи. Желательно на песчаном пляже Средиземноморья в Эрец-Исраэль.

Раиса Шполянская
Фото: Владимир Калинин