Справедливости ради

Поделиться с нуждающимся – это, с точки зрения иудаизма, акт восстановления справедливости, то есть дело обязательное. При этом следует давать цдаку как можно более тайно, и уж тем более не интересоваться, что стало с твоим пожертвованием. Однако времена меняются, и эффективность использования ресурсов выходит на первый план. Мы хотим рассказать об уникальном проекте, который крепче объединяет вечную заповедь и сегодняшний день.

Шутки в сторону

Прежде чем говорить об очень серьезных вещах, напомним древний анекдот и еще более древнюю притчу.
Анекдот:
– Б-г создал мир за шесть дней, а вы целый месяц шили брюки!
– Посмотрите на эти брюки и на этот мир.
Притча:
У рабби Акивы спросили:
– Если ваш Б-г так любит бедных, почему же Он не заботится о них?
– Чтобы дать возможность живущим творить добро, – ответил рабби.

Вывод: Б-г, без сомнения, умышленно создал мир таким, каким создал, чтобы дать возможность людям самим восстановить и поддерживать в нем справедливость. Он заповедал для этого и путь – цдаку.

Фонд «Шмини» расположился по адресу: Гранатный пер., 24/4, стр. 1.

Помощь ближнему – естественное состояние души и обычное дело для Б-гом избранного народа. Пушке, поставленные для поддержания ешив, еврейских поселений в Стране Израиля, жертв погромов, стихийных бедствий и жизненных обстоятельств, не скудели во все времена. Примечательно, что еврейская максима – давая цдаку, вы становитесь посредником между Б-гом и нуждающимся – была признана и иноверцами. Например, крестьяне-христиане в России, Молдавии, Польше, на Украине регулярно жертвовали на синагогу (давали на майорку), в надежде, что еврейский-то Б-г им точно поможет в случае чего. Но это так, к слову.

В общем, мы понимаем, что для еврея жертвовать нуждающимся и на благое дело – это в порядке вещей, а контролировать, на что пошли твои денежки, никому и на ум не придет. Поэтому благотворительный фонд сохранения духовных традиций и социальной поддержки «Шмини» можно без всяких оговорок назвать явлением уникальным: он занимается распределением благотворительных денежных потоков и контролирует их целевое эффективное использование.

Как это началось

В 2015 году синагога на Большой Бронной и ряд крупных спонсоров пришли к необходимости систематизировать помощь нуждающимся. Ничего экстраординарного на тот момент не произошло, просто число заявок на финансовую поддержку, как всегда, превышало возможности благотворителей (мы уже напоминали, что мир несовершенен). Требовалось создать механизм, позволяющий видеть, куда уходят деньги, выбирать проекты, достойные поддержки, изучать их изнутри, контролировать использование средств. Казалось бы, задача выше человеческих сил, поэтому в названии Фонда можно усмотреть двоякий смысл. «Шмини» в переводе с иврита – «восемь». Число восемь, как объясняет Хасидут, раскрывает возможности человека несоизмеримо большие, чем природный порядок вещей. Получается, что это можно отнести не только к самой благотворительности, но и к тем, кто делает ее целенаправленной и контролируемой.

Эммануэль Воловик. Окончил Московский автомеханический институт, служил в Вооруженных силах РФ. Основная сфера деятельности — строительство. Учредитель строительной компании ООО «Пробизнес». С момента основания БФ «Шмини» является председателем Попечительского совета. С начала 2018 года — президент Фонда.

Фонд направляет средства в три русла: еврейское образование, молодежные центры, социальная поддержка. При этом в приоритете духовно-нравственное развитие, воспитание и образование на основе еврейских традиций. Родившись в Москве, «Шмини» уже выходит на территорию СНГ и планирует продвинуться еще дальше, а также развивать новое направление – качественную медицинскую помощь нуждающимся.

Как это работает

Каждая заявка на поддержку должна быть подкреплена исчерпывающей информацией, дающей представление о заявителе, проекте, проблеме. Если полная картина не складывается, на место выезжает специалист по реализации благотворительных программ Адам Кравец и проверяет заявителя на полное соответствие критериям Фонда. После этого вопрос выносится на рассмотрение попечительского совета. В случае положительного «да» заключается договор. Деньги «на уставную деятельность» выделяются в единичных случаях, как правило, все статьи расходов расписаны однозначно и до мелочей. Согласно договору, Фонд в праве запрашивать любую финансовую и юридическую информацию, от него не может быть никаких секретов. А если появятся секреты, то финансирование будет прекращено. Проработку такого договора можно отнести к одной из многих заслуг Анастасии Лашиной, которая, еще будучи юристом и налоговым консультантом в консалтинговой компании, занималась открытием Фонда, а когда предприятие было зарегистрировано, сразу перешла в него исполнительным директором (поближе с Анастасией, как и со всеми сотрудниками «Шмини», мы познакомим вас чуть позже).

И вот деньги получены. С этого момента заявитель отчитывается перед Фондом за каждый свой шаг. В офисе «Шмини», в небольшом уютном доме Гранатного переулка Москвы, где помимо Фонда располагаются Международный институт практического иудаизма, Еврейский молодежный центр и молельный зал от синагоги на Большой Бронной, вам покажут огромный шкаф. В нем – вся финансовая информация о каждом контрагенте Фонда, можно проверить выписки с расчетного счета за три года. Можно проследить судьбу каждой копейки, поступившей в «Шмини». Фонд специально не заводит кассу, чтобы не возникало никаких подозрений по обороту налички. Все операции – только через счет.

Анастасия Лашина. Исполнительный директор. Образование: Государственный университет управления с красным дипломом, Высшая школа экономики. Специальность: юриспруденция, налоговое консультирование. Шесть лет работала в правовом консалтинге. В фонде с момента создания.

Описав эти строгости, мы подумали: а не поубавится ли теперь заявителей? Ведь цель-то наша не в этом, а в том, чтобы прибавлялось благотворителей. Чтобы число и тех, и других росло пропорционально, поговорим о приятном – о людях. Знакомство с сотрудниками Фонда помогает творить цдаку, как заповедано: «с хорошим выражением лица». Это доброжелательные, открытые к общению, а главное очень компетентные и преданные делу люди.

Кто здесь работает

Анастасия Лашина 

К этому проекту я отношусь как к своему ребенку, я организовывала его работу с нуля, делала всё, чтобы система работала, и очень приятно видеть, что это получилось. Здесь я чувствую себя на своем месте. Занимаясь благотворительностью, ты понимаешь, что делаешь что-то очень важное. Если ты работаешь ради денег – это одно, а если потому, что тебе приятно это делать, – совершенно другое. Ты вкладываешь в работу душу, и поэтому очень радостно видеть результат. Я по мере возможности стараюсь выезжать на места, чтобы посмотреть, как работают проекты. Эти посещения заряжают невероятными эмоциями. Ты понимаешь, что всё, что происходит в стенах Фонда, имеет очень большое значение и ты делаешь что-то очень хорошее, с таким чувством намного легче идти вперед. 

Адам Кравец

С благотворительностью я познакомился, как только стал посещать синагогу. Еврейский закон велит делать цдаку. Раньше я активно участвовал в благотворительных организациях. Очень рад, что попал в «Шмини», здесь я изнутри увидел, как работает механизм распределения нуждающимся. Я выезжаю в организации, которые мы финансируем, и вижу, что Фонд действительно помогает молодежи, ешивам, синагогам, общинам, старикам. Я вижу благотворительные кошерные столовые для пожилых людей. Я вижу неблагополучных детей, которым удалось помочь. До прихода в «Шмини» я занимался оптовыми продажами, но сделал свой выбор в пользу благого дела. Я рад, что здесь мои опыт и навыки пригодились, а я получаю от работы духовное удовлетворение.

Татьяна Волкова

До этого я работала в некоммерческих организациях, в негосударственных пенсионных фондах. Тема мне близка, поэтому я смело пошла работать в «Шмини». Меня привлекла именно благотворительность. Высокие цели. Мне просто приятно здесь работать. На предыдущих местах я за цифрами теряла смысл работы, бесконечно делала отчетность в разных разрезах. Здесь отчетности меньше, а больше живого дела. Можно съездить и посмотреть, как перечисленные деньги работают. Например, в Москве мы оказываем помощь еврейскому детскому дому «Анита-центр Большая Семья». Хотя поездки туда требуют больших душевных сил. Я бы не смогла сама работать волонтером. А благодаря работе в Фонде я чувствую себя причастной к этому важному делу.

Светлана Леонидова

Для меня очень важно, чтобы у того, чем я занимаюсь, была значимая конечная цель. Чтобы после меня осталось что-то хорошее. Я искала подработку для совмещения с учебой в МГУ. Смотрела вакансии и увидела объявление «Шмини». Я даже не знала, что это еврейский фонд. Мне здесь очень нравится. У нас чудесный коллектив. Мы действительно делаем важное дело. Очень приятная атмосфера и в коллективе, и во всем здании. Я открыла для себя еврейскую культуру, новый мир, который всегда был рядом, но я его не касалась. Парни и девушки из молодежного центра оказались очень открытыми и приятными людьми. Мы с ними хорошо общаемся. В Фонде работаю три дня в неделю, остальное время – в НИИ, пишу диплом, я биолог, заканчиваю магистратуру. Я не еврейка, но чувствую себя здесь очень комфортно.

Без лишних вопросов

Если спросить сотрудников про самое большое достижение Фонда, все в один голос скажут: «Это то, что с 2015 года сохраняются все проекты. Они развиваются на глазах. Значит, система работает, как планировалось. При этом появляются новые. Люди видят результаты работы «Шмини» и подключаются к делу».

А про самую большую сложность нет смысла спрашивать. Она очевидна: слово «дай» звучит под небесами в тысячи раз чаще, чем «на». И вот сейчас, когда система отлажена и ее эффективность налицо, когда у людей на местах рождаются смелые, интересные для любого возраста проекты, когда еврейские духовно-просветительские центры и образовательные учреждения выходят на качественно новый уровень, когда есть силы, идеи, азарт, – недостает средств. А ведь растет не только число проектов, таких необходимых для единения соплеменников, растет и число нуждающихся в помощи людей. При этом число благотворителей и их возможности остаются, увы, неизменными, и Фонд не может в полном объеме поддержать даже тех, кто соответствует его строгим критериям. Мы очень хотим верить, что наши слова дойдут до многих сердец и благотворители протопчут дорожку в Гранатный переулок. К тому же поделиться можно не только деньгами, но и своим временем, своими знаниями. В Фонде всегда подскажут, кто остро нуждается в вашей помощи как водителя, как мастера, как педагога. Ибо сказано: «…ты должен поддержать ближнего» (Левит 25, 35). 

Немного лирики 

Вспоминается стихотворение английского поэта Ли Ханта. Правда, не сами рифмы, а общий смысл. Человек проснулся ночью. Увидел ангела. Тот что-то писал в золотой книге. «Что ты пишешь?» – «Я записываю имена тех, кто любит Г-спода». – «А мое имя там есть?» – «Нет». – «Тогда запиши, пожалуйста, мое имя в книгу тех, кто любит ближнего». Ангел записал и исчез. На следующую ночь он появился вновь. В его руке была скрижаль с именами тех, кого Г-сподь благословил за любовь кНему. Первым стояло имя этого человека.

Эммануэль Воловик (возможно, как текст к большой фотографии в отрыве от композиции)

Я возглавляю Фонд меньше года. Как-то в переписке Любавический ребе сказал мне, что надо больше времени уделять общественным делам. И буквально через два дня ко мне обратились учредители Фонда с предложением. Я охотно его принял. Ведь человек создан для того, чтобы помогать ближним. Слава Б-гу, и Фонд создан для этого же.
За три года «Шмини» осуществил много целевых благотворительных проектов. Одно из основных направлений Фонда – поддержка еврейских образовательных программ. Потому что молодежь – это будущее. Надо чтобы молодые люди воспитывалась на традициях, в духе Торы. Поэтому во всех регионах России, где есть общины, мы стараемся поддерживать создание детских садов, учебных заведений, организаций еврейской жизни. Плюс оказывать помощь конкретным людям, которые в ней нуждаются.
Я работаю техническим директором в строительной фирме. Опыт управления помогает в делах Фонда. Придя на этот пост, я сразу постарался конкретизировать задачи, раньше они были немного размыты. Мы определили очень четкие направления деятельности и выработали критерии, на основании которых попечительский совет принимает решения. Если четко ставить задачу, легче добиться правильного исполнения. Это касается любого коллектива, даже имеющего такие возвышенные цели, как Фонд.
Я считаю большой удачей в своей жизни то, что я оказался сопричастным такому важному делу, которым занимается Фонд. Мы стремимся, чтобы все финансируемые проекты были максимально эффективными. Нашу основную задачу можно сформулировать так: грамотно распределить средства на основании выработанных критериев и получить хороший результат.