Люди, кошки, шпиц

Он успел послужить в израильской армии и главным раввином Беларуси. Она дважды уезжала в Израиль и возвращалась. Он слушает Высоцкого, Шломо Арци и Псоя Короленко и умеет готовить утку по-пекински. Она чудом избежала перспективы выходить замуж в инвалидной коляске. Встречайте – яркие и неповторимые Цви и Дина Бихман.

Вместе изучают недельную главу и законы еврейской жизни

Знакомство

Цви и Дина встретились 25 февраля 2016 года, когда Цви пришел на собеседование. Дина, личный помощник президента ФЕОР, на работу его приняла, но имя нового сотрудника (и будущего мужа) не запомнила. По словам Дины, Цви часто приходил в ее кабинет с какими-то документами, ожидая подписи. «Я просто не знал, что со всем этим нужно направляться в бухгалтерию, – оправдывается Цви, – я и до сих пор не знаю, что делать с этой бумажной рутиной». Познакомились же, когда 19 июля – они помнят все даты! – Цви вызвался провожать Дину с корпоратива. 

Свадьба

Идеальной площадкой для свадьбы стала Жуковка: была большая сцена, простор для танцев и даже кальянная. В канун свадьбы Дине надо было срочно делать операцию на мениске и пластику крестообразной связки, включая восстановление и физиотерапию. Цви настаивал, чтобы операция прошла до свадьбы: ему казалось, что когда невесту везут в инвалидной коляске к Хупе, это выглядит особенно трогательно. «На самом деле это выглядело бы очень прикольно», – замечает Цви.

Но Дина отказалась, и операция прошла сразу после медового месяца в Доминикане. Цви почти не отлучался от жены в больнице. Из ЦИТО она выписалась за день до Пурима, наверно, самого тяжелого дня в рабочем году Дины – банкет в Жуковке вечером, банкет в Барвихе днем. И все это под руководством Дины.

Распорядок дня

Дина начинает работать в 11:00. После рабочего дня четыре раза в неделю они вместе с Цви отправляются в спортзал или на танцы. Дома начинается вторая смена – с детьми. Поэтому раньше часа ночи заснуть не удается. 

Цви встает в 7:45, а через полчаса отвозит детей в «Интеллект» или едет в Отрадное, в университет, где занимается всем подряд: от работы со студентами до кухни, от ремонта общежития до организации праздников. Свою должность он определяет так: «Нечто вроде проректора. Но не академического, а административного». 

Квартира

У Дины своя квартира. Но по субботам оттуда никуда не дойти. Поэтому супруги либо ночуют у Полонских или в Жуковке, либо принимают гостей у себя. Однажды у них на субботу собралось 17 человек. Вся планировка квартиры была переделана Диной практически собственноручно. У каждого ребенка – отдельная комната. Метров 20 занимает кухня.

Дети

Илан родился в Израиле, единственный «сабра» в семье, но в Москве – с 11 месяцев. Окончил «Интеллект», учится в автомобилестроительном колледже при космическом институте Королева. Любовь к мотоциклам у него всеобъемлющая: пару лет тому назад Илан собственноручно собрал из запчастей мотоцикл. Занимается стантрайдерством (позади – операция после неудачного трюка). Последнее время перестал брать карманные деньги и начал зарабатывать сам. Собирается служить в израильской армии, предпочтительно в боевых войсках.

Даниэль учится в «Интеллекте» (пятый класс), любит юмор, особенно черный («Моя школа», – говорит Цви). Занимается барабанами, спортивной ходьбой, английским, увлекается шахматами. Учиться хочет в израильском Технионе. 

Анита (Хана-Эстер) тоже учится в «Интеллекте», в школе моделей, профессионально плавает, занимается гимнастикой, английским. 

Домашние животные

Еще до свадьбы у Дины была кошка. Бьянку купили у специальных заводчиков, со своим веб-сайтом, с супердокументами. Роды у породистого животного принимал Цви. Сначала родилось три котенка, два белых и один полосатый. Самый красивый котенок родился и не дышал, но его удалось выходить. 

Потом Цви решил, что для полного счастья им не хватает только собаки. Теперь у супругов живет карликовый шпиц.

Готовит Цви — накладывает Дина. Бихманы на кухне

Еда

Готовит Цви. Может приготовить практически все – хумус, утку по-пекински, плов, храйме, чолнт. Дети обожают его бульон. В последнее время увлекается новейшей технологией су-вид, на грани с молекулярной кухней. «Это долгая готовка при низких температурах с доработкой на огне», – объясняет Цви. При этом он почти никогда не готовит по рецептам. «У нас честное разделение труда: он готовит, я убираю», – смеется Дина.  

Свободное время

Супруги вместе ходят в театр, в кино, в спортзал – два раза в неделю они занимаются с общим тренером. Ходят на сальсу (естественно, персональные занятия и в дни, когда это можно). Недавно были на концерте Лепса. 

Израиль

В 11 лет Дина попала в израильский интернат. Оказалось, что изначально он предназначался для сабров из неблагополучных семей. В середине 90-х Дина вернулась в Москву, а в 1999-м опять оказалась на Земле обетованной. На сей раз – в Хайфе. У нее там много друзей, родных. 

Для Цви Израиль – это ешива Слободка, все, что связано с его сознательной жизнью. Оказался он там, проучившись четыре месяца в Москве, в квартире у метро «Сокол», то, что позже переросло в ешиву «Торат Хаим». В Москве его учителями были р. Ицхак Зильбер, р. Яаков Сакован, р. Александр Айзенштадт. 

Первая работа

Первой работой Цви в качестве программиста, еще в конце его учебы в институте, стала разработка «джипа-беспилотника» для армии. Цви был ответственен за разработку тормозов – одной из самых сложных систем в джипе.

Первая работа Дины в Израиле тоже была связана с армией – на частном военном заводе, где она обрабатывала вручную детали для самолета, которые было невозможно обработать машиной. 

Кстати, отслужив в израильской армии, Цви считает это очень положительным опытом.

Секретарь ФЕОР

Дина попала в ФЕОР благодаря своей бабушке, которая показала ей объявление в еврейской газете. Дина не слишком мечтала трудоустроиться, но все же решила на всякий случай зайти в службу занятости общины и успешно прошла собеседование. 

Главный раввин Беларуси

На эту должность Цви попал случайно. Он учился в перспективном колеле у знаменитого в Израиле раввина Сороцкина. Сам р. Сороцкин мечтал видеть 35-летнего Бихмана главой колеля. Но как-то на Суккот, когда Цви навещал родителей, к ним зашел знакомый, работавший помощником раввина в Перми. Знакомому предложили вместо Перми преподавать в Москве, в «Торат Хаим». Цви, соответственно, получил предложение одноразово заменить приятеля в Перми. 

В следующий раз ему предложили попытать счастье в его родном городе – Могилеве, Цви охотно согласился. Цви вспомнил о предложении р. Сороцкина и со своей стороны предложил ему открыть колель… в Могилеве. Раввин, как ни странно, согласился и даже дважды сам летал в Беларусь. Через некоторое время раздался звонок из Минска – ищут главного раввина. Рав Сороцкин поддержал его и в этом.

Сложные заповеди

Для Дины поначалу было трудно не пользоваться мобильником в субботу. Носить парик было дополнительным испытанием: «Головные уборы я не воспринимала вообще, для меня это было смерти подобно!» Сегодня, после всех психологических трудностей, ей сложно понять, как можно без парика. «Оказалось, что, в принципе, это очень удобно. И высвобождает кучу времени», – признается Дина со смехом. Хотя, по ее же словам, очень любит ухаживать за своими волосами.  

Еврейские книги

Они вместе изучают недельную главу и законы еврейской жизни. Цви хоть и говорит, что вопрос «изучили ли вы весь Талмуд» в еврейских кругах считается нескромным, но шепотом признается, что и такое бывало.

Литваки-хабадники

Цви учился в ешиве литовского направления – Слободке, жил в Израиле в религиозном городе Бней-Браке. Особой тяги к мистике не испытывал никогда.

Дина на протяжении примерно 15 лет, находясь в сердце хабадской общины, уважая традиции и обычаи своего народа, сохраняла абсолютный нейтралитет. «Сегодня я – как муж, по-другому просто быть не может!»