Само значение слова «гер» (от «лагур» — жить) означает, грубо говоря, «временно проживающий по грин-карте». Тора одним и тем же словом называет и нееврея, принявшего на себя обязанность соблюдать 7 заповедей сыновей Ноя, и нееврея, принявшего все 613 заповедей. Это порождает порой путаницу, но одно ясно: речь идет о человеке, получившем определенные права среди нас. Хоть и не все.
Гер не считается частью «общины Израиля», что выражается в определенных законах. Гер не всегда и не во всем имеет равные с «коренными» права (например, директором школы станет именно еврей по рождению, если его профессиональный уровень сравним с уровнем соискателя-гера). И, видимо, именно поэтому Тора настойчиво требует любить и не обижать прозелитов.
Теперь о главном: об этом самом принятии заповедей. Сам «Шульхан арух» требует проверить, насколько намерения кандидата чисты, а также употребляет выражение «оставил (свою прошлую жизнь) из любви (к заповедям)». При этом обрезание и окунание соискателя придает ему новый статус и без того проверок или ознакомления с базовыми заповедями.
Да, требование Галахи сообщить кандидату в геры «некоторые заповеди» — требование изначальное. Как и проверка на искренность его намерений. «Изначальное» не означает «необязательное», но всё же давайте глянем, как выглядит этот акт информирования согласно Галахе.
«Сообщают ему основы веры, такие, как единство Творца и запрет идолопоклонства, а также сообщают ему несколько легких и несколько тяжелых заповедей, и наказание, полагающееся за их нарушение и т.д.». За час можно управиться с таким? Запросто. Любые курсы гиюра перевыполняют этот план в сотни раз. Сама же Галаха, как видим, не слишком переживает, что гер будет по незнанию нарушать различные.
Впрочем, основной акцент в дебатах ставился на искренности соискателей. Цитировались солдаты, которые даже в процессе прохождения курсов — хоть и кулуарно — демонстрировали пренебрежение к заповедям Торы. Это было основной претензией к системе, игнорирующей подобные явления. Однако, почти все мы каждый год продаем квасное, и мы отлично знакомы с явлением «одно на уме, другое — на языке». Что не отменяет законности — по большинству мнений — акта продажи квасного.
Напомню, держать квасное в Песах — запрет Торы. И ничего, не жужжим. То же самое и с любой подобной ситуацией; перед судом стоит взрослый человек и заявляет: «Хочу стать евреем». Даже после того, как его пугают нашей приниженностью в изгнании и сложностью исполнения заповедей. Формально, всё в порядке. Во многих, очень многих, ситуациях Галаха формальна. Здесь тоже.
Так что остается не эмоциональная претензия: на кой нам в нашей тесной коммуналке этот пришелец, который чихать хотел на Тору и прочее? Да у нас своих таких вагон и малая тележка! И здесь мы подошли к последнему моменту: что такое «у нас»?
«У нас» — это в уютненькой Швейцарии? Вроде бы, далеко нам до уютненькой Швейцарии. Разве помешают здесь горячие парни, которые дают врагам по кумполу, не разбираясь, насколько тот или иной палестинец угнетен? Или речь вообще не об экономической или военной выгоде, а об опасности для благоприятного фона соблюдения заповедей в нашем краю? Да, такие геры способны подпортить статистику в этом плане.
Но у меня вопрос: они сами пришли в суд? Я в курсе, что их приманивают, да, но под белы ручки их тащили? Нет. Формальности соблюдаются? Да. Мы, имея претензии к подобным курсам, всё же малость грешим против истины, считая еврейство эксклюзивным клубом. «Шульхан арух» разбивает подобное воззрение на раз. Что это за эксклюзивность, когда любой индеец может войти в двери религиозного суда и уже через час-полтора выйти евреем? Любой человек на Земле — потенциальный служитель Творцу на все 613. Да, это именуется «еврей», но терминология — дело вторичное.
А так-то двери открыты. Широко.