«Я не религиозный, но Десять заповедей соблюдаю» — большинство так говорящих на самом деле помнят хорошо если половину высеченного на скрижалях, а еще половину от этой половины неверно понимают. Все дело в том, что знакомые с детства и, казалось бы, простые заветы лишь на первый взгляд кажутся однозначно понятными. Этот материал — первый в цикле статей о ключевых заповедях иудаизма и их трактовке. Начнем с «Не возжелай»
Что же действительно подразумевается под заповедью «не возжелай»? В переводе оригинала сказано: «Не возжелай дома ближнего твоего; не возжелай ни жены ближнего твоего, ни его раба, ни его рабыни, ни его вола, ни его осла, и ничего, что принадлежит ближнему твоему» (Шмот, 20:14).
Кто из нас может положа руку на сердце сказать, что никогда не желал принадлежавшего другому? Никогда не говорил в сердце своем: «Ах, какая женщина (мужчина/машина/должность/зарплата…), мне б такую»? Как знать, нарушили мы этой мыслью одну из заповедей? Особенно если учесть, что, помимо «не возжелай», есть сходный, но отдельный запрет: «Не взалкай жены ближнего твоего; и не желай дома ближнего твоего, ни его поля, ни его раба, ни его рабыни, ни его быка, ни его осла, и ничего, что у ближнего твоего» (Дварим, 5:18).
Попробуем разобраться.
О чем вообще речь?
Скажем сразу: мысль «Мне б такую!» сама по себе непредосудительная. Не самая чистая и не самая продуктивная, но негреховная. Даже если думать ее долго.
Проблемы начинаются в тот момент, когда человек, позарившись на что-то, с чем владелец не желает расставаться, начинает всерьез обдумывать, как заполучить желаемое. В тот момент, когда этот процесс пошел, человек нарушает запрет «не взалкай». Заповедь же «не возжелай» он нарушит только тогда, когда, совершив практические действия, достигнет своей цели (или начнет распространяться о своих планах в разговорах с другими).
Таким образом, невозможно нарушить запрет «не возжелай», не нарушив запрет «не взалкай». А вот «не взалкай» без «не возжелай» вполне возможно, если у человека сохранился самоконтроль и самоуважение и он способен вовремя остановиться.
Идет человек по улице, а навстречу ему мужик тащит скульптуру коня. Совсем как ту, что наш человек искал по всем антикварным магазинам. Мысль «Это же оно! Хочу!» невинна, как слеза младенца. Но ее продолжение «Что бы сделать, чтобы заполучить этого коня, если мужик не захочет его продать?» — уже шаг в неправильном направлении. А мысль «Если он не согласится продать, пригрожу, что прослежу за ним до дома и напишу про него на заборе что-нибудь обидное…» — уже прямое нарушение.
Запрещено желать чужую вещь, с которой владелец не хочет расставаться: пытаться купить ее, выменять, получить в подарок, упрашивать ссудить или одолжить. Короче говоря, под запретом все действия, слова и замыслы, призванные вынудить владельца распорядиться своим имуществом вопреки своей воле в пользу возжелавшего.
Простое правило, которое до любого из нас старались донести родители: некрасиво просить у человека то, что он явно не хочет тебе отдавать (поиграть игрушкой, которую ему только что подарили, пожевать жвачку, которую он жует, выкурить последнюю сигарету и т. д.). Некрасиво, нечестно и небогоугодно.
Откуда ноги растут?
Чтобы понять внутреннюю логику запрета «не возжелай», нужно иметь в виду, что он является продолжением и ответвлением запрета на грабеж, т. е. на насильственный отъем ценностей. Есть, разумеется, отличия, но общий вектор именно такой.
До тех пор, пока соблюдается принцип «взаимного непротивления сторон», опасности нарушить запрет «не возжелай» не возникает. Проблемы начинаются только в тот момент, когда владелец четко дает понять, что он не желает расставаться с тем, что ему принадлежит, а желающий сделать чужое своим отказывается принять отказ.
Идет человек по улице, видит припаркованное авто и влюбляется в него с первого взгляда. Он имеет полное право найти владельца, чтобы поинтересоваться, готов ли тот уступить свое транспортное средство и на каких условиях. (Исключение — ситуация, когда владелец по каким-то причинам не может сказать вам «нет»: это уже непропорциональное давление, как и любые предложения, от которых нельзя отказаться.) Можно несколько раз переспросить и делать всё более щедрые предложения, но ровно до тех пор, пока складывается впечатление, что есть о чем говорить, и владелец колеблется. Однако с момента (им вполне может оказаться и самый первый), когда владелец четко и недвусмысленно дает понять, что продавать/менять/дарить свой автомобиль не собирается, любое продолжение разговора на эту тему будет проходить по статье «не возжелай». Независимо от того, какой взят тон и какие аргументы и рычаги пускаются в ход: связи, знакомства, флирт, эмоциональный шантаж, апелляция к национальному сантименту или мужской солидарности и т. д.
Две большие разницы
Главное и наиболее очевидное отличие нарушения запрета «не возжелай» от банального невооруженного грабежа заключается в том, что в абсолютном большинстве случаев возжелавший готов заплатить за желаемый объект и/или желает заручиться по крайней мере формальным согласием владельца. Важно иметь в виду, что в данном случае нет разницы, заплатил ли возжелавший полную цену, двойную или тройную. Принудив владельца уступить ему то, что тот не хотел уступать, он в любом случае нарушил запрет «не возжелай». И, естественно, запрет «не взалкай».
Однако поскольку евреи милосердные, сыны милосердных, то, если уж проявили бесхребетность и пошли навстречу домогательствам, стоит согласиться на навязанную сделку от всего сердца. Заодно это облегчит возжелателю раскаяние, когда (и если) до него с божьей помощью дойдет его неправота.
И еще такой момент: владелец вожделенной вещи сам нарушает запрет, если выставляет нечто свое в таком свете, чтобы это стало вожделенно для других (ведь на языке оригинала «возжелай» и «сделай вожделенным» неразличимы). Из всего, что есть у мужчины, строже всего он должен остерегаться сделать вожделенной в чужих глазах свою жену. А женщина, соответственно, саму себя.
Идет человек по улице, выгуливает собаку. Пофотоохотился на нее, выложил фото в соцсеть. И знал ведь, что собачка уникальной породы и уникальных статей. Если его начали забрасывать в личке навязчивыми предложениями продать зверя за любые деньги, пусть понимает, что это ему за нарушение запрета провоцировать людей, «ставить препону перед слепыми». Разумеется, фотоохота на жену в этом смысле — еще более экстремальный вид спорта.
И это всё о ком?
Заповедь «не возжелай» в равной мере касается мужчин и женщин, молодых и пожилых, родственников и посторонних, взрослых и даже детей. Запрет касается навязчивого желания завладеть имуществом не только частных лиц, но и юридических, включая деловых партнеров (этот нюанс особенно актуален при расторжении партнерств) и т. д. и т. п.
В подъезде семь квартир и восемь кладовок. Все люди как люди, а один ходит от соседа к соседу, пытаясь уломать уступить «лишний» подвал именно ему, к бабушкиной радости. И канючит, и канючит. Если среди интеллигентных соседей не окажется гопник, доканючится до нарушения запрета «не возжелай».
Запрет «не возжелай» нарушается и в том случае, если человек добивается вожделенного не для себя, а для других, — неважно, за плату или на общественных началах. Но если проситель выпрашивает что-то для кого-то без ведома адресата, ни тот, ни другой запрет не нарушают.
Человек узнает, что некий артефакт, о котором годами мечтала его пожилая соседка, должен быть выставлен владельцем на аукцион. Он всячески уламывает хозяина отказаться от затеи и уступить вещь по сходной цене пожилой даме (которая ничего об этом не знает). Это не нарушение заповеди, а красивый и богоугодный поступок. В идеале следует доплатить разницу между ценой, которая по карману старушке, и той, которую владелец артефакта мог выручить на аукционе.
Что почем
Запрет «не возжелай» (в отличие, между прочим, от «не грабь») распространяется почти на все виды движимого и недвижимого имущества и многие виды нематериальных ценностей. А еще на деньги. Навязчивое стремление заполучить деньги человека, ясно выразившего свое нежелание с ними расставаться, в обмен на предлагаемое ему — безусловное нарушение заповеди.
В отличие от большинства других подобных запретов Торы, которые нарушаются, только если речь идет о чем-то ценном, запрет «не возжелай» актуален, какой бы незначительной ни была цена желаемого.
Пришел зять к теще в гости, а она блины печет подружкам на шалахмонесы. Встал у нее над душой и канючит: «Мама, дайте попробовать! Ну дайте! Ну малюсенький кусочек! Ну пожа-а-алуйста! Я же ваш любимый зять!» Понятно, что рыночная стоимость малюсенького кусочка стремится к нулю. И тем не менее запрет нарушен (если, конечно, теща сдастся, клюнув на лесть).
Запрет также нарушается, если вы достаете людей, пытаясь получить от них партнерство, услуги, время или ценную информацию. Так, изводить тещу просьбами поделиться рецептом блинов дозволительно, только если, поделившись им, та ничего не потеряет. Например, преимущества перед сватьей. А если рецепт фирменный и коммерческая тайна кафе «Тещины блины», его и единожды просить нельзя.
Однако тот, кто действительно нуждается и потому настойчиво просит (а иногда и требует) милостыню, не нарушает запрета «не возжелай», ибо своими действиями обеспечивает нас возможностью исполнить заповедь о благотворительности (хештег #этодругое). Точно так же разрешено преследовать знатока Торы просьбами позволить слушать его уроки.
Попытка вымогать у владельца вещи, с помощью которых исполняются заповеди (и/или обладающие собственной святостью) — книги, тфилины, талиты, шофары, свитки, ханукии и т. д., однозначно является нарушением запрета. То, что владелец не пользуется или даже не в состоянии воспользоваться вещью, роли не играет.
Навязчиво пытаться уломать человека продать имеющуюся в его распоряжении редкую книгу, аргументируя это тем, что тот не в состоянии понять написанное в ней, запрещено. Даже если это правда (особенно если это правда!).
Но есть нюансы
Как водится, есть ряд пограничных и неоднозначных ситуаций.
Вожделеть и выпрашивать такие вещи, как должности и более удобные рабочие смены (себе, в ущерб другим), знаки почета и уважения, легкие, но ответственные поручения, может быть, не является безусловным и однозначным нарушением запрета, но однозначно недостойно.
В общине есть только один прихожанин-талмудист. На этом основании он годами воюет с габаями, добиваясь, чтобы в ходе всех чтений Торы в синагоге третьим вызывали именно его. Так делать нельзя: этот талмудист унижает Тору, а не отстаивает ее достоинство, как ему, наверное, кажется.
Давить на жалость, экспрессивно уговаривать, нажимая сразу на все болевые точки (дети, Б-г, родители, карма, шварма), формально не запрещено. Но стоит быть предельно осторожным с такими штуками, ибо Небеса всё слушают и записывают.
Навязчиво переманивать чужих работников не запрещено, но нехорошо. А вот изводить работодателя уговорами «отпустить» сотрудника, «открыть» договор полузащитника и т. п. — прям запрещено.
Пытаться измором убедить девушку выйти за тебя замуж запрещено. Пытаться измором заставить ее родителей согласиться на твой брак с их дочерью можно, т. к. они ничего при этом не теряют.
Молить Б-га, чтобы вожделенное каким-либо образом перешло в твое владение, не запрещено. Хотя и странно. Молить, чтобы удалось «дожать» владельца, запрещено.
А вот в желании и неотступных попытках получить не само принадлежащее другому, а такое же, как у него, никакой проблемы нет, кроме психологической.
Можно ли настойчиво уговаривать потенциального донора пожертвовать орган, в котором нуждаешься, — очень сложный вопрос, требующий предметной консультации знающего раввина.
Сопутствующие потери
Людям, в силу воспитания, привычки или неоткорректированного психотипа пускающимся ради получения желаемого на ложь, лесть, злословие, агрессию и т. п., следует иметь в виду, что всё перечисленное — отдельные нарушения запретов Торы. Нарушения эти весомо дополняют преступление запрета «не возжелай». Проще говоря, тот, кто подхалимничал, чтобы убедить человека расстаться с любимой вещью («О-о-о! Ты такой духовно-астральный! И ни капельки не привязанный к материальным объектам! По ушам вижу!»), нарушил и запрет «не взалкай», и запрет «не возжелай», и запреты «от лжи удаляйся» и «не льсти». А чем более агрессивную линию «убеждения» избирает возжелатель, тем ближе его провинность к «материнскому» греху — грабежу.
Ну а самое частое оружие нарушителей запрета «не возжелай» — занудство. Троллинг, доставатинг и дятлинг. Тут, к сожалению, ничего, кроме чистого, незамутненного «не возжелай». И не надо бояться давать таким гражданам отпор. Наоборот: твердо сказав им «нет», вы сделаете благое дело и себе, и им.
Зачастую сотрудники телемаркетинговых компаний навязывают предлагаемые фирмой товары или услуги до последнего. Люди вежливые стараются войти в положение таких сотрудников (те ведь не для удовольствия это делают, а чтобы заработать денег для семьи!); никто не хочет бросать трубку, чтобы не обидеть, но по-другому от зануд не отделаться. Подсластите себе горечь от невежливого поступка мыслью о том, что таким образом вы спасаете человека от нарушения запрета Торы.