Изначально я мечтал о научной работе, три года сдавал экзамены в Бакинский университет. Тогда, чтобы поступить на факультет прикладной математики и физики, нужно было семь тысяч рублей. Мама сказала, что готова продать свой дом, четыре комнаты с верандой, лишь бы я поступил. Но я сказал, что дом продавать не надо – я сам за себя постою.
С седьмого класса мама посылала меня на базар. Примерно в это же время я, сделав уроки, шел на разные черные работы. На стройке за каждый перетащенный кирпич платили копейку – за день можно было заработать рубля полтора. И тогда это были деньги: буханка хлеба стоила 30 копеек, а минимальная зарплата была 60 рублей.
Потом я начал заниматься мелким бизнесом. Тогда Красную Слободу называли «Малой Кубинкой». Кубинка была районом Баку, в котором из-под полы можно было достать буквально все! В Красную Слободу приезжали закупаться министры, сметали все, от калош до бриллиантовых серег. А вот посылки из-за границы отец нам получать запрещал. В 1943-м он побывал в застенках НКВД по обвинению в ненависти к советской власти. Кто-то подделал его почерк и разбросал антисоветские листовки по всем классам. Отцу удалось доказать свою невиновность, но с тех пор он боялся всякой провокации.
После того, как на протяжении четырех лет мне не удалось поступить в университет, я подал документы в педагогический институт и поступил с первого раза.
Быть директором я не мечтал. Но как только стал им, своей первой целью поставил заботу о том, чтобы дети не слонялись по улицам после уроков. Вы знаете, что происходило с молодежью в те годы, на грани распада СССР? Я хотел помочь уберечь их, организовал разные кружки, КВН, «А ну-ка, девушки». И вы можете представить себе, что у нас в школе никто не курил? Никто!
Уже потом, после распада Советского Союза мне помогал раввин Адам Давидов, дай Б-г ему здоровья. Он собирал вокруг себя молодых ребят и после школы начинал обучать их Торе. Это было великим делом! А то ведь никакой общинной еврейской жизни кроме синагоги тогда не было. Хотя у нас в доме всегда соблюдался кашрут, и даже для рыбных блюд была особая посуда – на кухне было три отдельных шкафчика. И мой отец, и дед знали Тору. Так жили все евреи Красной Слободы.
Раньше у нас в школе обязательно читали по одному произведению художественной литературы в неделю. А сейчас ситуация катастрофически ухудшается с каждым днем. Уже моего сына не засадить за чтение художественной литературы. Это при том, что у меня самого дома библиотека из шести-семи тысяч томов, на русском и на азербайджанском языках. Хотя я его понимаю: спать он ложится к полуночи, школа, спортивный клуб, занятия с репетиторами – он хочет стать врачом.
Сегодня сами родители стали безалаберней: на родительское собрание их можно вытащить с большим трудом! Типичная отговорка: «Для малого бизнеса нам такой сложной программы не нужно». Так вот я хочу сказать, что это неправильно, ученый человек и в бизнесе преуспеет больше неученого. Это наглядно доказал китайский бум. Грамотные люди, учившиеся в вузах, смогли встать на ноги и устоять надолго, остальные – в один день потеряли все, что заработали за два-три года. Возьмите Германа Захарьяева. Он всегда был очень интеллигентным и воспитанным человеком.
У нас учился и он сам, и почти все его братья-сестры. Герман был очень общительным учеником, всегда участвовал в общественной жизни школы. И в истории горских евреев я на сегодняшний день не знаю другого человека, который столько бы заботился о своем народе. Заботился о сохранении горских обычаев и традиций, изучении языка, создании словаря, газеты, блога на горском языке. И все за свой счет.
Если кто-то из Красной Слободы обратится к Герману или его братьям за помощью, ему никогда не откажут. Как-то у школы возник конфликт с исполнительными властями Кубинского района. Я позвонил Герману, описал ситуацию. Герман перезвонил мне через десять минут – весь конфликт был исчерпан.
В 1992 году мы сидели без отопления – у государства не было бюджета. Январь. Холод. И вот иду я по центральной улице и встречает меня брат Германа, Исай. Поздоровались, он сразу заметил, что со мной что-то не так. Начал расспрашивать. Я ему все рассказал. «Понятно! Одну машину дров я прямо сейчас направляю в школу». Понимаете? А ведь его дети у меня в школе не учились!
Наша школа носит имя Исаака Ханукова. Его внук Сергей ремонтировал ее за свой собственный счет, от моего кабинета до каждого класса. Спонсоров у нас нет. И хоть помощь всегда нужна, я как-то никогда к меценатам не обращался.
К нам приезжает много учеников из окрестностей: знают, что здесь хорошая школа, нормальные педагоги, есть все условия. Школа у нас интернациональная. Сегодня в Кубе есть около 27 различных этнических групп: азербайджанцев, лезгин, татов, турок, много кого! При этом у нас никогда не возникало никаких национальных трений, скорее ощущалась сплоченность, переживания друг за друга. Все очень уважительно относятся к традициям и обычаям других культур. И кругозор у нас шире. И главное – здесь никогда не было никакой дискриминации евреев! Даже наоборот, евреев всегда защищали от нападок.
По государственному закону малочисленные народы должны изучать свой язык. Кстати, я в свое время учился в азербайджанском секторе и русский язык выучил самостоятельно. С ошибками в падежах, в ударениях. Но свои мысли высказать могу. Мы выбрали не джуури, который в горских семьях и так все знают с детства, а иврит, который евреям тоже нужно знать. С первого по четвертый классы, по два часа в неделю. И что вы думаете? Некоторые азербайджанские дети присоединялись к евреям изучать иврит.