Неожиданный поворот судьбы, однажды случившийся «во дни Ахашвэроша, что царствовал от Оду и до Куша над ста двадцатью семью областями», не раз повторялся в месяце адаре и в дальнейшей еврейской истории.
Так на Пурим 5713 (1953) года Сталин получил апоплексический удар, от которого уже не оправился, и ожидавшие губительной высылки советские евреи оказались спасены. В адаре 5705 (1945) года произошло событие куда менее приметное, но и в нем просматривается отблеск пуримской истории.
Именно в адаре (точная дата не известна) Ева Браун вопреки воле Гитлера прибыла в его бункер, и «нашла милость в очах царя». Растроганный ее готовностью вместе с ним умереть, фюрер решил преподнести Еве предсмертный подарок. Накануне их двойного самоубийства, назначенного на Вальпургиеву ночь, он заключил со своей любовницей официальный брак.
Но то была лишь подстроенная свыше ловушка. Во-первых, оказалось, что Вальпургиева ночь совпала в том году с мистической ночью Лаг-ба-Омера, и таким образом сожжение останков величайшего юдофоба, приуроченное к сатанинскому балу, обернулось праздничным костром иудаизма. А во-вторых, Ева Браун оказалась галахической еврейкой: соответствующее заявление, сделанное Эйхманом в 1962 году в израильской тюрьме, впоследствии подтвердилось генетическим анализом волос, сохранившихся на расческе Евы, (как и многие другие предметы ее обихода) отмеченной инициалами Е.В.
Почти половина еврейского народа была уничтожена, но Гитлер оказался примерно наказан.
В прошлый Пурим я уже обращал внимание своих читателей на эту историю. При этом, однако, некоторые выразили определенные сомнения в том, что эта роковая игра может иметь какое-то отношение к Пуриму.
Как можно мерять одним аршином царицу Эстер и Еву Браун? Как можно сравнивать женщину, против ее воли отправленную в царский гарем, с женщиной, пускавшейся на всевозможные ухищрения, чтобы овладеть вниманием фюрера? Как можно сравнить Эстер, сознательно идущую на риск с целью спасти еврейский народ, с Евой, не подозревавшей, что добиваясь благосклонности фюрера, она собирает на его голову горящие угли?
На мой взгляд, сравнение это оправдано, уже хотя бы потому, что оно позволяет лучше понять не только авантюру Евы Браун, но и подвиг веры самой царицы Эстер.
За минувший год я написал исследование, посвященное истории гитлеровской женитьбы: проследил, как она технически и психологически подстраивалась, а также какой религиозный смысл имела. Исследование это вошло во второе издание моей книги «День шестой», опубликованной в Ridero.
Сопоставляя миссии царицы Эстер и Евы Браун, я показываю, что если первая была ведома Святым духом, то вторая — дьяволом. Но дело в том, что дьявол (мировой дух) в еврейской системе духовных координат подотчетен Всевышнему, подотчетен Духу Святому. Ангел Смерти еврейской ангелологии – двойной агент.
В своей книге я пишу: «Какую миссию выполняла Ева, разуверившаяся в своем католическом Боге и обеими руками вцепившаяся в полуразрушенное 56-летнее чудовище?
Создается ощущение, что то была не просто безумная любовь, а именно миссия!
По словам биографа Евы Браун Н.Гана, «Ева Браун твердо верила в предсказание некоей пророчицы, согласно которому однажды весь мир заговорит о ее великой любви» (Н.Ган «Ева Браун. Жизнь. Любовь. Судьба»).
Ган упомянул об этом предсказании вскользь, а другая исследовательница Ламберт даже не сочла уместным привести его (со ссылкой на Гана) в своем исследовании. Они не придавали этому обстоятельству серьезного значения.
И все же корни загадочной одержимости Евы Браун своим кумиром, как мне видится, следует искать именно в этом «пророческом» направлении.
Ева жаждала именно «великой любви», о которой будет оповещен весь мир. В какой мере ее ум был околдован этой фантастической идеей, показывает следующее свидетельство: «Ева Браун очень хотела сниматься в кино. Она гордилась удачными ролями в любительских спектаклях и намеревалась брать уроки пения и учить иностранные языки. Но отец наотрез отказался исполнить ее желания. Гитлер также считал, что Ева ни при каких условиях не должна выступать на сцене или появляться на экране. Но Ева не отказалась полностью от своего желания и однажды в Берхтесгадене призналась: «Шеф обещал мне, что, победив, разрешит мне поехать в Голливуд и сыграть там историю нашей с ним жизни»…».
Тот самый Мировой Дух, тот самый Ангел Смерти, которому самозабвенно служил Гитлер, подослал ему еврейскую жену, которую он же (Ангел) провел за нос, маня мечтой «после победы поехать в Голливуд и сыграть там историю ее жизни с Гитлером».
Владыка мира пожелал «наградить» Гитлера женитьбой на еврейке и подыскал ему подходящую партию. По-видимому, общий план «сватовства» принимался на небесах приблизительно так, как это описывается в последней главе 1 книги Мелахим: «И сказал (пророк): итак, внимай слову Господню: видел я Господа, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, справа и слева от Него. И сказал Господь: кто бы уговорил Ахава, чтобы он поднялся и пал в Рамоте Гиладском? И один говорил так, а другой говорил иначе. И выступил дух, и стал пред Господом, и сказал: я уговорю его. И сказал ему Господь: как? И он сказал: я выйду и стану духом лживым в устах всех пророков его. И сказал Он: ты уговоришь и преуспеешь в этом; выйди и сделай так» (1 Мелахим 22:19-22).
Дух увлек Еву двусмысленным пророчеством того, что о ее любви заговорит весь мир. Пророчество сбылось, однако в смысле желательном для Духа, а не для Евы.
В такой же мере, в какой брак, заключенный в ночь на 29 апреля в берлинском бункере, явился посрамлением Гитлера, он явился также и посрамлением его жены.
Проследить духовные корни ее падения, ее самообмана нам поможет дополнительное сопоставление Евы с царицей Эстер, вроде бы то же связавшей свою судьбу с царем, однако внимавшей при этом именно Богу, а не Ангелу смерти.
Традиция относит царицу Эстер к семи пророчицам Израиля, и это — Сара, Мирьям, Двора, Хана, Авигаль, Хульда и сама Эстер (Мегила 14-15).
В своем сборнике вопросов и ответов (Шут 167) Рав Йосеф Колон (1420-1480) рассматривая соответствующее место из трактата Мегила утверждает, что все случаи близости Эстер с Ахашверошом совершались против ее воли, т.е. являлись фактически изнасилованиями, но все было по-другому, когда «на третий день оделась Эстер по-царски и стала во внутреннем дворе царского дома против дома царя; а царь сидел на царском престоле своем в царском доме против входа в дом. И было: когда увидал царь царицу Эстер, стоявшую во дворе, снискала она милость его; и простер царь к Эстер золотой скипетр, что в руке его, и подошла Эстер, и коснулась конца скипетра» (5:1).
Один раз в жизни царица Эстер пожелала того, что Ева желала постоянно – приблизиться к царю. Но помимо того, что этот порыв имел у них разную мотивацию, у них отличались также и сами источники волеизъявления.
Когда Эстер добровольно (рискуя жизнью) явилась перед лицом царя, она руководствовалась не столько самоотверженным человеческим порывом, сколько пророческим наитием; она, как сказано в Гемаре, вошла «облаченная Духом святым» (Мегила 15).
Инициатива снизу, предпринятая Мордехаем, являлась не единственным фактором пуримной истории. А это очень существенный момент. Дело в том, что данная (пророческими средствами) на все времена Тора допускает нарушение собственных законов, нарушение, совершенное по пророческому вдохновению.
Как говорил Рамбам: «Если Он укажет, что следует временно отменить какую-либо из предписывающих заповедей или разрешит на время делать что-то из того, что запрещено Торой, — мы обязаны слушаться его и поступать так, как он велит. Всякому, кто не последует указаниям пророка, положен карет. Это правило касается всех законов Торы, за исключением заповеди, запрещающей идолопоклонство… и верно в том лишь случае, если мера эта временная, и пророк не говорит о том, что Бог приказал ему отменить эту заповедь навсегда, а заявляет лишь, что Всевышний повелел нарушить указание Торы по какой-либо особой причине и лишь временно. Так поступил, например, пророк Элиягу на горе Кармель, когда принес там жертву всесожжения, в то время как Храм в Иерусалиме уже существовал, и поэтому жертвоприношения могли быть принесены только там» («Предисловие к комментарию Мишны»).
Аналогичных примеров временной отмены заповедей имеется немало.
По слову Всевышнего, Гидон использовал при жертвоприношении запрещенные кумирные деревья (Шофтим 6:26); пророк Элиша на войне против Моава (2 Малахим 3:19) по повелению Создателя распорядился вырубить все деревья, в то время как в Торе сказано: «Если осаждать будешь город, то не порти дерев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и его не руби» (Дварим 22:19).
Таким же нарушениям Торы являлось, разумеется, согласие Авраама совершить человеческое жертвоприношение – закласть своего сына Ицхака (Берешит 22).
Как мы видим, решение царицы Эстер войти к царю также было сделано по Божественному наитию («облаченная Духом святым»).
Итак, обращение зла во благо может осуществляться двояко: либо за счет прямого пророческого вмешательства, либо за счет косвенного использования человеческих козней. Первый путь служит к прославлению не только Бога, но и его служителя – пророка, второй — к посрамлению нечестивца, как великого (Гитлер), так и малого (его жена)».
История Евы является тенью истории Эстер, но тем самым она ее не только яснее выявляет, но и ей самой явственно принадлежит: ведь в Пурим перемежаются образы Царя и царя, Мордехая и Амана, Бога и Его Ангела – Ангела смерти.
С полным текстом второго издания моей книги «День шестой» можно ознакомиться по ссылке: https://ridero.ru/books/den_shestoi_1/