Искусство быть смирным

Как мы уже видели, даже с такой понятной и естественной заповедью, как «почитай отца твоего и мать твою», не всё так просто, как кажется. Что уж тогда говорить о заповеди «трепетать пред родителями»! А говорить надо. И говорить обстоятельно, ибо она содержит множество уточнений к заповеди «почитай» и собственных строгих предписаний. К тому же необходимо уяснить для себя: где граница между почтением и трепетом? 

Существует общая обязанность родителей приучать детей к исполнению заповедей как к образу жизни и способу восприятия реальности. И в рамках этой обязанности есть частная обязанность приучать детей почитать родителей и трепетать пред ними.

• Если переводить стих, в котором фигурирует заповедь «трепетать перед родителями», максимально близко к оригиналу, то должно быть: «Всякий матери своей и отца своего страшитесь/бойтесь» (Ваикра, 19:3). Но такая формулировка вызывает у современного читателя недобрые ассоциации с насилием в семье. Речь не о страхе, а скорее о почтительности, замешанной на инстинктивном, если хотите, страхе. А поскольку слово «почитание» у нас уже занято под почтительность, замешанную на любви, приходится обходиться самым близким из синонимов. «Благоговение» тоже хорошо, но подразумевает слишком большую дистанцию, чуждую семейности. Поэтому используем слово «трепет».

Как правило, две эти заповеди — «почитать» и «трепетать» — воспринимаются и упоминаются как единое целое, хотя, как будет показано ниже, есть нюансы и различия. Главное из которых заключается в том, что заповедь почитать родителей — это обязанность создавать у родителей ощущение (в идеале — верное), что дети их любят, почитают и заботятся о них. А заповедь трепетать пред родителями — это обязанность не делать ничего, что могло бы заставить родителей усомниться в том, что их любят, уважают и заботятся о них.

Заповедь трепетать пред родителями хороша тем, что она гораздо конкретнее заповеди о почитании (по причине лучшей прописанности в Талмуде), что сильно упрощает ее (заповеди) исполнение.

Как и в случае с почитанием родителей, есть формы выражения трепета, являющиеся с точки зрения исполнения заповедей обязательными, есть необязательные, но засчитывающиеся как исполнение заповеди, и есть недопустимые.

Было у отца три сына. Старший обращался к нему почтительно — «папа» и таким образом исполнял заповедь трепетать пред отцом. Средний обращался к отцу «дорогой папа» и таким образом делал даже больше необходимого. Младший, испорченный тиктоком, иронически обращается к отцу «о мой господин, наставник, учитель и родитель». Независимо от тона, своим крив-
ляньем он оскорбляет отца и нарушает заповедь Торы.

Мама разрешает детям сидеть в своем кресле, хотя без подобного разрешения это было бы запрещено, как проявление непочтительности. Пользующийся этим сын не нарушает заповедь, ибо получил дозволение. Его брат дозволением не пользуется, он исполняет заповедь сверх положенного. Если их младшему брату отец в воспитательных целях (шоковая терапия) велит сесть в свое кресло, к которому даже прикасаться запрещено, то неподчинение прямому предписанию отца — безусловное нарушение заповеди трепетать перед родителями.

В большинстве случаев нарушение заповеди трепетать перед родителями связано с нарушением и других заповедей, например почитать. Также нарушение запретов проклинать родителей, поднимать на них руку — это нарушение заповеди трепетать.

Я лучше пешком постою

Детям запрещено сидеть на месте, предназначенном для их отца и матери. Да, родители могут позволить не придерживаться этого, но подобное непедагогично. Ведь обязанность родителей — воспитывать детей, приучать к исполнению заповедей. Поэтому семьям, в которых царит икеевский дух и все стулья одинаковы, стоит хоть как-то маркировать родительские сидушки, ради Б-га.

Важно, что речь идет конкретно о предмете мебели, где бы он ни стоял.

Более того, речь идет только о предметах мебели, на которых сидят или возлежат почтенно. Поэтому, например, садясь и даже ложась на спальные кровати родителей, дети не нарушают заповедь. Есть тонкая трудноформулируемая, но очень четкая грань: в лежании на пляжном матрасе или в гамаке нет ничего почтенного, а на салонной оттоманке — есть. Можно сказать так: на чем родители лежа валяются, их детям сидеть и валяться дозволяется. А на чем возлежат — нет. Конечно, большое значение имеют культурные коды: европейцы почти разучились возлежать — сразу начинают валяться, а вот в арабских странах еще владеют этим древним умением. Хорошо хоть евреев там почти не осталось.

Садиться на родительский предмет мебели запрещено только до тех пор, пока они им постоянно пользуются или оставили за собой эксклюзивное право. В противном случае мебель переходит в общее пользование.

Запрет касается только сидения/возлежания. Встать на отцовский стул, чтобы дотянуться до верхней полки, можно. Непочтительность, по мнению еврейских законодателей, заключается в том, чтобы занимать почетное место, «присваивая» себе почет. С психологической точки зрения, может, всё сложнее, но по букве закона — вот так.

Отдельно в рамках заповеди детям запрещено стоять или сидеть там, где обычно стоят или сидят родители. Однако этот запрет действует только в присутствии самих родителей или общих с ними знакомых.

Сидеть на месте, на котором отец имеет привычку стоять, или стоять на месте, где мать имеет обыкновение сидеть, дозволено.

Сын пришел на рыбалку, когда отец уже сматывал удочки, но не мог занять отцовское клевое место, пока не ушел и дядя Федор — их товарищ по рыбной ловле. Потому что заповедь.

Что в имени тебе

Категорически запрещено называть родителей по именам даже за глаза и даже после смерти. Как вслух, так и на письме. Про себя можно, но не нужно.

В безвыходных ситуациях (заполнение бланков) допустимо упоминать имена родителей, ибо в этом нет никакой непочтительности. Но, если есть возможность, нужно добавлять к имени родителей почтительные обращения, титулы. Является ли выходом для русскоязычных упоминание отчества — хороший вопрос.

Молодой человек знакомит своего раввина с родителями: «Это мой папа, Исаак Абрамович, доктор математических наук».

Чтобы избежать прямого упоминания имен родителей, можно и нужно пускаться на маленькие хитрости.

– Как зовут твоего отца?

– Я — Яаков Исаакович.

– Ясно. А маму?

– Как жену праотца Ицхака.

– Сара?

– Да нет!

– Ривка?

– Да-да!

– А по-человечески сказать не мог?

– Нет.

Родители могут разрешить детям упоминать их имя, но только не в общении с ними и не в своем присутствии.

Упоминать имена, которые носят родители, когда речь идет не о них, а о других людях, по мнению большинства наших законодателей, можно. Но если отец или мать носят редкое имя, лучше его не упоминать ни в каких контекстах.

Крайне нежелательно обращаться (даже в шутку) «папа», «мама» к кому-то (жене, теще, свекрови), кроме родителей. По крайней мере, при их жизни.

Какие дети — такие и заботы

В рамках заповеди трепетать пред родителями дети обязаны делать всё необходимое, чтобы родители не переживали, не беспокоились, не расстраивались.

Поэтому следует регулярно связываться с родителями не только, чтобы узнать, как у них дела, но и чтобы держать их в курсе своих дел, по мере того, насколько эти дела утешительны.

Не следует рассказывать родителям о том, что их расстроит. Если, конечно, это не что-то серьезное, не сообщив о чем, дети проявят неуважение.

Комментаторы Писания, опираясь на мидраши, указывают в качестве причины тюремного заключения Йосефа-праведника то, что он не известил праотца Яакова о том, что жив-здоров. А праотцу Яакову ставят в заслугу то, что он регулярно писал отцу из дома своего тестя Лавана, но не упоминал о притеснениях.

Также дети обязаны воздерживаться от любых действий, причиняющих родителям дискомфорт: не шуметь, когда те спят, не включать при них музыку, которая им не нравится и т. п.

Если дети знают, что некий фактор доставляет родителям неудобство, они обязаны постараться этот фактор устранить.

Как правило, родителей расстраивают конфликты между детьми. Поэтому дети обязаны стараться не ссориться. И тем более не демонстрировать неприязнь друг к другу на глазах у родителей.

Как известно, Эйсав, сын праотца Ицхака и праматери Ривки, ненавидел своего брата Яакова и всей душой желал его убить. Но не делал этого только потому, что не хотел расстраивать родителей. За это (помимо прочего) он удостоился того, что, согласно преданию, его голова покоится в усыпальнице праотцов в святом городе Хевроне.

Запрещено покидать дом родителей без их
разрешения или не уведомив их. И также нельзя отправляться в длительные поездки, не поставив в известность родителей.

Запрещено причинять родителям физическую боль. Речь, разумеется, не о нанесении побоев, не дай Б-г, а о менее очевидных ситуациях. Например, родителям нужно сделать укол. С одной стороны — это обязательная часть заповеди почитать родителей. Но неосторожное движение может причинить лишнюю боль. И это будет нарушением заповеди трепетать.

Очевидно: если родители настаивают, чтобы чреватую болью процедуру сделали именно дети, то те обязаны. Но если это не принципиально, то лучше подобные вещи перепоручать другим.

Мама нуждается в том, чтобы ей прокололи курс инъекций. Она просит об этом сына, потому что ходить в поликлинику у нее нет возможности. Сын в затруднении: он не умеет делать уколы, ему неловко видеть маму недоодетой, но он и не может нанять медсестру. А еще он не может признаться в этом маме — чтобы не огорчать ее, что запрещено заповедью. Но у него есть жена. Попросить жену уколоть свекровь — не грех. Хотя кто-то может сказать, что в этом есть нарушение запрета «не возводи препону пред слепым».

Косметические процедуры (стрижка, маникюр, эпиляция, расчесывание волос и т. п.) дети могут проводить родителям, не опасаясь нарушить заповедь: согласившись на процедуры, родители по умолчанию дают согласие на любую боль, предполагаемую в процессе.

Поговори со мною, мама

Заповедь о почитании родителей обязывает разговаривать с родителями почтительно. Заповедь трепетать ничего нового к этому не добавляет, но многие моменты заостряет.

Например, разговаривая с родителями, запрещено проявлять непочтительность не только словами, но и мимикой, позой.

Категорически запрещено перебивать родителей, а также мешать перебить себя.

Запрещено прерывать беседу с родителями без их согласия. Если такое произошло, дети обязаны извиниться и объясниться. Это касается и технических моментов в телефонных разговорах или беседах онлайн.

Недемонстративно отвлекаться от долгого разговора, в котором принимают участие и другие собеседники, на телефон и т. п. можно, но воздержание от такого — исполнение заповеди сверх обязательного.

Запрещено спорить с родителями или поправлять их, на какую бы тему ни шел разговор. Задавать вопросы, включая уточняющие и даже риторические, приводить аргументы, не делая выводов, можно, ибо это почтительная форма выражения несогласия.

Отец, рассказывая о легендарной рыбалке, упоминает, что рассвело в то утро в пять.

– В шесть! — возражает младший сын.

– Разве это было не в полшестого, папа? — спрашивает средний.

Лучше всех заповедь трепетать пред родителями исполнил старший сын, который не перебил отца и не помешал рассказу.

Совершать на глазах родителей то, с чем они не согласны, — форма спора с ними.

Соглашаться с оппонентами родителей — форма спора с ними.

Даже соглашаться с родителями в случае их спора с кем-то не всегда можно. Если может сложиться впечатление, что мнение ребенка весомее мнения родителя, лучше не участвовать в разговоре.

Запрещено в присутствии родителей брать слово первым без их дозволения. И начинать непременно надо со слов: «С разрешения моих дорогих родителей».

Если дети знают, что родители предпочли бы не брать слово, они должны «вызвать огонь на себя», даже если сами могут оказаться в неловкой ситуации. Формально такой обязанности нет, но это великая заповедь.

Если дети вынуждены увещевать родителей, делать это следует предельно почтительно.

Запрещено не только поносить родителей, но и позорить их своим поведением.

Нет запрета в рамках терапии рассказывать психологу то, что человек действительно помнит, что чувствует (законы запрета на злословие действуют и на кушетке психолога!). Но запрещено наговаривать на родителей, обвинять их в предполагаемых, а не реальных провинностях. Если только это не является залогом успеха терапии: любые родители по умолчанию готовы поступиться своим достоинством ради блага ребенка.

Запрещено сравнивать родителей друг с другом и тем более с родителями других людей.

Еврейский ответ на вопрос «Кого ты больше любишь: папу или маму?» — «Я не имею права отвечать на этот вопрос».

Запрещено докучать родителям просьбами о подарках и материальной помощи, если это огорчает их или тем более сердит.

Грань

Дети не имеют права резко реагировать на резкости родителей. Но у них есть полное право сделать всё возможное, чтобы, не конфликтуя с родителями, не стать жертвами их агрессии: избегать контактов, переезжать подальше, нанимать охрану и т. п. Обязанности позволять терроризировать себя у человека нет.

Есть две причины, по которым дозволено причинить дискомфорт родителям: ради их собственной пользы и чтобы защитить от них других людей.

Во всех ситуациях, когда очевидно, что требования родителей неверны и неразумны, нет обязанности подчиняться им. В случае сомнения стоит посоветоваться с близкими, в частности со вторым родителем, или с раввином.

Дети имеют право судиться с родителями в еврейском суде (а если нет другого выхода, то и в нееврейском).

Если родители требуют от детей нарушить предписания Торы, те не имеют права подчиняться. Конечно, отказ должен быть максимально почтительным.

Родители требуют от сына, ставшего после армии бреславским хасидом, сбрить бороду. По их мнению, это его старит и мешает найти хорошую девушку для брака. В доказательство того, что это не запрещено, они приводят нового премьер-министра Израиля — соблюдающий еврей, но чисто выбритый. Сын сбривать бороду не обязан. А если спросить бреславских хасидов, то и вовсе не имеет права.

Когда же речь заходит о личных строгостях и решениях, следует уступать воле родителей, если они настаивают.

Если родители злонамеренно нарушают заповеди, это освобождает детей от обязанности почитать их и трепетать пред ними. Однако в подобной ситуации следует проконсультироваться с раввином.

Но даже если родитель признан злодеем, дети не имеют права причинять ему страдания.

Если родители нарушают заповеди не злонамеренно, обязанность почитать их и трепетать пред ними сохраняется практически в полном объеме.

Нет обязанности почитать родителей в том, что связано с их прегрешениями.

Отец, пристрастившийся, вопреки уговорам дочери, следить с помощью бинокля за соседями, просит ту приготовить и принести ему чай, чтобы не отвлекаться от своих наблюдений. Дочь имеет полное право ответить, что поставит чай на окно, которое выходит во внутренний двор, и так поступить. Тем более что таким образом она еще и защитит от отца других людей.

Нет обязанности рисковать жизнью и здоровьем ради того, чтобы исполнить волю родителей, если речь идет о реальной и достаточно вероятной опасности.

Родители просят сына организовать им посещение гробницы праведника Шимона. Поскольку этот район стал очагом напряженности и евреи там регулярно подвергаются нападениям, сын пользуется своим правом и почтительно, но твердо отказывает родителям в просьбе. Но он вынужден свозить их на древнее еврейское кладбище на Масличной горе, хотя время от времени антиеврейские эксцессы происходят и там: опасность мала.

Дети не обязаны слушаться родителей
ни в чем, что может угрожать миру в их семьях.

Трудный выбор

Что делать, если отец велит одно, а мать другое?

На первый взгляд, ответ очевиден. В талмудическом трактате «Критот» (28а) сказано, что у отца есть приоритет, поскольку и мать, и дети обязаны почитать его.

Но есть целый ряд ситуаций, когда материнскую просьбу следует исполнить первой:

– если мать попросила первой и ребенок уже приступил к исполнению;

– если то, о чем просит мать, является в рамках заповеди безусловной обязанностью, а то, о чем просит отец, — только возможностью исполнить заповедь;

– если порученное отцом требует от детей траты своих денег (что делает требование нелегитимным), а порученное матерью — нет;

– если то, о чем просит мать, касается ухода лично за ней, а то, о чем просит отец, — нет;

– во всём, что касается цдаки, женщины в приоритете;

– если мать праведнее отца;

– если мать жива, а отец мертв: живые всегда имеют преимущество перед усопшими.

Если родители в разводе (и мать больше не обязана почитать отца), то, чью просьбу выполнить первой, дети решают сами. Если же ребенок живет с одним из родителей, предпочтение отдается тому.

Если один из родителей приказывает, а второй просит, предпочесть следует приказавшего.

Если один из разведенных родителей велит сделать что-то, а другой — не делать, следует послушаться запрещающего.

Дети разведенных родителей обязаны соблюдать строгий нейтралитет и не выказывать никому предпочтения.

После смерти

Обязанность почитать родителей и трепетать пред ними сохраняется и после их смерти. Это в первую очередь достойное предание земле, соблюдение законов траура, чтение кадишей и изкоров, отмечание йорцайтов (годовщин смерти), посещение могил, исполнение всего, что делается за упокой души родителей. Крайне желательно оплатить из наследства долги родителей.

Следует стараться исполнять завещанное родителями, особенно касающееся их лично. Разумеется, если завещанное не противоречит еврейскому закону.

Сын отца, категорически запретившего читать по себе кадиш, обязан читать кадиш и обязан (!) не комплексовать по этому поводу.

Поминая усопших родителей, следует добавлять почтительные пожелания «да упокоятся с миром», «светлой памяти» и т. п. (Кстати, поминая родителей при жизни, также следует прибавлять пожелания типа «чтоб она была здорова», «да продлятся его дни» и т. п.)

Родня

Есть родственники, которых обязаны почитать в силу заповеди почитать родителей. Речь идет только о почитании, обязанности «трепетать» пред ними нет (можно обращаться к ним по имени, садиться на их место и т. п.).

К таким родственникам относятся супруги родителей в еврейском браке. После смерти родителей эта обязанность формально исчезает, но продолжающий почитать вдовца или вдову родителей исполняет заповедь.

Если супруг родителя участвовал в воспитании и содержании детей, то детям следует, когда придет время, читать по ним кадиш.

Почитание супругов родителей — часть почитания родителей.

Если сам родитель позволяет не быть почтительным к себе, это по умолчанию освобождает и от долга почитать его супруга. Сами супруги родителей тоже могут освободить детей от этой обязанности.

Вторая категория — старшие братья и сестры (в равной мере).

Почитание старших братьев и сестер сводится в основном к уважительному отношению. Принято, например, привставать, когда входят старшие. Не в полный рост, но только чтобы обозначить отношение. Обязанность сужается по мере того, как каждый из детей начинает жить своей жизнью. Но сохраняется и после смерти родителей.

Третья категория — родители мужа или жены. Поскольку нет обязанности трепетать, то есть право с ними не соглашаться. Но почтительно и вежливо.

Обращаться можно и по имени, но правильнее во всех отношениях будет приучиться добавлять «дорогой», «любимая»…

В случае, не дай Б-г, развода или смерти супруга обязанность исчезает. Но люди остаются, и следует быть человеком.

Четвертая категория — родители родителей. Формальная обязанность почитать бабушек и дедушек сохраняется только при жизни родителей. Но древний еврейский обычай обязывает внуков после смерти родителей читать кадиши по родителям родителей и посещать их могилы.

Пятая категория — братья и сестры родителей. Дети обязаны почитать своих дядь и теть постольку, поскольку того требуют родители.

Долгосрочные вложения

Своя роль в исполнении детьми заповеди почитать родителей и трепетать пред ними есть и у самих родителей.

Существует общая обязанность родителей приучать детей к исполнению заповедей как к образу жизни и способу восприятия реальности. И в рамках этой обязанности есть частная обязанность приучать детей почитать родителей и трепетать пред ними. Это занятие требует твердости, терпения, такта, мудрости, чувства меры — всех тех качеств, которые делают человека хорошим педагогом. Не менее чем тонкий баланс между снисходительностью и требовательностью важен личный пример. Без него никуда. Самое важное, что формирует отношение детей к заповеди почитать родителей, — это отношение их родителей к своим родителям. И невозможно требовать от детей того, чего не делаешь сам.

Однако в целом можно сказать, что после 3 000 лет соблюдения заповедей Торы и трансляции ценностей Торы вовне, в любой нормальной семье большая часть законов заповедей почитать родителей и трепетать пред ними соблюдаются по умолчанию. Для восполнения же пробелов, связанных с частными предписаниями, и пишутся обзоры вроде этого.

Шауль Андрущак
Иллюстрации: Керен Ройз