Катись и учись!

Многие российские родители хотели бы, чтобы их ребенок получил израильский аттестат зрелости, тем более бесплатно. Такая возможность существует уже почти 30 лет: Россия входит в число стран, где действует государственная программа «НААЛЕ 16», или просто НААЛЕ

Программа обучения в старших классах израильских школ НААЛЕ предназначена для тех, кто не любит принимать поспешных решений. Подростки учатся в старших классах израильских школ, занимаются ивритом, знакомятся с израильской системой образования, культурой и бытом, чтобы к моменту получения аттестата принять взвешенное решение о репатриации. Полное название программы — «Ноар оле лифней ха-хорим», что на иврите означает «Молодежь репатриируется раньше родителей».

Еврейские мамы и слово «интернат»

Изначальная идея НААЛЕ была проста: приобщить еврейских детей к национальным корням. Сперва школьников предполагалось возить в Израиль всего на три месяца. Но в таком случае дети должны были вернуться домой без потерь в учебе, а израильская школьная программа заметно отличается от российской. И тогда создатели решили проблему радикально, предложив трехлетнюю программу обучения с получением аттестата.

В мае 1992 года проект впервые представили в Москве. Как вспоминает Йешиягу Йехиэли, директор и учредитель НААЛЕ, стоявший у ее истоков, создатели не были до конца уверены в реализуемости своих планов: многие ли еврейские мамы согласятся отпустить от себя детей на целых три года? Но интерес к программе оказался большим: Советский Союз только-только перестал существовать, система школьного образования разваливалась на глазах вместе с другими государственными институтами. Школьный аттестат мирового уровня и возможность укорениться в Земле обетованной были вариантом достойного и надежного будущего.

На длинные каникулы школьники отправляются домой, к родным. Билеты им покупают организаторы — для подростков всё в программе бесплатно

Не обошлось без трудностей — и организационных, и языковых. «Я написал первую брошюру НААЛЕ на иврите; в русском переводе использовали слово «интернат», — вспоминал Йешиягу Йехиэли в интервью израильской русскоязычной газете «Вести». — Представляете себе еврейскую маму, прочитавшую слово «интернат»? В результате мы просто транскрибировали слово «пнимия», чтобы не пугать родителей».

Через культурные центры «Натива» в шести городах бывшего Союза — Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Минске, Днепропетровске и Новосибирске — информация о НААЛЕ быстро распространилась по странам СНГ, и через считаные недели тысячи претендентов уже ждали своего шанса уехать на учебу в Израиль. Тестирование решено было устроить в Павловске под Санкт-Петербургом. Отбор проводили приехавшие из Израиля русскоговорящие специалисты — психолог, социальные работники и инструкторы. «Еженедельно приезжали около 200 детей, и мы на неделю устраивали модель «пнимии» — давали им задания, проверяли социальные навыки, — рассказывает Йехиэли. — Мы пробыли в Павловске пять недель и приняли сотни детей». Когда отбор был закончен, началось согласование с израильскими школами и подготовка документов, ребята же, чтобы не отставать от графика, начали учебу. Это стало дополнительной проверкой на готовность. «Нас в первую очередь интересовало психологическое состояние детей, — говорит Йехиэли. — Учеба — дело второе. Если подросток уже в Павловске плачет, скучая по дому, то что будет в Израиле?»

В первый год в еврейское государство отправились 336 детей, прошедших отбор. Цифра оказалась меньше, чем задумывалось изначально: кто-то отсеялся, кто-то не сумел подготовить необходимые бумаги. Но уже через год процесс был поставлен на поток, и группы старшеклассников начали ежегодно приезжать учиться в израильские школы.

От трех до пяти

Об участии в НААЛЕ стоит задуматься примерно за год до начала учебы: на процедуры уйдет время, да и о документах надо позаботиться. Чтобы подать заявление, потребуются основные документы ребенка и родителей, а также школьные аттестаты за последние пару лет. Очень пригодятся бумаги, подтверждающие успехи ребенка в учебе, спорте и творчестве: всевозможные грамоты, дипломы, свидетельства о победах в конкурсах и олимпиадах.

С документами разобрались? Это еще не всё. До того как войти в программу, и родителям, и ученику будет полезно ознакомиться с участвующими в ней школами и в целом с устройством системы образования в Израиле: это избавит как от необоснованных надежд, так и от лишних опасений. Израильская школьная система сильно отличается от российской. Если в нашей школе ученик обязан получить аттестацию по всем предметам, входящим в программу, то у израильтян широкая возможность выбора.

Обязательных предметов в старших классах семь: правоведение, литература, иврит, Танах, история, английский, математика. Два последних можно изучать на одном из трех уровней: базовом, среднем и усиленном. Уровень оценивается в так называемых единицах обучения — от трех (базовый уровень) до пяти (углубленный). Помимо обязательных, ученик выбирает не менее одного и не более трех предметов, которые будет изучать по углубленной программе (пять единиц). Далеко не каждая школа предлагает углубленный уровень по всем учебным дисциплинам: одни имеют гуманитарную направленность, другие техническую или естественно-научную. В школе с сильной математикой может не оказаться углубленного курса по химии, а в естественно-научной — по журналистике.

Иешаягу Йехиели, генеральный директор управления НААЛЕ. Создатели НААЛЕ придумали уникальную концепцию «приемной семьи»

Зачастую школы организуют углубленные факультативы по предметам в зависимости от наполнения: если набралось много желающих изучать химию на пять образовательных единиц, то факультатив появится, если же большинство пожелает углубленно изучать информатику, от химии откажутся в пользу компьютерной грамотности. Некоторые участники НААЛЕ вспоминают, как рассчитывали изучать одни предметы, а в итоге остались с совершенно другой программой: на факультативные занятия по интересным им дисциплинам не нашлось достаточно желающих, и они так и не заработали. Единственный способ застраховаться от подобных неприятностей — заранее изучить, как устроена школьная система в Израиле, чтобы выстраивать собственную образовательную траекторию в соответствии с правилами игры.

Итак, вы с ребенком вооружились нужными документами и знаниями. Пора звонить в агентство «Сохнут»: именно оно выступает в качестве агента по организации отбора и отправки детей на учебу. Родителям тоже придется пройти собеседование с представителями программы. Иногда собеседования объединяют с информационными семинарами: на них вы встретитесь не только с организаторами, но и с работниками школ-участниц, которые расскажут о своих заведениях. Среди таковых есть и религиозные, и светские, и школы с разными типами специализации. Подробно узнать о школах также можно (и нужно!) заранее в интернете: на сайтах большинства из них есть разделы на английском и русском языках.

Наконец, будущих наалешек ожидает главный этап — тестирование. Оно занимает целый день. Тесты разные: групповые и индивидуальные, общеобразовательные (по математике и английскому), интеллектуальные и психологические. Некоторые подростки перед тестированием неделями сидят над учебниками, но в этом нет особой необходимости: общеобразовательные тесты не так уж сложны. Гораздо важнее психологическое тестирование: на нем специалисты оценивают, готов ли ребенок надолго оторваться от родителей, умеет ли контролировать себя, настроен ли на учебу и сможет ли сопротивляться соблазнам самостоятельной жизни. Психологическая зрелость — главный критерий отбора.

«Серьезное тестирование психологической зрелости дает возможность предположить, как справится ребенок, — рассказала в интервью израильскому порталу «РеЛевант» психотерапевт Лина Лифшиц-Розин. — Цель собеседований и тестов — отсеять группу риска еще до начала программы. Психологи, социальные работники, педагоги, работающие с молодежными программами, делают всё возможное, чтобы принять только тех, кто сумеет справиться с серьезными изменениями: жить и учиться вдали от семьи, в незнакомой стране, с незнакомой и часто очень отличающейся от привычной реальностью».

В анкете нужно указать школы, в которые кандидаты хотели бы поступить. Здесь как раз и пригодится знакомство с заведениями, участвующими в программе. Правда, организаторы и психологи не всегда прислушиваются к этим пожеланиям: они решают исходя из собственных критериев — результатов тестирования, знания предметов и школьной атмосферы, а также возраста ребенка. Многие родители недовольны такой практикой — и зря, утверждают психологи: им, имеющим богатый опыт, зачастую виднее, куда лучше впишется ребенок. «Я всегда рекомендую родителям довериться тестерам в вопросе выбора школы, — советует на интернет-форуме пожелавший остаться анонимным психолог, участвующий в отборе. — Они видят детей и знают наши школы».

Для большинства пап и мам главное — качество образования. Организаторы успокаивают: «Стандарты везде едины, а в программе участвуют далеко не худшие школы Израиля. Все они одного уровня, очень стараются остаться в программе и делают для детей всё возможное». И рассказывают ставшую легендарной историю о приехавшем учиться по программе НААЛЕ мальчике, который в России серьезно занимался игрой на балалайке. Чтобы он мог продолжать занятия, нашли педагога и регулярно возили ребенка в другой город.

Конечно, подросткам, давно увлеченным математикой, программированием или журналистикой и выбравшим соответствующий жизненный путь, важно попасть в школу со специализированной программой. К примеру, будущим медикам подойдет школа «А-Кфар а-Ярок», сотрудничающая с лучшими медицинскими вузами Израиля, а талантливые «технари» мечтают о школе «Наалаль» и ее совместных программах с Технионом. Именно для того, чтобы попасть в подобные заведения, пригодятся документы о победах в олимпиадах и конкурсах: это доказывает, что школьник серьезно относится к своему увлечению.

Моя израильская мама. И папа

По условиям программы ребенок едет на учебу без родителей: даже если последние планируют репатриацию, это должно произойти не раньше, чем через четыре месяца после начала занятий. Не слишком ли подростки будут тосковать по домашнему теплу? Создатели НААЛЕ подумали об этом и придумали концепцию «приемной семьи».

«Мы назвали ее «сменный родитель», — рассказывает Йешиягу Йехиэли. — Обратились в организацию «Реут» (уже не существующую) с просьбой найти семьи, готовые приглашать «наших» детей в гости. Им должны были обеспечить отдельную комнату; еще лучше, если семья могла принять двух. Откликнулись сотни семей по всему Израилю! Каждый подросток, изъявивший желание, получил приглашение погостить в такой семье».

Школьник отправляется в приемную семью на каждый шаббат. Сами ребята уверены: ходить в такие гости и приятно, и полезно. «Эти семьи помогают узнать традиции, пожить хорошей жизнью местных и понять, для чего нужно учить математику и английский на пять ехидот (углубленный уровень. — Прим. ред.), — пишет в отзывах о программе одна из школьниц. — У меня за время участия в НААЛЕ было три семьи. Все очень мне помогли». «В семье мне могли помочь с уроками, возили гулять, водили в боулинг или ресторан. Мы вместе смотрели кино дома и ходили в гости к кому-то еще, — рассказывает на форуме другая выпускница программы. — Это на самом деле бесценный опыт. Благодаря этому я посмотрела Израиль и израильтян. Принимали меня везде очень тепло. Я побывала в очень разных домах и семьях, видела, как живут израильтяне из разных социальных слоев, разного происхождения».

На длинные каникулы школьники, конечно, отправляются домой, к родным. Билеты им покупают организаторы — для подростков всё в программе бесплатно: проживание в пнимии, питание, учебные материалы, поездки по Израилю к родственникам на шаббат и даже карманные деньги.

В школах есть спортивные площадки и нередко бассейны, так что возможностей для активного отдыха масса. Впрочем, свободное время ученики вольны планировать как захотят. И это тоже предмет тревоги родителей: сумеет ли подросток вести себя разумно? Конечно, дать гарантию не может никто — точнее, единственной гарантией может быть психологическая зрелость и здравый смысл ребенка. Многие выпускники НААЛЕ могут вспомнить однокашников, которые, ощутив себя самостоятельными, тут же кинулись пробовать доступные в Израиле сигареты и алкоголь. Но гораздо чаще вспоминают тех, кто сумел преодолеть дискомфорт жизни в чужой стране и новой обстановке, использовал открывшиеся возможности по полной и в результате получил отличный жизненный старт.

«Подростковый период, конечно, не самый легкий: гормоны, желание нравиться и быть принятым, в голове черт знает что… — пишет на форуме выпускница НААЛЕ. — Очень важно, чтобы был хороший руководитель группы, который сможет помочь и поддержать. В нашей группе после пары первых месяцев между всеми возникли тесные дружеские отношения. Я никогда не чувствовала себя одинокой».