Один раввин сравнил человеческую жизнь с самолетом — надо знать, на какие педали нажимать и в какую сторону поворачивать штурвал, чтобы выбрать правильный курс. При этом необходимые знания предоставляет Творец. Выставка «Управляемые небеса» демонстрирует сочетание профессиональных умений и неприрученную стихию атмосферы, военную палитру в цвете хаки и буйство всех красок неба. Фонд культуры «Екатерина», Кузнецкий Мост, 21/5, 8 подъезд, вход с Б.Лубянки.

МИГ-21. Фото: Саша Генцис

МИГ-21

МиГ-21 можно считать одним из ведущих самолётов времен холодной войны и военной авиации советского периода в целом. Это самый массовый сверхзвуковой самолет в истории: общая численность МиГ-21 превышает 10 000, множество из них в тех или иных модификациях летает до сих пор.

Впечатляет и то, что МиГ-21 — представитель истребителей третьего поколения, которые создавались в 1950-е: сверхзвуковые машины, для которых ско-рость была важнее всего, а главным оружием стали управляемые ракеты. Конструкция соответствовала требованиям времени: фюзеляж с одним воздухозаборником спереди и одним мощным двигателем сзади, треугольное тонкое крыло и стремительный хвост: самолёт был «стрелой с ракетами», способной летать на скоростях до 2200 км/ч на высоте около 19 км и нести множество новейших для своего времени ракет и бомб. При этом МиГ-21 оставался весьма маневренным, а его технологическая простота сделала его удобным в пилотировании, производстве и обслуживании, что и стало залогом его популярности. МиГ-21 серийно выпускался в СССР с 1959 по 1985 г. и участвовал во множестве военных конфликтов по всему миру, начиная с Карибского кризиса и Вьет- нама и заканчивая войнами на Ближнем Востоке и локальными пограничными столкновениями.

Р-5. Фото: Саша Генцис

Р-5 

Многим известна история челюскинцев. Они стали символом стойкости духа, веры и профессионализма.

Но мало кто знает, что лётчики — первые Герои Советского Союза, удостоенные высшей награды СССР, направлялись в Арктику на самолёте, который изображен на этой фотографии.

Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на своих двухместных крылатых машинах Р-5 сумели спасти со льдины около ста человек. Приспособив для пассажиров парашютные ящики, они вывозили по пять–шесть человек за один перелёт.

У этой модели самолёта нет остекления, а значит, полёт происходил с открытой кабиной даже в минусовую температуру! Р-5 создан в КБ Николая Николаевича Поликарпова в начале 1930-х и имеет слегка необычную конструкцию. Это биплан, но его нижнее крыло сильно меньше верхнего, что было компромиссом между слишком медленными классическими бипланами и слишком быстрыми монопланами. Об успехе этой модели может сказать одна цифра: было создано 7000 машин, которые использовались в разных странах на протяжение более 20 лет. Кроме того, Р-5 участвовал во множестве конкурсов и бил рекорды перелетов по сложным маршрутам.Во времена Великой Отечественной войны Р-5 при-менялся не очень активно, он уступал своим более грозным собратьям, но продолжал летать в качестве лёгкого транспорта и самолёта связи. Р-5 ушел на пенсию только в конце 1940-х, уступив своё почетное место более новым и эффективным самолётам. В мире сохранился всего один экземпляр этой машины.

Ту-2. Фото: Саша Генцис

ТУ-2

Один из самых интересных бомбардировщиков Великой Отечественной войны — Ту-2. Это самолёт с очень непростой, удивительной судьбой. Как и Пе-2 авиаконструктора Петлякова, Ту-2 — детище Туполева — должен был стать основным фронтовым бомбардировщиком СССР в 1940-х, но в каком-то смысле опоздал. Работы над самолётом начались в 1939 г. и были очень масштабными — Андрей Николаевич Туполев хотел сделать лучшую боевую машину в своем классе — мощную, защищенную и опасную, оснащенную торпедами и способную вести бой не только над сушей, но и над морем.

В первый полет Ту-2 отправился в январе 1941 г., когда Вторая мировая была уже в самом разгаре, но испытания и освоение производства затянулись, и серийные машины отправились в бой значительно позже и в ограниченных количествах. Стоит при- знать, что технологически Ту-2 был лучшим совет- ским пикирующим бомбардировщиком. Его скорость составляла около 520 км/ч, он мог подняться на высоту до 9 км, нести 2–3 тонны бомб, а дальность его полета равнялась 2000 км. Кроме того, у него отличная защита и лётные возможности. Но к началу 1945 г. на фронте было меньше 300 Ту-2, что очень мало — так, Пе-2 было построено свыше 11 000. Однако свою роль самолёт сыграл уже после войны — он заменил Ил-4 и Пе-2 на всех направлениях и до- казал, что свои регалии заслужил не просто так. В СССР он летал до 1950-х — когда уступил место реактивным боевым машинам, а в Китае Ту-2 можно было увидеть в небе вплоть до 1980-х.

ИЛ-18. Фото: Саша Генцис

ИЛ-18 

В 1950-е начало активно развиваться пассажирское авиастроение. Два главных КБ страны — Туполева и Ильюшина — начали разработку дальнемагистральных пассажирских самолётов. Ил-18 был создан в КБ Ильюшина и стал одним из основных советских региональных самолетов и любимым транспортом многих — советских и не только — людей.

Он оказался невероятно удачной машиной. Это был первый отечественный самолёт, который вызвал интерес в мире: более 100 Ил-18 летали в 17 международных авиа- компаниях! Ил-18 поднялся в воздух в июле 1957 г. и на 20 лет занял прочное место в нашем воздушном флоте. Это был первый отечественный самолёт, построенный с нуля как пассажирский (до этого все пассажирские самолеты проектировались на базе военных). Поршневые лайнеры уже устарели, а реактивные самолеты, такие как Ту-104, оказались слишком дорогими и сложными в производстве (ну а Ту-134 тогда еще не было). Ил-18 был турбовинтовым: его четыре двигателя, оснащенные большими винтами, намного мощнее обычных поршневых и, в отличие от реактивных, до- статочно просты и экономичны. А передовой планер, прямое крыло, мощные шасси и просторный фюзеляж позволили небольшому турбовинтовому Ил-18 при минимальном усложнении конструкции получить отличные лётные и эксплуатационные показатели. Самолёт, управляемый экипажем из пяти человек, мог перевозить 120 пассажиров на расстояния до 6500 км. Он был неприхотлив, прост в обслуживании, довольно надёжен и комфортабелен. С 1957 по 1985 г. было выпущено более 800 Ил-18. А на базе этого самолёта создано несколько модификаций специального и военного назначения, которые активно эксплуатируются до сих пор.

Выпуск #10

Штурвал в крепких руках

10 сентября 2020 года фотограф Саша Генцис совместно с Центральным музеем Военно-воздушных сил, и генеральным партнёром проекта Банком ПСБ, открыл выставку “Управляемые небеса” в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА».

Уникальность 22 крупноформатных работ в том, что они позволяют увидеть недоступные для посещения кабины исторических самолётов и вертолётов, почувствовать себя за штурвалом. Создаётся эффект присутствия, можно разглядеть мельчайшие детали этих легендарных летательных аппаратов. Для полного погружения в происходящее, Саша Генцис соединил снимки кабин с пейзажами из собственного фотоархива.

Каждое воздушное судно обладает своей историей и особой визуальной эстетикой. Среди них такие знаменитые образцы, как ИЛ-2, ТУ-4, ТУ-95 и другие, которые представлены Центральном музее Военно-воздушный сил в Монино —  одном из старейших музеев авиационной техники в России с богатой экспозицией (194 экспоната).

В свое время эти самолеты меняли ход истории. Одни доставляли в пункты назначения жизненно важные грузы и знаменитых деятелей эпохи. Другие сокрушали врагов и защищали границы государства.

Эти почётные экспонаты музея, а также энтузиазм и рассказы участников волонтёрского отряда и сотрудников музея, сопровождавших Сашу во время его посещения, вдохновили его на создание выставки «Управляемые небеса». В этом новом проекте, Саша стремится выразить средствами искусства громадное значение авиации в современную эпоху технического прогресса.

Саша Генцис занимается фотографией более 20 лет. Работает в жанрах пейзажной и индустриальной fine art фотографии. Проводил многочисленные персональные выставки пейзажной фотографии, участвовал в фото фестивалях.

Выставка «Управляемые небеса» — это третий большой фотопроект.

В 2018 году была представлена выставка «Социалистический Сюрреализм», в Еврейском музее и Центре Толерантности в Москве, которая в 2019 году стала специальным проектом V Индустриальной Биеннале Современного Искусства в Екатеринбурге.

С 2015 года в течение четырех лет Саша Генцис снимал заброшенные и еще действующие цеха завода «ЗИЛ», завод имени Лихачёва и собирал истории о советском промышленном гиганте. И одним последних сделал кадры завода незадолго до демонтажа

Автор: Илья Йосеф
Фотограф: Саша Генцис
Илья Йосеф
Фото: Саша Генцис