Быть современным Давидом

Встреча субботы в онлайн-режиме с МЕРО стала возможностью приобщиться к многовековой мудрости иудаизма и прослушать немало интересных лекций

Олег Малис
бизнесмен, президент КЕРООР

Во время карантина Московская Хоральная синагога начала проводить видеоконференции за несколько часов до наступления шаббата. Встреча субботы в онлайн-режиме стала возможностью приобщиться к многовековой мудрости иудаизма и прослушать немало интересных лекций. Предлагаем вашему вниманию фрагмент выступления президента КЕРООР, бизнесмена и мецената Олега Малиса.

Среди нобелевских лауреатов есть диспропорциональное представительство евреев. При этом нигде не упоминается соответствующее благословение, данное Творцом еврейскому народу. Всевышний не пообещал, что в какой-то момент 25% нобелевских лауреатов будут евреями.

Я начал размышлять, почему это так, и пришел к следующему выводу. Нынешние евреи-лауреаты — это те, у кого, максимум, три поколения назад были предки, которые держались за Тору. Почему именно три поколения? Потому что Талмуд пишет: четвертое поколение – это уже люди, которые не называют себя евреями, это те, которые говорят: «У меня есть еврейские корни».

Кто они, люди, которые держались за Тору? Это люди, которые занимались изучением Танаха, Талмуда, комментариев. Постоянное изучение — постоянный тренажер для мозга. Кто не справляется, остается в стороне. И поэтому те люди, которые сегодня делают невероятные ученые открытия, являются результатом многовековой селекции. Те, кто сегодня получает Нобелевские премии, должны помнить: они обязаны своими достижениями предкам, изучавшим Тору. Поэтому именно такова цель организации КЕРООР: возвращение евреев к Торе, возвращение к истокам, которым мы обязаны всем, что есть в нашей жизни.

Недавняя недельная глава Торы «Шлах» – очень важна и интересна. В чем ошиблись разведчики которых Моше отправил в Землю Израиля? Все они были достойными и уважаемыми людьми, очень высокого духовного уровня. Они отправились в Землю Израиля, где увидели поразительные вещи. Один из современных израильских символов туризма – два человека на шесте несут виноградную лозу. Они действительно срезали такую лозу, и несли ее на двух шестах. Они действительно видели землю, текущую молоком и медом. С финиковых пальм стекал мед, его лизали дикие козы, а у них из вымени текло молоко. Это не метафора.

Разведчики обошли всю страну, вернулись и заявили: «Это действительно прекрасная земля, но одно «но». Там очень сильно укрепленные города, там живут великаны, и нам никогда их не победить. Лучше бы мы умерли в Египте или пустыне». Это довольно странное заявление, ведь несколько месяцев назад Всевышний чудесным образом разнес в пух и прах Египет, потопив затем армию фараона.

В иврите есть такое понятие — «битахон», упование на Всевышнего. Для народа происходящее было испытанием. Евреи должны были осознать, что для Творца преград и препятствий не существует. Есть такой известный тренинг: один человек встает спиной к своему партнеру, откидывается назад, а второй должен его поймать. Вот и евреи всегда должны знать — что бы ни происходило, у нас за спиной Всевышний. В тот момент, когда евреи на секунду усомнились, что для Б-га нет преград, Он вынес им приговор — блуждание по пустыне на протяжении 40 лет и смерть согрешившего поколения.

Обратный пример произошедшему — битва Давида и Голиафа. Это тот же самый великан, про которого говорили разведчики и которым пугали народ. Но при этом Давид, преисполненный чувством упования, будучи пастухом, а не воином, выходит против самого сильного человека и побеждает его. Именно в этом и заключается правильная стратегия поведения — не важно, какие препятствия видим перед собой. Если Всевышний с нами, то коронавирус, великаны, ураганы не имеют никакого значения. Если мы полагаемся на Творца, преград не существует.

Недостаточно только полагаться на Творца, надо служить ему. Нельзя жить, веселиться, пить, курить, ходить по ночным клубам, проходить мимо нищих, которые просят о помощи, и при этом в трудную минуту полагаться на чудесное спасение: «Опа, есть же битахон!»

Тора рассказывает не только о том, как еврей должен думать и что изучать, а как он должен жить. Тора – практическое руководство, которое не стареет. Не стареет она благодаря нашим мудрецам, которые в любом поколении, в любой ситуации могут вывести из Торы актуальные правила о том, как человек должен себя вести, как должен жить и как правильно строить свою жизнь.

Недельная глава «Шлах» учит нас: не бойтесь того, что видят ваши глаза. Вы жили неправильно? Раскайтесь, и грехи станут заслугами. Вы можете всегда проанализировать себя, свою жизнь, свои поступки, и дальше спокойно к любому испытанию и любому препятствию подходить, если вы полагаетесь на Всевышнего. Если еврей живет по Торе, слушает Всевышнего и исполняет заповеди, в этом случае он может рассчитывать на «битахон». Недаром царь Давид пишет в псалмах: «Одни на колесницы свои полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. Они склонились и упали, мы же встали и поднялись».