Религиозные сионисты представлены во всех сферах израильской общества, но стать новой политической элитой им не позволяют внутренние конфликты и собственные комплексы. Удастся ли харизматичному лидеру партии «Еврейский дом» изменить имидж целого сектора?
В эти недели руководство партии «Еврейский Дом» (прежде партия именовалась «МАФДАЛ», а ещё раньше – «Мизрахи») проводит кампанию записи в партию. Кампанию «Еврейского дома» отличает интересная особенность: если, к примеру, вы состояли прежде в «Ликуде» или в «Аводе», а сегодня эти партии мобилизуют новых членов, вам нет необходимости ничего предпринимать. Пока вы не отменили указание банку снимать с вашего счёта членские взносы, вы остаётесь членом партии. А вот «Еврейский дом» начинает сегодня мобилизацию членов партии с чистого листа. Все, кто состоял в партии прежде, должны вступить в неё заново. Партийного стажа нет.
Казалось бы, для чего руководству ЕД создавать бюрократические трудности и заставлять членов партии записываться в неё снова? Причина проста: лидер партии Нафтали Беннет, занимающий в нынешнем правительстве Биньямина Нетаниягу пост министра просвещения, хотел бы изменить состав членов партии, и, соответственно, состав кандидатов её нового списка в кнессет. Беннет позиционирует себя как кандидата на пост главы правительства, и поэтому стремится изменить имидж партии, сегодня – однозначно секторальный.
Профессор Ашер Коэн (университет Бар-Илан) – один из ведущих (и немногочисленных) исследователей национально-религиозного сектора. Религиозных сионистов в Израиле отличает особенность, характерная для евреев диаспоры – процент профессоров, врачей и адвокатов в их среде выше, чем в среднем по стране. Но по исследованию собственного сектора специализируются немногие.
– Можно отметить временные отрезки, правда, короткие, – говорит профессор Ашер Коэн, – когда создавалось впечатление, что заявления ЕД о своём стремлении стать правящей партией, имеют реальную основу. Однако, на выборах в нынешний и в предыдущий кнессет, в 2013 и в 2015 году, наблюдалась одна и та же тенденция: опросы общественного мнения сулили – ЕД взлёт на выборах, от 15 мандатов и выше, иногда чуть ли не до 20. Но выборы всякий раз приносили разочарование. И если в 2013 году, когда партия получила 12 мандатов, это все же был успех, то в 2015 году ЕД потерял на выборах треть мандатов, получив только 8, тогда как «Ликуд», которому опросы прочили поражение, получил 30 мандатов, оставив далеко позади всех остальных.
– На протяжении двух последних каденций, – отмечает профессор Коэн, – опросы общественного мнения свидетельствуют, что электоральный потенциал партии ЕД достигает 20 мандатов. Но потенциал надо ещё и реализовать, а на выборах 2015 года партия ЕД оказалась отброшенной назад, причём в конкурирующие партии – «Ликуд» и партию «Кулану» под руководством Моше Кахлона, ушли не только голоса правых нерелигиозных избирателей, на которые рассчитывал Нафтали Беннет, но отчасти и голоса религиозных сионистов.
Заметим, однако, что в Израиле партия, теряющая мандаты, далеко не всегда проигрывает после выборов. Многое, можно сказать, практически все, зависит от политического расклада и политических игр в ходе создания коалиции. С восемью мандатами ЕД получила, тем не менее, два очень значимых портфеля: министров просвещения и юстиции.
Много партий, хороших и разных
Движение Мизрахи – движение религиозных сионистов – оформилось как отдельная политическая сила в 1902 году. За год до этого на пятом съезде сионистского движения в Базеле было принято решение, согласно которому сионистское движение будет вкладывать средства и усилия в развитие нерелигиозной национальной культуры. Религиозные сионисты пришли к выводу, что необходимо создавать собственную фракцию.
«Мапай», фракция рабочего движения, превратилась после создания государства в правящую партию, Мизрахи, тоже оформившаяся в политическую партию, была её бессменным партнером по коалиции. Исторический союз продержался до 1977 года, когда партию «Мапай» сменил у власти блок «Ликуд», и после 29 летнего пребывания в оппозиции правительство возглавил Менахем Бегин.
Накануне выборов 1999 года три правых партии – «Моледет», «Ткума» и «Херут» создали блок «Ихуд Леуми» – «Национальное единство». Партию «Моледет» возглавлял генерал Рехавам Зеэви (Ганди), не носивший кипы, вторым номером в списке (у партии было два мандата) шёл раввин Бени Элон. Партию «Херут» создали двое нерелигиозных депутатов от «Ликуда» – Бени Бегин (сын Менахема Бегина) и Михаэль Кляйнер. «Ткума» – религиозная партия, причём, в отличие от «МАФДАЛ», где раввины могут иметь совещательный голос и с ними консультируются в галахических вопросах, но, по уставу партии, не имеют никакого специально оговорённого уставом влияния, «Ткума» создана по образцу ультраортодоксальных партий. Как и у «ШАСа» и «Яхадут ХаТора», у «Ткумы» свои раввины, определяющие политику партии, им же принадлежит последнее слово при утверждении кандидатов партии в кнессет .
Лидером нового блока стал поначалу Рехавам Зеэви, но постепенно соотношение сил внутри «Ихуд Леуми» менялось по модели сказки «Теремок». Рехавам Зеэви погиб от пули арабского террориста, подстерегавшего его специально в коридоре гостиницы, а в последующие годы ведущее место в новом тереме, то есть блоке, заняла тихая улыбчивая лиса. Список и политику партии стала определять «Ткума». Бени Бегин вернулся в «Ликуд», Михаэль Кляйнер в союзе с активистом движения КАХ Барухом Марзелем попытался воссоздать «Херут», и в результате «Ихуд Леуми», с четырьмя мандатами, превратился в правую религиозную партию, у которой был только один нерелигиозный депутат – Арье Эльдад. Партия стала серьёзной угрозой партии «МАФДАЛ».
Различия между двумя партиями пролегали в двух плоскостях. В сфере политической, обе партии выступали против территориальных компромиссов и за развитие поселений в Иудее и Самарии. Но «МАФДАЛ» занимала более прагматическую позицию, «Ихуд Леуми» – однозначно бескомпромиссную. «МАФДАЛ» входила в любую коалицию, если её формировал «Ликуд», и придерживалась позиции, согласно которой допустимо валить правительство «Ликуда» только в самом крайнем случае, поскольку на смену «Ликуду» может прийти левый блок, а тогда уступки станут куда более болезненными. «Ихуд Леуми» мог оставаться в оппозиции правительству «Ликуда», а если входил в коалицию, угрожал выйти из неё, как только речь заходила об уступках даже на чисто декларативном уровне.
Раскол национально-религиозного сектора ослабил обе партии и сектор в целом. В 2009 году была предпринята попытка создать единый список. Новую партию предполагалось назвать «Еврейский дом».
Лидеры обеих партий и раввины партии «Ткума» создали совет, который должен был сформировать объединённый список в кнессет. Список должен был возглавить не принадлежавший ни к одной из фракций новый кандидат: профессор и раввин из Хайфы Даниэль Гершковиц. Но результаты тайного голосования в совете вызвали резкое недовольство партии «Ткума» и блока «Ихуд Леуми». С их точки зрения, «МАФДАЛ» получила в новом списке явное преимущество. Гершковиц тоже вызвал нарекания: он был раввином слишком современного толка. Сочетание «раввин-доктор» среди сторонников направления «хардаль» не котируется.
«Ихуд Леуми» отказался баллотироваться совместным списком. На выборах 2009 года «МАФДАЛ» получила три мандата, «Ихуд Леуми» – четыре, «МАФДАЛ» вошла в правительство, сформированное Биньямином Нетаниягу, «Ихуд Леуми» остался в оппозиции. Причина, в частности, заключалась в том, что в список партии вошёл доктор Михаэль бен Ари , активист движения КАХ. Бен Ари дал партии возможность преодолеть электоральный барьер – привлек, по последующим оценкам, больше мандата – но для коалиции был персоной non grata.
Фракцию «МАФДАЛ» между тем раздирали внутренние противоречия. Список возглавил Даниэль Гершковиц, вторым номером шёл уже упоминавшийся выше Звулун Орлев, третим – популярный журналист и писатель Ури Орбах. Гершковиц, прекрасно ориентировавшийся в академических кругах, в партийных джунглях себя поставить не сумел. Между первым и вторым номером в списке на протяжении всей каденции шла непрекращающаяся война.
Куда подевались мандаты?
Незадолго до выборов на сцену вышел новый кандидат – бывший глава канцелярии Биньямина Нетаниягу и бывший гендиректор муниципального совета Иудеи и Самарии Нафтали Беннет.
Сперва Беннет вместе со своей соратницей Аелет Шакед (кстати, нерелигиозной) рассматривал возможность создания новой партии, но журналист Ури Орбах предложил ему баллотироваться на пост лидера «МАФДАЛ», сменившей к тому времени название на «Еврейский дом».
Блок Беннет-Орбах сработал блестяще. Нового лидера выбирали, впервые в истории партии, на выборах с участием всех её членов – на праймериз. Раздираемая внутренними конфликтами партия упала в руки нового кандидата, как перезрелый плод. Беннет заключил договор с партией «Ткума» («Ихуд Леуми» раскололся надвое). Усвоив уроки 2009 года, он согласился закрепить за «Ткумой» треть мест в новом списке. Новый молодой лидер и эффект долгожданного объединения сделали своё дело: на выборах 2013 года ЕД получила 12 мест в кнессете. В партии и в кругах религиозных сионистов заговорили о возможной смене правящей политической элиты. Выдвигались предположения, что ещё одна-две каденции – и ЕД сменит у власти «Ликуд».
Но оптимизм оказался преждевременным. Сформированное в 2013 году правительство Нетаниягу продержалось меньше двух лет. Опросы общественного мнения сулили ЕД на выборах 2015 года 15-20 мандатов (так принято называть места в израильском парламенте). Но выборы принесли разочарование: партия не только не усилилась, но, напротив, потеряла треть голосов.
– После выборов, – говорит профессор Коэн, – Беннет объяснил поражение партии самопожертвованием национально-религиозного сектора. Он сказал, что как в армии обладатели вязаных кип первыми бросаются в атаку, так и на выборах они пожертвовали секторальными интересами ради победы Нетаниягу. Но подробный анализ избирательных урн, установленных в районах, где большую часть населения составляют религиозные сионисты, показывает, что это не так. В 2013 году ЕД получила на 5 мандатов больше, чем «МАФДАЛ» и «Ихуд Леуми» в сумме в 2009. Исследования показывают, что большая часть этих голосов – это голоса нерелигиозных и тяготеющих к традиции избирателей, в 2009 году голосовавших за «Ликуд». А что происходит в 2015 году? На выборах 2013 года ЕД получила 345985 голосов –9.1 % от общего числа избирателей. В 2015 году – 283910 голосов или 6.7 %. Кто эти 62075 избирателей, покинувших за эти два года ЕД? В районах, где большинство избирателей носят вязаные кипы, «Ликуд» получил всего на 6,5 % больше по сравнению с предыдущими выборами. Это примерно один мандат, а ЕД потеряла четыре.
По самым щедрым оценкам, говорит Коэн, электоральный потенциал религиозных сионистов составляет 12-14 мандатов. ЕД поднималась в опросах до 20 в основном за счёт традиционных избирателей «Ликуда».
– Может ли, по Вашему мнению, партия религиозных сионистов стать правящей партией?
– Рассмотрим два сценария. Первый: продолжение борьбы между «Ликудом» и ЕД за голоса и за власть. Второй – создание общей, республиканской партии в израильском варианте. Рассмотрим недостатки и преимущества обоих сценариев с точки зрения каждой из партий. В пользу первого: в «Ликуде» ещё свежа память о неудачном блоке с НДИ, который привёл к потере голосов. И ещё: имидж ЕД – крайне правый, это может оттолкнуть избирателей-центристов, колеблющихся между правым и левым лагерями. С точки зрения ЕД: во-первых, есть силы, которые опасаются, что партия утратит свой национально — религиозный характер и «Ликуд» её поглотит. Во- вторых, многие надеются на смену элит, на то, что ЕД сама станет правящей партией, религиозные сионисты сменят правых либералов. В третьих, соотношение сил – 30 мандатов у Ликуда, 8 у ЕД – сделают соглашение крайне невыгодным для ЕД.
В пользу объединения: у «Ликуда» положительный многолетний опыт создания блоков – блок партий «Херут» и либеральной партии обеспечил победу Бегина в 1977 году. Присоединение небольших партий усиливает позиции «Ликуда» как крупной правящей партии. Второй аргумент – выгодное для «Ликуда» соотношение сил – 30 к 8.
– То есть именно те причины, по которым ЕД возражает.
– Да. Но и у ЕД есть соображения в пользу создания блока: в отличие от ультраортодоксов, религиозные сионисты стремятся выйти за пределы сектора и стать активными равноправными участниками во многих сферах жизни израильского общества, включая и политическую. Далее, опросы уже два раза разочаровывали ЕД, возможно, в рамках Блока ей будет легче реализовать свой потенциал. Наконец, в вопросах безопасности и территорий у обеих партий сходные позиции.
Вопрос, таким образом, остаётся открытым.