Несмотря на эпидемию, в начале июля около 3500 человек собрались на демонстрацию возле киббуца Нир-Давид, которая проходила под лозунгом «Освободите Ааси!».
Демонстрация проходила с разрешения и с сопровожедением полиции. Однако, когда участники акции подошли к воротам киббуца, дорогу им преградил шлагбаум. По ту сторону шлагбаума стояло несколько десятков местных жителей, которые заявили, что лягут костьми, как триста спартанцев, но не пропустят незваных гостей на свою территорию…
В воздухе явно запахло дракой. Конечно, на стороне демонстрантов было явное численное преимущество, но с другой стороны, две трети из них составляли женщины и дети, а киббуцники, по словам очевидцев, выглядели не как мирные сельские жители, а как члены какой-то ОПГ – все, как на подбор, рослые, накачанные, с руками в татуировках. Да и потом, иди знай, как среагируют на драку стоящие поодаль полицейские!
Поэтому после продолжительного совещания организаторы демонстрации члены движения «Шохрэрей тева вэ-демократия» («Освободители природы и демократии») решили вступить в переговоры с руководством киббуца.
После часовых переговоров, в ходе которых одна из организаторов акции Мэй Дина напомнила оппонентам постановление юридического советника правительства о том, что у киббуцев и мошавов нет права блокировать свою территорию для въезда посторонних под предлогом опасности заражения коронавирусом, демонстрантов допустили к берегу речки Ааси (известной также как ручей Амаль).
Погуляв вдоль берега, несколько борцов за освобождение природы и демократии бросились в воду – купаться. И тут, откуда ни возьмись, снова появились киббуцники и набросились на них с оскорблениями и проклятиями. Снова запахло дракой, и на этот раз, чтобы не нагнетать напряженность, демонстранты поспешили ретироваться.
О том, в чем именно заключается суть конфликта вокруг ручья Ааси и киббуца Нир-Давид журналистам объяснил один из активистов «Шохрэрей тева вэ-демократия» Ави Арази.
— Лично я и моя семья – большие любители прогулок на природе. Это – важная часть нашей жизни. Нам доставляет огромное удовольствие каждый уик-энд выезжать в какой-нибудь живописный уголок и любоваться природой Земли Израиля, — сказал Ави Арази. – Речушка Ааси – одно из красивейших мест в стране, и вдруг нам сообщают, что киббуц Нир-Давид, через землю которого она протекает, закрыл ее берега для посещения.
Это нас возмутило, и мы решили организовать демонстрацию протеста. На объявление в «Фэйсбуке» откликнулись тысячи человек, поскольку речь идет не только об этом месте. Очень многие киббуцы и мошавы сейчас запрещают въезд на их территорию. Это абсолютно противозаконно, так как природа принадлежит всем гражданам страны в равной степени, и даже если тот или иной лес, ручей, озеро располагаются на твоей частной земле, ты не можешь сказать: «Это – только мое!».
Сюда приехали с семьями жители со всей страны – из Кфар-Сабы, Тель-Авива, Рош а-Айна и т.д. И все мы убеждены, что природа – наше общее достояние, и ни у кого нет на нее единоличного права.
— Вообще, киббуцники ведут себя как хулиганы и преступники, и против них уже давно пора возбудить уголовное расследование! – вмешивается в наш разговор еще одна экологическая активистка Рона. – Представьте, что было, если бы я поставила шлагбаум на въезде в Тель-Авив и заявила, что это – мой город, а жителям других городов сюда въезд запрещен!
Впрочем, у председателя совета киббуца Нир-Давид Шломо Глезера по данному поводу несколько иное мнение.
— Наш киббуц был основан в 1936 году на частной земле, купленной группой евреев из Южной Африки, — рассказывает он. – Их потомки живут в киббуце и сегодня. Когда они прибыли на это место, здесь ничего не было, кроме болота. И ручья Аааси тоже не было.
Они осушили это болото, создали искусственный ручей Ааси и стали строить на его берегах дома. Как видите, получилось и в самом деле красиво. Однако с недавнего времени на наши частные владения начала претендовать так называемая «общественность».
Мы пошли на уступки и отдали часть нашей территории под парк, который курируется Управлением по охране природы и в котором на выходные собирается до 5000 человек. Но этого «общественности» оказалось мало!
Каждую пятницу и субботу на территорию киббуца для того, чтобы полюбоваться Ааси и искупаться в ней, стало приезжать порядка 10 000 человек. Эти люди ходят между нашими домами, просят дать им воспользоваться нашими туалетами, попить воды и т.д., и это полностью разрушает наше право на частную жизнь.
Вы бы хотели, чтобы в ваш дом или квартиру стучали незнакомые люди и просили пустить их в туалет?! Не один, не два, а 15-20 человек в день? Так что мы просто отстаиваем наше право на собственность и возможность жить нормальной жизнью. Разве частная территория, обычные жилые дома могут быть туристическим объектом?!
Я уже не говорю о том, какую страшную грязь, сколько мусора оставляют после себя эти туристы! Наших сил убрать его не хватает, приходится нанимать частную компанию, а это – дополнительные расходы из кассы киббуца!
Как выясняется, страсти вокруг ручья Ааси и киббуца Нир-Давид бурлят еще с 2015 года. Общая площадь территории вокруг которой идет спор составляет всего 1000 кв. м.
В 2016 году Верховный суд рекомендовал сторонам прийти к компромиссу, и в рамках этого компромисса и был создан тот самый общественный парк, о котором говорит Шломо Глезер. Однако вскоре «Освободителям природы и демократии» это показалось недостаточным, и они возобновили борьбу за допуск всех желающих к берегам Ааси на всей его протяженности.
Эпидемия коронавируса лишь усилила эту борьбу, поскольку в ситуации, когда никто из граждан не может выехать за границу, и выезды на природу для сотен тысяч семей стали основным видом отдыха. После того, как в связи с наплывом новоявленных «дачников» многие киббуцы и мошавы решили последовать примеру киббуца Нир-Давид, и было издано то самое постановление юридического советника правительства, о котором говорилось выше.
В постановлении, кстати, отмечается, что речь идет только о пешеходных прогулках – массовый въезд на машинах запрещается. Сейчас конфликт вокруг земель киббуца Нир-Давид снова в суде, и за последние пять лет киббуц уже выкинул на оплату услуг адвокатов больше 700 000 шекелей.
Ави Арази и его соратники категорически не принимают доводов жителей киббуца о праве на частную жизнь, да и все остальные их утверждения.
— Когда я покупал квартиру, то проверил, не планируется ли в будущем провести возле моего нового дома магистральную трассу, — говорит Ави. – Если киббуцники строили дома возле самой реки, по обе ее стороны, то они должны были быть готовы к тому, что у реки появятся и те, кто захочет здесь отдохнуть и искупаться, потому что река – это общее достояние. А когда речь идет об общем достоянии, интересы общества превалирует. К примеру, если государство решает проложить автотрассу, и она должна пройти через чье-то частное владение, то частная земля, как известно, отчуждается, и протестовать против этого бессмысленно.
То, что председатель киббуца говорит о грязи и мусоре, это – ложь! Я лично никогда не оставляю после себя мусора, и не позволяю так поступать другим. Но даже если это и так, то тем более киббуц должен быть заинтересован в том, чтобы данная территория была объявлена национальным парком. Тогда Управление по охране природы поставит здесь туалеты, возьмет на себя уборку мусора и т.д. И всем будет хорошо!
Вот только Шломо Глезер почему-то упорно продолжает думать, что ни ему, ни его соседям и товарищам по киббуцу от этого хорошо не будет.
Странный все же народ, эти киббуцники!