Глава департамента недвижимости крупнейшей русскоязычной адвокатской коллегии Израиля «Эли Гервиц» рассказала о том, как правильно выбрать жилье в Земле обетованной. И о том, почему ей нравится помогать людям решать тот самый вопрос, который испортил москвичей
Герой Булгакова сказал, что москвичи, как все люди, любят деньги, легкомысленны, и милосердие порой стучится в их сердца. Эта статья и про деньги, и про милосердие. Все началось в 2004 году, когда Диана, вернувшись из Америки, где обучалась тонкому искусству социальной работы в Университете штата Флорида, провела свою первую сделку с жилой недвижимостью. Казалось бы, какая связь между продажей жилья и социальной работой? Оказывается, самая что ни на есть прямая и прочная.
Первыми покупателями Дианы стали пожилые люди, муж и жена, которые впервые выехали на отдых за границы СНГ, в Чехию. И сразу полюбили эту замечательную европейскую страну. Их скромных сбережений с трудом хватало на приобретение маленькой и отнюдь не новой квартирки. Серьезной прибыли сделка не обещала. Поэтому начальник отговаривал Диану тратить на нее время. Вот тут-то и сказалась «американская школа». Диана отнеслась к сделке как к социальному проекту и смогла подобрать вариант, соответствующий бюджету покупателей. Сделка состоялась. С тех пор и по сей день Диана убеждена, что современный продавец — это «адвокат» покупателя в компании. И не важно, чем торгует фирма: продуктами питания или недвижимостью. И то, и другое жизненно важно для покупателя. Последнее можно даже назвать фундаментальной еврейской семейной ценностью: каждая израильская еврейская мама хочет, чтобы у ее ребенка была своя квартира. Отчасти поэтому цены на недвижимость в Израиле продолжают расти.
Постепенно от небольших квартир Диана перешла к продажам гостиничных комплексов. Но, приехав в Израиль, вернулась к работе с жилой недвижимостью: этот бизнес человечнее.
Консервативная инвестиция
Постоянный рост спроса на жилье в Израиле гарантирует ликвидность этого актива. Строители не успевают удовлетворять потребности внутреннего рынка, ведь Израиль едва ли не единственная цивилизованная страна, рождаемость в которой примерно в четыре раза превышает смертность. Кроме того, под давлением обстоятельств (см. карту на стр. 22—23) или по зову сердца евреи со всего мира возвращаются в Землю обетованную. На фоне роста антисемитизма в Старом и Новом свете в Израиль приезжают вполне обеспеченные евреи, нуждающиеся в жилье и имеющие ресурсы для его покупки. Но часто до того, как где-то обосноваться, люди живут на съемных квартирах, переезжая из одного конца страны в другой, исследуя вновь обретенную Родину.
Говоря о предпочтениях инвесторов, Диана выделяет три локации: Эйлат — курортный город на Красном море, Иерусалим — исторический и административный центр страны, и побережье Тель-
Авива, города, сочетающего прелести делового центра и пляжного отдыха на Средиземном море. Диане нравится именно Тель-Авив. Первые приморские линии центральной части города — улицы Герберт Самюэль и А-Яркон. До сегодняшнего дня самые дорогие квартиры стоили там по 100 тысяч шекелей за метр (примерно 30 тысяч долларов). Стоимость недвижимости на второй линии — 1020 тысяч долларов за метр, в зависимости от здания, окружения, вида, дистанции от моря и времени застройки. Стоимость пентхаусов в Северном Тель-Авиве может доходить до 60 тысяч долларов за метр.
Но если вы принципиально хотите жить у моря, но при этом не можете себе позволить потратить многомиллионные расходы, то стоит рассмотреть Бат-Ям: быстро развивающийся город, в который давно и с удовольствием заходят инвесторы. Для многих молодых (и не только) семей, которые по разным причинам не рассматривают Тель-Авив как место для жизни, но хотят оперативно добираться до центров деловой жизни, Бат-
Ям — это идеальный выбор. Даже сегодня этот город можно считать частью «Большого Тель-Авива», а с завершением строительства метро добираться до работы или сгонять на тусовку станет еще проще и быстрее. И эта светлая перспектива, конечно, уже сегодня сказывается на стоимости квартир.
Кроме того, Бат-Ям, как следует из названия (в переводе с иврита название города звучит как «Дочь Моря»), — это отличный вариант для пляжного отдыха. В городе активно строятся высококлассные жилые объекты (с бассейнами, спортзалами и т. п.) на первой береговой линии, а городские власти обещают скоро обеспечить жителей новостроек всей необходимой инфраструктурой: детскими садами, школами, магазинами… И с деревьями проблем быть не должно — скоро город украсит большой парк.
Интересные проекты появляются и в южном Тель-Авиве. Диана верит в потенциал этого района, поскольку знает, что земля уже раскуплена крупными застройщиками под строительство современных жилых комплексов и деловых центров. Например, центр Сузан Деллал в ближайшем будущем переезжает из Неве Цедека в «городские джунгли» Южного Тель-Авива. По данным нашей собеседницы, муниципалитет тщательно планирует новый образ этой части города, которую украсят длинные променады. Для этого некоторые автомобильные дороги будут закрыты, количество пешеходных зон увеличится. Будем, вместе с нашей собеседницей, надеяться, что в обозримом будущем этот район станет особенно привлекательным для велосипедистов, роллеров, скейтеров и других поклонников экзотических видов экотранспорта. Согласно перспективным планам развития города, Южный Тель-Авив превратится из израильского Гарлема в культурный центр: галереи, рестораны и клубы придут на смену ветхим лачугам и темным подворотням. И, снова, развитие транспортной сети, в том числе строительство линий легкого метро, уже сейчас влияет и на стоимость недвижимости в районе. Но пока в этой части города цены более-менее приемлемые, хотя начинают заметно расти, замечает Диана.
В середине двухтысячных годов российские бизнесмены демонстрировали заметный интерес к израильским активам, сегодня многие присматривают жилье для себя и своих семей. Тем не менее стоит помнить, что в Израиле вечная нехватка гостиниц и часть жилого фонда сдается посуточно, чтобы удовлетворить спрос со стороны туристов и паломников. При этом в Израиле сравнительно низкая процентная ставка на ипотеку (но, правда, высокий первоначальный взнос). А цены на недвижимость растут так быстро, что делают высокорентабельной инвестицией даже простенькую квартиру, вроде той, с которой началась карьера Дианы.
Дача, которая себя окупает
Многие успешные предприниматели предпочитают жить в Израиле зимой, а на лето возвращаются в страну исхода — одни или с семьями. Все-таки местная жара — удовольствие на любителя. Недвижимость, купленная в Израиле, если и не приносит дохода, то, по крайней мере, окупает себя за то время, что владельцы отсутствуют. Услуги краткосрочной аренды в условиях дефицита гостиниц, как мы уже отмечали, пользуются стабильным спросом. Здесь также, как в Турции, есть множество компаний, которые занимаются управлением жилыми помещениями во время отсутствия владельца.
Хватает и тех, кто приобретает жилье в Израиле, чтобы во время коротких визитов останавливаться в собственном доме, а не подбирать каждый раз приемлемые апартаменты. Кроме того, всегда приятно иметь «запасной аэродром». Израиль был и остается государством-убежищем, где каждому еврею найдется место под солнцем (а если повезет, то и в тени).
Дом для жизни
При выборе места жительства для себя и своих близких вы можете не сильно переживать из-за слабо развитой инфраструктуры шаговой доступности. Особенно если речь идет о новостройке. Деревья вырастут, появятся магазины, школы, детские сады. А вот вопросам транспортной доступности стоит уделить пристальное внимание, чтобы легко обеспечивать себя всем необходимым с первого дня жизни. В конце концов, для жителей большого города, такого как Москва или Питер, местный «дальний магазин» покажется близким. Впрочем, к хорошему быстро привыкаешь… К тому моменту, как свежепосаженные деревья будут готовы порадовать вас тенью, то есть через пару лет жизни в Израиле, вы станете сетовать на отсутствие магазина рядом с домом, забыв, что тут вся страна — в шаговой доступности в прямом смысле слова. Но только не летом, потому что ходить — жарко.
При покупке вторичного жилья стоит заранее познакомиться с предыдущим владельцем и с соседями. Помимо проверки состояния самого жилища нужно навести справки о владельце, пообщаться с теми, кто, возможно, снимал у него/у нее эту квартиру, познакомиться с теми, с кем будете каждый день сталкиваться, выходя из дома. Дружный подъезд — огромный плюс. Диана рассказывает, что однажды дочка ее знакомых забыла дома ключ и мобильный телефон, но выяснилось это, только когда она вернулась из школы. Родители были на работе. И соседи приняли живейшее участие в судьбе ребенка: успокоили, связались с папой и мамой, дали поиграть с собакой, накормили, напоили. Таких историй в Израиле множество! Но случаются и бытовые конфликты с соседями, которым постоянно мешает ребенок в квартире сверху/снизу/за стенкой даже тогда, когда ребенка нет дома… Зато дома соседские тараканы, которым тесно стало в голове.
Чтобы случайно не испортить впечатление от знакомства с Израилем, состоятельные репатрианты предпочитают обращаться за помощью к специалистам, оставляя себе приятные хлопоты: обстановку и украшение нового дома. Впрочем, ни один эксперт не сможет за вас выстроить отношения с соседями или оценить вид на море или близость делового центра.
В любом случае придется принимать активное участие в процессе выбора жилья. А вот проверку репутации продавца и оформление документов вполне можно делегировать тем, кто, как и наша героиня, говорит с вами на одном языке, но отлично ориентируется в местных реалиях. jm