

Об этом портрете, ставшем хрестоматийным, Наппельбаум упоминает в своих воспоминаниях: он увидел поэтессу в образе камеи. «Сама модель всякий раз подсказывает прием для ее изображения», — заключил фотограф.

Один из портретов «обычных людей»: как в любое ателье, к Наппельбауму часто приводили детей, чтобы получить снимок для семейного альбома. Это фото отражает увлечение Моисея Соломоновича техникой «гуммидрюк», когда стекла для негативов покрывают плотной пленкой, которая при воздействии света меняет толщину слоя.

Известная актриса и одна из муз Серебряного века тоже входила в число завсегдатаев вечеров у Наппельбаумов. Она увлекалась изготовлением кукол и сфотографирована с одной из своих работ.

Портрет любопытен двумя деталями: украинской вышиванкой, отчего-то оказавшейся на урожденном грузине, и приклеенной к уху бумажкой (вероятно, кровавый нарком порезался, когда брился).

Снимок сделан во время официального визита Эррио в СССР; позже Эррио попросил Наппельбаума сделать и его личный портрет.

Портрет из той же серии «Деятели революции». Кепку, которая в нашем сознании буквально приросла к Железному Феликсу, его попросил надеть именно Наппельбаум.

Снимок сделан до того, как Керенский возглавил Временное правительство. На тот момент он был военным и морским министром. Характерно, что этот статус никак не отражен в портрете: Наппельбаум никогда не снимал людей «при исполнении» — даже балерины на его фотографиях чаще всего одеты не в пачки, а в обычное платье.

С этого снимка в некотором смысле началась «официальная карьера» Наппельбаума: портрет так понравился председателю ЦИК, что он предложил фотографу снимать членов правительства на постоянной основе. В результате тот несколько лет прожил на два города: в Москве для него зарезервировали номер в «Метрополе». В соседнем номере, кстати, жил Троцкий с семьей — его Моисей Соломонович, конечно, тоже снимал, только вот снимки эти на прижизненных выставках фотографа появиться уже не могли.

Невозможно поверить, что перед нами комиссар по делам искусств Витебской губернии. Однако на тот момент художник, приехавший в Петроград, занимал именно эту должность.

Поэт часто бывал на вечерах в доме Наппельбаумов на Невском проспекте. Обычно там фотографировала старшая дочь Моисея Соломоновича Ида. В тот вечер она тоже сделала снимок, когда поэт уже оделся и собирался уходить. Оказавшийся рядом отец заглянул в объектив и внезапно сказал Есенину: «А давайте-ка я вас сниму». Тот начал было скидывать пальто, но фотограф остановил его: «А вот этого не надо!»