Давид Мордехаев: «Мы затрагиваем самые наболевшие темы»

Главный редактор медиахолдинга СТМЭГИ начал с разработки скромного информационного сайта. К интернет-ресурсу прибавилась газеты и телевидение,и сейчас многочисленные читатели и зрители читают интервью со знаменитостями, изучают джуури, узнают о своих корнях. История общинных СМИ

Илья Йосеф
Фото: Илья Иткин

— Когда и с чего все началось?

Началось все лет семь назад, с нашего сайта — социальной сети горских евреев. Идея сайта была и остается чрезвычайно актуальной, поскольку сегодня мы не живем компактно, как жили раньше, а разбросаны по всему миру. Впрочем, как и все евреи… В основном горские евреи живут в Израиле. Очень многие — здесь, в Москве. Остались они и на Кавказе. Существует большие общины в Америке и в Канаде. Есть и в Германии, теоретически своя горско-еврейская тусовка там имеется, только вот собрать ее сложно: слишком уж они рассеяны по стране. Сегодня в общей сложности можно говорить о 100 000–150 000 горских евреев. И основной нашей задачей было  сплотить и объединить всех.

– А что до появления сайта ничего подобного не было?

Строго говоря, сайт СТМЭГИ существовал и до того, но он, скорее, играл роль «визитки» Фонда. Я же предложил помимо новостного контента создать социальную сеть. Герман Захарьяев эту мою идею одобрил — он увидел, что она может стать шагом к сплочению общины. Ведь цель и задача Фонда — сохранение культуры, а без централизованной организации этого не добиться.

— Создается впечатление, что сейчас Фонд СТМЭГИ — единственная организация, ориентированная на горских евреев…

В свое время был создан Всемирный конгресс горских евреев. Но после трагической судьбы его президента Заура Гилалова все как-то затихло. А Фонд СТМЭГИ существовал и раньше. А в прошлом году была учреждена новая организация, Объединение горских евреев (ОГЕ). На базе ОГЕ создается большой общинный центр в Сокольниках — с учетом опыта деятельности ешивы «Шаарей Кедуша» и, безусловно, самого Фонда СТМЭГИ. Мне кажется, так можно привлечь и других членов общины, желающих принять активное финансовое участие. Там будут синагога и ресторан, где можно отмечать торжества, и, разумеется, предусмотрены учебные классы, образовательная программа.

— Но вернемся непосредственно к вам. Как вы вообще вышли на этот проект?

Я по профессии программист. И когда мы познакомились с Германом Рашбиловичем, он предложил мне разработать сайт для Фонда. А у меня уже имелся большой опыт общественной работы с 1996 года, еще перед армией, я был мадрихом в «Сохнуте». То есть в 18 лет я уже практически руководил проектом, где было около 100 воспитанников. И для меня это стало шансом применить накопленный опыт общественника и профессиональные знания. Так появился STMEGI.com.

— Com, а не ru — это осознанный выбор?

Абсолютно осознанный. Изначальная идея была — сделать это чем-то глобальным.

— Удалось воплотить эту идею?

Мы быстро развивались, искали наших через обычные социальные сети — «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники». Втроем, с модераторами, писали людям и предлагали зарегистрироваться у нас, раскручивались, рекламировали себя на плакатах, вывешенных в разных организациях, на мероприятиях.

«Газета печатается в России, а распространяем мы ее по всему миру»

Через год на сайте появились и новости. То есть кроме контента, размещаемого самими участниками, как в любой социальной сети, теперь был и новостной контент, предлагаемый нами. Это тоже идея Германа Захарьяева — и неудивительно, ведь его отец, Рашбил Захарьяев, был известным в Азербайджане журналистом.

Мы призывали людей активно делиться с нами своими региональными новостями, и в результате каждый день стали получать по несколько статей горско-еврейской тематики. Конечно, все материалы проходили редакторскую обработку.

— Насколько живые отклики вы получали?

Более чем живые! (Улыбается.) Чаще всего отзывы были положительными, но когда кому-то что-то не нравилось — начинался и троллинг, и флуд… Всякое было. При том что большинство друг с другом знакомо, ведь костяк состоял из людей, работавших в общине. Каждый мог зайти, высказаться, а вот потом начиналось «ты прав — ты не прав», кто-то ругался, постоянно возникали какие-то обиды. Приходилось кого-то и банить. Временно. За оскорбления. Настоящие ток-шоу получались, только в письменном виде!

На сайт заходило от 500 до 1000 человек в день, причем уникальных горско-еврейских пользователей, а не случайных. По большому счету в нашем распоряжении оказался мощный инструмент для связи с лидерами общин и не только с ними.

—И вы на этом не остановились?

Сайт постоянно дорабатывался, мы придумывали всякие фишки — биржа труда с регистрацией вакансий и резюме, игры, викторины. Развивали все, к чему прослеживался интерес. Как результат — полноценный, живой сайт с активными пользователями. Такой виртуальный общинный центр горского еврейства.

— Многие бумажные издания сейчас переходят в цифровой формат. А вы наперекор моде перешли от социальных сетей к печатному изданию?

В социальной сети было много молодежи. Заходили, знакомились, играли свадьбы. Но выяснилось, что старшее поколение не получает всей предлагаемой нами информации. Ведь нашей целевой аудиторией были те, кто уже знаком с социальными сетями и знает, как в них регистрироваться, как заходить, искать нужный контент… А если у человека не было опыта в других социальных сетях, он, конечно, мог зайти на сайт, зарегистрироваться, — но что ему делать дальше, понятия не имел.

— И вы пошли им навстречу?

Помню, справляли мы 75-летний юбилей рава Шаевича, сидели вместе с Германом Рашбиловичем. А я как раз вернулся из командировки в США, где обсуждал с активистами местной общины наболевшие вопросы. Ну и предложил издавать газету для старшего поколения. Собственно, такие разговоры и раньше заходили, но тогда у меня созрел четкий план…

— Герман Рашбилович как сын журналиста тогда идею поддержал?

Не сразу, тогда он сказал — «нужно подумать». Но через несколько дней позвонил, идею одобрил. И я стал готовить проект.

А на обсуждении проекта какие-то идеи и рубрики предлагал именно он. И до сих пор каждый номер газеты проходит его утверждение. Тут ведь как: видеоролик всегда можно удалить из Сети, а печатное слово как воробей, вылетит — не поймаешь. Руководитель смотрит на вещи глобально: ты всегда внутри, ты поглощен работой и можешь что-то не заметить, а вот ему как человеку со свежим взглядом — все заметней.

«Новостные и просто интересные сюжеты идут каждый будний день – с понедельника до четверга».

— С какой периодичностью издается газета?

Раз в месяц. Собственно, это и в названии заложено — «STMEGI.com за месяц». Вообще-то Герман Рашбилович изначально предлагал двухнедельный формат, но, к сожалению, мы просто не располагаем объемом информации, которого хватило бы на два номера в месяц. Да и потребности в оперативных новостях нет. Кроме того, имеются определенные сложности с доставкой — газета печатается в России, а распространяем мы ее по всему миру, и на это необходимо время. У нас подписчики и в Израиле, и в Америке, и в Австрии. И, с Б-жьей помощью, есть еще к чему стремиться! Между прочим, газета распространяется бесплатно.

— А как насчет содержания? На каком формате вы остановились?

Раньше это был дайджест из того, что выходило на сайте. Но сейчас мы отошли от этого, каждый номер практически целиком из уникальных материалов. По сути, разница между газетой и журналом в том, что газета более информационная, а журнал — более развлекательный. Но мы остановились на чем-то среднем, выбрали информационно-развлекательное направление.

По-настоящему хороших материалов, конечно, всегда не хватает. Да, их и самотеком присылают, но не по несколько статей в день! Что-то сами пишем, а что-то и у профессионалов заказываем, причем у нас нет, и никогда не было, установки печатать исключительно журналистов горских евреев. Само собой, постоянно выходят статьи по еврейской кухне — это довольно-таки популярная рубрика, по нашим рецептам очень многие готовят. Ведем уроки языка джуури: в первом номере дали алфавит, с тех пор так и пошло — суффиксы, глаголы, диалоги…

Подчеркну, с самого начала мы в принципе не ориентировались исключительно на медиа. Подразумевалось и проведение разнообразных общинных мероприятий — концертов, праздников, конференций, презентаций книг, выставок художников, творческих вечеров. На днях выходит уже 45-й номер газеты, и ей исполняется пять лет. По этому поводу мы собираемся провести в Москве круглый стол!

— Все это время газета выходила без перерывов?

Честно говоря, было одно время, когда нам показалось, что спрос на газету спал, людям стало неинтересно нас читать, и мы приостановили выпуск где-то на полгода, но люди стали писать, звонить, спрашивать, где газета, — и мы не без удовольствия заключили, что потребность в газете все же есть!

Выпуск газеты возобновили, причем в новом дизайне и с новой концепцией. Наученные и своим, и чужим опытом, мы поняли, что газета не должна быть узкопрофильной — только о горских евреях или только для горских евреев. А значит, необходимы новые интересные рубрики. Так у нас появились интервью с Ширвиндтом, Ярмольником, Леваевым… Мы хотим, чтобы газета была действительно интересной, а значит, нельзя сидеть и ждать – надо действовать. И читают нас сегодня не только горские евреи, так что писать нужно интересно для всех.

Все, что происходит в общинах, теперь полностью перешло на сайт, а в газете мы рассказываем о самых ярких и важных событиях.

— Что из уже изданного можно назвать самым удачными?

Хороших материалов было очень много. Совсем недавно мы запустили несколько новых рубрик, как мне кажется, интересных всем, а не только горским евреям. Во-первых, «Синагоги мира». Здесь мы рассказываем о синагогах в самых разных уголках планеты. Неинтересных синагог просто не бывает, буквально о каждой можно рассказать любопытную историю. И каждая публикация сопровождается красивыми фотографиями. Потому что синагога может выглядеть как дворец, а может — как советский дом культуры, но в любой синагоге есть своя прелесть, своя красота.

«У нас нет, и никогда не было, установки печатать исключительно журналистов горских евреев»

Еще одна новая рубрика больше связана с горскими евреями. Это наше так называемое «расследование ДНК горских евреев». Тема ДНК сейчас очень популярна, есть всякие ДНК-тесты, анализы. И мне кажется, что каждого человека интересует его прошлое — откуда он родом, какие у него корни, где жили его предки.

— Конечно! Ведь и рав Берл Лазар, и рав Борода, и Олег и Александр Малисы прошли ДНК-тест!

Вот и мы такую рубрику открыли. Во-первых, чтобы рассказать людям, что такое ДНК, а во-вторых, чтобы разгадать секрет, кто же такие горские евреи. Пока на эту тему вышли две статьи. Готовится третья, в которой я представлю читателям результаты своего собственного анализа ДНК.

Есть несколько организаций, занимающихся ДНК-тестами. Я сам прошел разные тесты и ответственно заявляю, что разница есть. Например, нам, горским евреям, один из этих сайтов не вполне подходит, поскольку там недостаточно информации об Иране — иранские и ближневосточные корни там идут просто как «Турция».

— То есть вы оказались не горским, а турецким евреем?

А по тесту «по отцам», в котором идет исследование по отцовской линии, вообще вышло, что у меня много родственников, но горских евреев среди них мало. Впрочем, на самом деле это не так странно, как кажется. Во-первых, вполне естественно, что еще со времен праотцев наши предки не сидели на месте — они торговали, переезжали с места на место, оседали в разных точках мира. Так что все евреи смешаны друг с другом, — но евреи всегда были евреями!

Кроме того, само понятие «горские евреи» относительно новое: заселение Кавказа проходило не за один приход, не «цивилизованно», а миграционными волнами. Потом под угрозой смерти многие были вынуждены принять ислам в надежде, что это временно; на Кавказе до сих пор есть целые селения, утверждающие, что они имеют еврейские корни. Многие уходили, некоторые возвращались. Трудно осуждать предков, тех, кто не выдержал испытания. Но факт, остается фактом — сейчас евреями остались лишь те, кто даже под угрозой смерти сохранил верность своему еврейству.

– Ваша деятельность ведь не ограничивается газетой и сайтом?

Да, мы и книги издаем. А еще у нас есть канал STMEGI TV, но это уже совсем не моя идея.

— Как же появилось горско-еврейское интернет-телевидение?

Все началось, когда мы стали снимать ролики с уроками языка джуури, чтобы выставлять их на сайте и в YouTube. Потом было несколько удачных интервью. И тогда Герман Рашбилович предложил делать еще и новостные видеоматериалы. Первыми опять же стали новости горских евреев, но постепенно темы расширились. Как редактор я к тому времени уже состоялся — газета выходила почти год, а новостной портал существовал два года. Но поскольку сам я не телевизионщик, то стал искать людей, чтобы у них учиться, и людей, с которыми работать. И каждый день учился чему-то новому, что-то придумывалось, менялась сетка вещания.

Было очень сложно. Команда собиралась постепенно. Потребовалось время, для того чтобы разобраться, кто профессионал, а кто – любитель, кто тормозит работу, не справляется и откатывает нас назад. Попадались и те, кто делали только то, что им хотелось. Пришлось обновить состав, и уже с нового, 5778 еврейского года мы работаем совсем по-другому. Взяли на работу специалистов, вращающихся в телевизионной среде, с большим опытом и энтузиазмом. Потому что здесь нужны только люди, работающие от души, иначе приходится дорабатывать самому.

— С изменением состава произошли и технические изменения?

С этого года весь подход совершенно иной. С самого начала у нас была съемочная группа в Москве плюс съемочная группа в Израиле, но раньше все получалось как-то неупорядоченно. Сейчас оператор снимает конкретное задание, а действует не по принципу — «все подряд, а дальше выбирайте сами». Так и монтировать, и пересылать легче. Вдобавок я решил отойти от виртуальной студии и создать настоящую. Просто никто уже не работает с виртуальной студией, да и нужно делать что-то в соответствии с нашим уровнем — пусть небольшое, но по-настоящему.

— А как оценить, насколько все «по-настоящему»?

Необходим взгляд со стороны, иначе ничего не увидишь. Поэтому мы так ценим отклики, замечания о том, что людям нравится, а что нет. Скажу так: правильные люди, правильные решения и поддержка Германа Захарьяева помогли нам поставить все на должный уровень.

— Есть у вас «фирменные» программы помимо новостей?

Новостные и просто интересные сюжеты идут каждый будний день – с понедельника до четверга. Есть редакция, которая новости находит и преподносит. Есть, конечно, и свои программы. Например, коротенькая программа «Еврейский пульс». Она больше подходит для молодежи, для интернет-пользователей. В ней рассказывается об известных евреях, о которых даже не знают, что они евреи. Например, Гаррисон Форд. Никто не знает, что он еврей! Вот о таких людях, в жилах которых течет еврейская кровь, мы и рассказываем. Это очень любопытно. Ведь все мы смотрим ТВ, читаем газеты, ходим на концерты, в театры. И вдруг оказывается, что известные нам люди — евреи.

Еще одной моей задумкой было ток-шоу — обсуждение интересных, наболевших еврейских тем. Это особенно важно для нас, живущих в диаспоре, то есть не всегда и не совсем в еврейском окружении. Ведь внешние факторы — телевидение, школы, университеты — это все совсем не еврейская среда, и очень тяжело при этом сохранять свое еврейство так, как мы это делали на Кавказе или как происходит в Израиле. Поэтому столь важно затрагивать наболевшие еврейские темы. Чтобы люди просто знали, были в курсе. О еврействе, культурном воспитании, сохранении традиций и о тех угрозах, которые есть в обществе.

— О каких угрозах?

Об очевидных — антисемитизме, ассимиляции. Это две основные еврейские проблемы, где бы евреи ни жили.

— Существующими проектами ваши планы не ограничиваются?

Всегда есть куда стремиться, развиваться. Можно сделать больше ТВ-программ или запустить какой-то эфир на 24 часа в сутки. Было бы желание. И возможности.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто принимал и принимает участие в работе над выпуском газеты. Это десятки людей из разных уголков планеты, которым небезразлична судьба общины и народа в целом. Худо Кумэк!

Илья Йосеф
Фото: Илья Иткин