В последнее время у меня появилось странное хобби. Я смотрю передачи из документального цикла «Новорожденная Россия». Как приятно наблюдать за родами, когда больно не тебе, а кому-то другому! А первый крик ребенка! А первые слова роженицы, только что ставшей матерью! Одна кричит: «Мой малыш!» Другая стонет: «Мальчик…» А вот третья изрекает нечто пафосное: «Я исполнила свой женский долг. Я родила ребенка».
Вот тут мне хочется проткнуть экран и хорошенько встряхнуть молодую маму. Долг? Кто тебе это сказал? «Женский биологический долг» – изобретение мрачных тиранов из антиутопии Маргарет Этвуд «Рассказ служанки». Почему ты думаешь, что это не твое право, не твоя радость, а долг? В каком Талмуде так написано?
Про Талмуд не знаю, я женщина простая, неученая. Но Тора говорит: плодитесь и размножайтесь. С еврейской точки зрения, это предписывающая заповедь «асе». То есть, она возложена на мужчину. Именно он обязан плодиться и размножаться – как и всё живое на земле. По еврейским законам он не может ограничить свою фертильную силу – натянуть презерватив, слить семя на землю у шатра, подобно библейскому Онану, которого Б-г убил за этот грех. А вот у женщины есть право рожать. И право не рожать, хотя такой выбор не одобряется нашей традицией и обществом. Но он существует.
Движение чайлдфри – «свободных от детей» – пришло в Россию из Западной Европы и набрало силу именно потому, что российские женщины живут в тисках долга. «Замуж или сдохни», как говорит журналистка и чайлдфри Арина Холина, наша соплеменница. Свои взгляды она озвучила во время недавней радиопередачи. Тут же пришел вопрос от слушателя: «Ну вас же родили. Почему же вы не хотите рожать?» И Арина рассказала, что ее мама дала ей жизнь и умерла при родах. А я вспомнила статью одного раввина, который утверждал, что Алаха не предписывает женщине рожать, поскольку роды – это риск для ее жизни. Ни один человек не вправе требовать от другого рискнуть жизнью. Конечно, исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь» мужчина может только с женой, которая согласна рожать, и он имеет право развестись с ней, если она рожать не хочет. Но надо помнить, что женщина именно согласилась рожать, а не была обязана. Если ее вынудило общественное давление, то выбора нет, и это может повлиять на отношение к детям.
К сожалению, в некоторых кругах ортодоксального еврейства о женщине судят по количеству детей. Одна моя приятельница, мать двоих детей и не совсем здоровый человек, рассказала, что подруги смотрят на нее с некоторым презрением. Малодетные – значит, маловеры. Люди, которые верят по-настоящему, рожают «сколько Б-г даст». Я посоветовала ей напомнить соседкам, сколько детей было у праматери Сары, сколько раз рожала Рахель (и во второй раз умерла при родах), сколько раз рожала Лея. Женщины, конечно, возразят, что праматери хотели рожать, а Рахель даже пригрозила Яакову, что умрет, если он не даст ей детей. Но Б-г долгое время не давал им потомства. Почему? Известный ответ – чтобы стало ясно: народ Израиля живет по Его воле, а не по законам природы. Но мне кажется (да простят меня знатоки Торы), что Всевышний хотел также продемонстрировать, что жизнь женщины не сводится к деторождению.
У меня трое детей, что вызывает восхищение моих одноклассников из Москвы. С их точки зрения, я – многодетная мать. А с точки зрения соседей по Бней-Браку – чайлдфри. Всё относительно. И я бы не хотела, чтобы соседи тыкали в меня пальцем, не зная моих жизненных обстоятельств, как простой народ тычет пальцем в активисток движения чайлдфри.
Сегодня мои дети выросли, а внуки еще не народились. Сегодня я свободна от детей, я чайлдфри. Но это – один из этапов моей жизни. Поэтому российские чайлдфри не возмущают – удивляют меня. Они не хотят детей, но откуда им знать, какие желания возникнут у них через десять лет? Через десять лет может проснуться материнский инстинкт. Но если московской тусовщице-богемщице сегодня сорок пять, то через десятилетие она вряд ли родит. И тогда жизнь будет противоречить ее желаниям.
Наши желания меняются, и меняется мир. Контрацепция тихой сапой проползла и в религиозные круги. Она, как и всё остальное, находится в рамках Алахи. Предохраняется женщина, а не мужчина. Предохраняться она должна так, чтобы у нее не пропала способность рожать. Она начинает предохраняться, когда в семье уже есть мальчик и девочка. Это считается «зачетным минимумом» по данной заповеди. В итоге у нового поколения не десять-пятнадцать, а пять или семь отпрысков. Есть, конечно, и счастливые отцы пятерых сыновей и одной младшенькой дочки. Знаю одну такую семью. Пять парней разного возраста нянчат одну малышку. Они дождались!
Напоследок: чтоб мы были все здоровы. Рожайте, девочки, и пусть это будет радостью, а не долгом. Рожайте, сколько хочется вам, а не авторитетному деду на скамейке. Во время родов больно ведь будет вам, а не ему.