Выпуск #25

Яэль Каганова: «Работай для Б-га и евреев – и средства найдутся»

Летом 2021 года в России начала работать служба доставки кошерных продуктов и предметов иудаики «Кошер Леха». Несмотря на то что проект еще очень молод, его услугами пользуются десятки еврейских общин в разных городах. Однако немногие знают, что к его созданию Яэль и Йоэля Ицхака Кагановых подтолкнула большая семейная трагедия. О том, как создавалась «Кошер Леха», рассказывает Яэль Каганова

«Этот проект основан в память о самых родных людях, трагически погибших в страшном пожаре в ночь с 12 на 13 марта 2020 года (17 адара 5780 года) в Самаре. Дом, где мы жили большой дружной еврейской семьей, воспламенился из-за неисправной электропроводки и почти весь сгорел. Наша дочь Каганова Анечка (Хана-Лея) в это время спала в своей комнате, спасти ее не удалось. Она была веселой, здоровой, умной и жизнерадостной девочкой. Всего лишь за несколько дней до трагедии отпраздновала свое 14-летие. Бросившись спасать ребенка, моя мама Каганова Людмила Израильевна попыталась добраться до ее комнаты и также погибла, задохнувшись в дыму. Потрясенные этой трагедией, в память наших родных и для возвышения их души мы решили сделать что-либо значимое для евреев, живущих в России».

www.kosherlekha.ru

Яэль, как родился ваш проект?

Знаете, нам раньше, до этой трагедии, не доводилось никого в семье хоронить. Мы знали, что, если в доме кто-то умирает, нужно что-то хорошее сделать для поднятия его души. Но для нас это была теория. А потом, когда это случилось, мы говорили с раввином, и он сказал нам то же самое, рассказал, как люди справляются с горем: кто-то памятные книги пишет, кто-то халы для бедных печет… Мы с мужем сели, поговорили и решили, что это должен быть проект, связанный с интернетом. Мой муж – программист, у нас свой семейный бизнес в сфере автоматизации, так что это было естественным решением. А потом всё стало решаться как-то само собой. К Песаху уже были готовы и название, и концепция.

Почему вы решили заняться именно кошерными продуктами?

Для нашей семьи важны традиции, важно кошерное питание, и мы по своему опыту знали, какие с этим бывают проблемы во многих городах. Вот мы живем в Самаре – еще недавно здесь с этим было очень непросто. Три года назад появились куры с сертификатом кашрута, но говядины не было вообще. А до этого мы были вынужденными вегетарианцами, потому что кошерного мясного не могли купить никакого. И до сих пор во многих городах дела обстоят именно так. Люди сами кошеруют мясо – вымачивают его, высаливают в тазах и в чанах, чтобы получить кошерный продукт. Как будто в прошлом веке!

Неужели ни один интернет-магазин не может организовать доставку продуктов по России?

Могут, конечно, но продукты получаются буквально золотыми. У нас ведь большая страна, и главная проблема – это доставка. Даже в ближние города привезти продукты бывает непросто: к примеру, из Москвы отправить груз в Тулу, которая находится в 170 км, обойдется в несколько раз дороже, чем в далекий Архангельск. Что уж говорить о таких городах, как Томск или Кемерово. Доставить в Братск пять бутылок кошерного сока обойдется в цену этого сока. У людей просто нет таких денег.

А как вы решаете эту проблему?

Выкручиваемся как можем. Договариваемся с транспортниками, организуем сложные составные маршруты, привлекаем благотворителей. Помимо онлайн-сервиса доставки кошерных продуктов и предметов иудаики, у нас есть благотворительный фонд «Кошер Леха» ‒ мы обращаемся к благотворителям, чтобы помочь обеспечить общины в разных регионах страны. С самого начала мы не рассматривали этот проект как коммерческий: вкладываем в него столько денег, сколько нужно, и не ждем финансовой отдачи. Наша цель – помочь людям соблюдать традицию, жить еврейской жизнью. 

И кто же они, пользователи вашего сервиса?

Мы работаем в первую очередь для общин. Им мы обеспечиваем наилучшие цены с минимальной надбавкой к цене поставщика, только чтобы хватало на организацию процесса, и в итоге продукты выходят гораздо дешевле, чем можно найти в интернете. Обращаемся к раввину или председателю общины, они присылают список, и по нему мы подбираем продукты. Вся продукция проверена машгиахом, имеет сертификат кошерности. К нам обращаются из разных городов: Архангельск, Пермь, Симферополь, Севастополь, Томск, Кемерово, Нижний Новгород, Братск… Предметы иудаики – свечи, в том числе ханукальные, волчки, мезузы, тфилины, кипы ‒ отправляем в хеседы Брянска, Самары, Рязани. Кстати, мы участвуем в акции «Чудо до востребования», которую проводит Joint: часть выручки переводим хеседам для бабушек и дедушек.

То есть спрос большой?

Большой, и он никуда не денется. О нас ведь еще многие не знают. Мы отправляем информационные письма в общины, и люди к нам приходят. Им это нужно. Я убеждена, что еврейская традиция у нас в крови, она вспоминается, даже если тебя ей никто не учил. Это видно по поколению наших родителей, которых очень усердно отучали от всего еврейского. Моя бабушка, например, была из еврейского детдома, кошерной кухне ее, конечно, никто не учил, но когда она готовила, всегда сутки предварительно вымачивала мясо. Она просто знала, что так надо. Это всё живет где-то глубоко внутри.

Вы работаете с разными поставщиками?

С самыми разными – от крупных поставщиков кошерных продуктов до частных лиц, индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Так, у нас продаются замечательные свечи – не парафиновые, а настоящие восковые, ручной работы, которые делает очень хороший религиозный человек хасид Шломо Веккер. Есть тематическая еврейская бижутерия, которую делает 17-летняя девочка, дочка раввина. 

Трудно поднимать такой масштабный проект?

Очень трудно. Если бы мы заранее обо всём подумали, четко представили себе масштаб сложностей, не знаю, решились бы или нет. С другой стороны, если бы не этот трудный проект, нам, наверное, пришлось бы тяжелее. С ним мы были постоянно погружены в работу. Наш проект благословил раввин Ицхак Коган, и теперь мы уверены, что, как бы там ни было, всегда получим нужную помощь: откликнутся друзья, появятся волонтеры, придет нужное решение. 

Я уверена: если ты работаешь для евреев и Б-га, всё получится. Но если все на Б-га сваливать, Ему тоже тяжело будет, так что и самим работать надо. И потихоньку, понемногу всё сложится. Когда мы впервые сделали доставку в одну из крымских общин, нас там раз 50 поблагодарили, сказали, что Всевышний с нами. Ради таких моментов стоит жить и работать.