Несколько недель назад мы опубликовали материал Петра Люкимсона «Двойник с двойным гражданством», посвященный «паспортному туризму» в Израиль. 14 августа эта тема была продолжена на страницах «Маарива» известным журналистом Кальманом Либскиндом, и мы решили познакомить читателей с переводом его статьи с небольшими сокращениями.
…Опубликованные две недели назад данные зажгли «красные лампочки» во всех министерствах и ведомствах, связанных с эмиграцией, репатриацией и охраной закона. Из данных однозначно следовала, что значительная часть новых репатриантов из стран СНГ в целом и России в частности в последние годы попросту используют «дыру» в израильском законодательстве и прибывают в страну только для того, чтобы заполучить израильский паспорт. После чего поворачивают обратно и возвращаются домой в отличном настроении и чрезвычайно довольные собой.
Никому из тех, кто был собран в связи с этим на экстренное совещание в Управление народонаселения (а там, помимо чиновников МВД, были представители министерств юстиции, абсорбции и иностранных дел, а также полиции и ШАБАКа) не нужно было объяснять, как именно образовалась эта «дыра». Некоторые из участников совещания предупреждали, что именно этим все и кончится еще тогда, когда депутаты от НДИ прикладывали все усилия, чтобы изменить закон так, чтобы каждый новый репатриант мог получить израильский паспорт сразу же после приезда в Израиль. Они говорили о том, что такой шаг попросту опасен, потому что есть бизнесмены и разного рода субъекты, в которых Израиль совершенно не заинтересован, да и они отнюдь не рвутся репатриироваться.
Но вот возможность обрести израильский паспорт их и в самом деле очень даже интересует.
По той простой причине, что для граждан большей части постсоветского пространства израильский паспорт – это «сильный паспорт», позволяющий без визы въезжать в страны ЕС.
Службы безопасности давно уже предупреждали о той опасности, которая может возникнуть если, к примеру, израильский паспорт попадет в руки криминальных элементов. Однако до недавнего времени возникновение такой ситуации был призван предотвратить закон от 1960 года, по которому паспорт новый репатриант мог получить не раньше, чем через год после приезда – то есть после того, как он уже начал вживаться в страну и подтвердил серьезность своих намерений в ней обосноваться. Да и соответствующие органы успели к нему присмотреться. В случае же, если ему в срочном порядке понадобилось выехать за границу, он вполне мог получить в МВД лессе-пассе.
Однако три года назад партия НДИ задалась целью отменить, по сути дела, единственное устрожение при получении новыми репатриантами израильского гражданства и отменить этот закон.
В начале 2017 года депутаты Одед Форер и Юлия Малиновская подали соответствующий законопроект в кнессет.
«Я рад представить проект закона о паспорте, который исправляет сложившуюся несправедливость и устраняет расистские ограничения, которые существуют сегодня. В нынешней ситуации новый репатриант должен ждать получения паспорта, как минимум, год, причем 90% этого времени он должен провести на территории страны. Это положение давно устарело!» — заявил тогда Одед Форер.
Вслед за этим он резко атаковал противников его инициативы.
«Утверждения о том, что этот закон может нанести ущерб безопасности страны, или что он может оказаться в руках криминальных элементов, которые используют его во зло, совершенно беспочвенны. Точнее, они основаны на расистских предрассудках. Именно так — не больше и не меньше! Сегодня мы исправляем закон и ликвидируем дискриминацию, которая длилась многие годы и по которой огромное количество репатриантов из разных стран превращались в граждан второго сорта».
Но представители полиции пытались торпедировать этот законопроект до последнего. Причем резкое неприятие полицией такого законопроекта началось десятью годами ранее, когда впервые была озвучена подобная идея.
«Существуют серьезные опасения, что наряду с вполне легитимными бизнесменами из СНГ, заинтересованными в развитии израильской экономики, в страну въедут люди, происхождение капитала которых неизвестно, и затем они будут передвигаться по миру с израильским паспортом и представляться гражданами Израиля. Все это может привести к тому, что мы столкнемся с большим числом требований о выдаче, что в итоге может осложнить наши отношения со странами, с которыми сегодня у нас все замечательно. С момента получения израильского паспорта эти люди станут нашей проблемой даже в случае если они почти или вообще не будут появляться в Израиле.
Мы знаем, что есть определенные лица, которые крайне заинтересованы в принятии такой поправки к закону, и давно уже пробуют добиться ее проведения», — говорилось в служебной записке, подготовленной в 2007 году Отделом полиции по борьбе с особо опасными и международными преступлениями (ЯХБАЛ).
В 2017 при обсуждении законопроекта Форера-Малиновской аналогичное мнение высказал Информационно-разведывательный отдел полиции.
Цитирую: «Мы рекомендуем остановит закон неизменным и отказаться от идеи выдачи национального паспорта сразу после получения израильского гражданства. Год, который сегодня определен законом – это минимальный срок, необходимый для того, чтобы определить, не представляет ли новый гражданин опасности для общества. Так же есть опасения, что некоторые граждане СНГ могут использовать получение израильского паспорта в посторонних и далеко не всегда законных целях, нанести ущерб общественной безопасности и имиджу Израиля в мировом сообществе».
В НДИ эти слова вызвали взрыв ярости. Лидер партии Авигдор Либерман, бывший тогда министром обороны, подверг позицию полиции резкой критике, заявив, что речь идет о «преступной ненависти» и расизме по отношению к новым репатриантам из бывшего СССР.
«На самом деле в правительстве не было ни одного министра, который считал, что речь идет о логичном и приемлемом законе, — сказал мне один из министров того правительства. – Все понимали, что он приведет к тому, что Израиль начнут использовать в своих целях разного рода интересанты. Но таковы правила игры внутри коалиции. Это было важно для Либермана и партии «Наш дом Израиль», и мы поддержали этот закон. Нельзя начинать войну по поводу каждого решения».
НДИ и в самом деле прилагала все усилия для проведения этого законопроекта. В комиссии по внутренним делам, где он готовился ко второму и третьему чтениям все время находились депутаты от этой партии.
«Я пришла сюда, чтобы заявить, что боролась за этот закон в правительстве, и речь идет об одном из важнейших законопроектов для успешной абсорбции новых репатриантов», — заявила на одном из заседаний комиссии министр абсорбции Софа Ландвер.
Представитель министерства юстиции Авиталь Штернберг попыталась тогда смягчить возможные последствия закона. «Чтобы успокоить самих себя, мы можем ввести новые правила выдачи паспортов на год, а затем проверить, привело ли это к каким-либо драматическим изменениям, или нет», — предложила она.
«А чего ты опасаешься?» — спросил ее Форер.
«Того, что израильский паспорт превратится просто в бумажку, которую очень легко получить!» — ответила Штернберг.
«Ты хочешь сказать, что люди будут приезжать только для того, чтобы получит паспорт, а не жить здесь?! Допустим, что из всех новых репатриантов таких наберется 50 человек. Какой ущерб они могут нанести Израилю?!» — парировал Форер.
И вот сейчас пришло время огласить те данные, которыми располагает ЦСБ.
Нет, новым законом злоупотребили для того, чтобы иметь израильский паспорт и при этом не жить в Израиле, отнюдь не 50 человек, а немного больше.
В 2018 году, к примеру, из стран СНГ прибыло 17 8979 человек. 7139 из них, то есть 40%, сегодня не находится в Израиле. Больше 20% из представителей последней группы покинули страну в течение месяца после репатриации.
В Управлении народонаселения рассказывают, что некоторых новых репатриантов для ускорения процедуры получения паспорта сопровождали адвокаты. Были и случаи, когда в Управление являлись целые организованные группы, которые прибыли только для того, чтобы получить паспорт и тут же уехать обратно.
В 2019 году в Израиль из стран СНГ репатриировалось 22 683 человека. 9419 из них уже давно не с нами. 4301 выехали из страны в течение месяца, сразу после получения паспорта.
Еще более интересная картина получается, когда речь заходит о новых репатриантах из России. 55% из тех, кто прибыл из этой страны в 2018 году, и 53% из прибывших в 2019 вернулись на родину в течение пары недель. С израильским паспортом, разумеется.
В 2020 году из России успели репатриироваться 2925 граждан. 1674 из них, то есть 67%, тоже задержались только на пару недель, а то и дней.
Это – потрясающие данные!
Они однозначно свидетельствуют, что благодаря закону о паспорте Израиль стал единственным государством западного мира, в котором для того, чтобы получить паспорт, вовсе не обязательно жить. А ведь при получении израильских документов очень легко сменить имя! И кто знает, сколько людей может кружить по миру с синим израильским паспортом, не позволяющим правоохранительным органам и спецслужбам различных стран установить их настоящую личность.
Обо всем этом и шла речь на экстренном заседании представителей министерств и силовых ведомств, о котором было упомянуто в начале. И все его участники сходились в том, что надо как можно скорее возвращаться к прежнему закону.
Партия «Наш дом Израиль» прислала следующую реакцию на эту статью:
«Речь идет з законе, который касается всех новых репатриантов, прибывающих в Израиль, а не только репатриантов из СНГ.
Новый репатриант становится таким же гражданином, как и все остальные жители страны. Абсурдно требовать от репатрианта, который получил теудат-зеут и призвался в армию, ждать год, чтобы получить израильский паспорт, и таким образом ущемлять его права».