Раввины и цифровая революция

Я убежден, что цифровая революция продвинет человечество вперед и послужит для утверждения добра. Направленные микрофоны КГБ в гостинице «Савой» не спасли Советский Союз и не смогли воспрепятствовать возрождению еврейской жизни в России.

Пинхас Гольдшмидт
Главный раввин Москвы. Президент Совета раввинов Европы

30 лет назад я прибыл в Москву в качестве раввина. Несмотря на то, что Горбачев уже приступил к своим реформам, тема «еврейские отказники» все еще стояла в повестке дня. Президент Всемирного еврейского конгресса Эдгар Бронфман прилетел на переговоры по вопросам выезда некоторых отказников. Бронфман пригласил меня на чашку кофе к себе в гостиницу.

Он спросил: «Как вы думаете, нас кто-нибудь сейчас прослушивает?» Как человек религиозный я ответил, что нас все время кто-то слушает и привел цитату из книги «Притчи наших отцов»: «Знай, что над тобой, и ты никогда не согрешишь: глаз видящий, ухо слышащее и все твои дела в книгу записываются».

Когда кто-то приезжал со свободного Запада в Советский Союз, мне непросто было привыкнуть к круглосуточному наблюдению за собой. Сегодня, спустя 30 лет, методы слежки КГБ кажутся почти смешными, если их сравнивать с возможностями наблюдения при помощи компьютерной техники и биометрики.

Превратит ли Четвертая промышленная революция людей в рабов? Будем ли мы жить в супергосударстве диктаторского типа, управляемом технологической номенклатурой? Или технологии расширят наши свободы? Какие пределы развитию технологий мы должны установить, чтобы защитить свои основные права?

Самая большая опасность не в том, что могут быть взломаны наши компьютеры, а в том, что могут быть взломаны наши мозги. Израильский историк Юваль Харари задается вопросом: сможет ли когда-нибудь тайная полиция Ким Чен Ына выяснять, хорошие или дурные мысли шевелятся в голове гражданина, когда он проходит мимо статуи «любимого вождя»?

Где в цифровую эпоху та красная линия между правом человека на свободу мысли или физическую неприкосновенность с одной стороны и правом предприятий или банков проверять людей на надежность или на предмет возможных рисков?

Библия описывает рай, в котором живут люди, не совершившие грехов. В центре рая стоят два дерева: древо жизни и древо познания, на нем растет запретный плод, которым так интересуется Ева.

Оба эти дерева символизируют человеческую цивилизацию и развитие. Вечная жизнь Б-га против смертности человека и Его всезнание против нашей любознательности. Люди стремятся стать подобными богам. Чем больше знаний нам доступно, тем лучше и дольше мы можем жить – при условии, что мы используем знания не в греховных целях. 

Грехам можно давать разные определения, но наиболее подходящим для нас по-прежнему является высказывание Гиллеля, основа Золотого правила: «Не делай другим того, чего не хочешь себе». 

Почти каждая новая технология может служить как добрым целям, так и злым. Один из примеров – атомная энергия. Это правило действует и в эпоху цифровой революции: с одной стороны, людям предоставляются невиданные возможности для коммуникации. С другой стороны, эти технологии изменяют наше общество и даже наши устоявшиеся политические системы.

Американский президент сменил свой Госдепартамент на Twitter, а крупные интернет-концерны обладают аномально большой властью – большей, нежели многие руководители государств. Вопрос о том, кто имеет право распоряжаться нашими данными, является поэтому центральным. Но это далеко не единственный вопрос.

Мы находимся в самом центре цифровой революции, которая так же глубоко изменит наше общество, как в XV веке его изменило книгопечатание. Эта революция кардинально изменит и еврейский мир.

Задачей раввинов будет не сопротивляться этому развитию или же отвергать как нечто греховное, а принять его, сопровождать и строить мосты между традициями и современностью. Это значит видеть в цифровом развитии не только риск, но и пользу, которая позволяет делать нашу жизнь лучше, становиться ближе к Б-гу. Интернет можно рассматривать как Талмуд нашего времени – с его помощью происходит обмен знаниями.

Я убежден, что цифровая революция продвинет человечество вперед и послужит для утверждения добра. Направленные микрофоны КГБ в гостинице «Савой» не спасли Советский Союз и не смогли воспрепятствовать возрождению еврейской жизни в России.

Также и драматические перемены в эпоху интернета не превратят людей в рабов. Наоборот, они помогут улучшить условия жизни. Формулировка Гиллеля актуальна как никогда. Она является нашим компасом в мире цифровой революции. Это глубокое учение Торы и ее поручение нам: люди должны относиться к другим с уважением, виртуально или реально. Эта основа любой культуры и цивилизации также действительна и в цифровом пространстве.

Пинхас Гольдшмидт
Фото: Илья Иткин