Безукоризненный британский английский и глубинное религиозное образование, лекции на Би-би-си и многолетняя учеба в ешиве: бывший главный раввин Великобритании, скончавшийся 7 ноября, оставил яркий след в истории человечества. В этой статье приводятся ключевые мысли и высказывания раввина Сакса. Как экономист может пробудить национальную гордость у коллеги-еврея, зачем премьер-министру Тора и что находится в королевском замке.
Где 85%?
«Мир жаждет познакомиться с еврейским взглядом на вещи. Подобно жителям Ниневии во времена пророка Ионы, современные люди ищут духовный якорь, который сможет удержать их корабль на бушующих волнах жизни. Западное общество, особенно в Европе, ведет секулярный образ жизни. Но чем меньше религии в мире, тем больше люди охвачены поиском духовности, пути к ней разные, как открытые, так и завуалированные. Я не обнаружил упадка духовности, я видел лишь любопытство. Но для того, чтобы передать духовный посыл иудаизма далеким от еврейства кругам, необходимо правильно подбирать слова и средства выражения мыслей».
Когда юный Сакс поступил в Кембриджский университет, он собирался стать экономистом или философом. Однако действительность, с которой он столкнулся, изменила его планы — Сакс решил стать раввином. Он вспоминает маленькую скромную синагогу на окраине города, которая оставила неизгладимый след в памяти будущего раввина:
«Это было маленькое здание без вывески, построенное в 30-х годах в одном из переулков Кембриджа. Строители синагоги позаботились, чтобы в здании не было ни одного окна, выходящего на улицу, ведь в то время банды фашиствующих хулиганов могли запросто разбить стекла булыжниками. Несмотря на то что синагога была крохотной и невзрачной, для нас, еврейских студентов, она стала чем-то вроде второго дома. Помню, на каком эмоциональном подъеме мы молились в этой синагоге в преддверии Шестидневной войны, когда все мы переживали за наших братьев и сестер, живущих в Земле Израиля».
«По нашим оценкам, в то время на всех факультетах Кембриджского университета учились около тысячи евреев. Из них около сотни состояли в еврейской ассоциации студентов, еще около пятидесяти участвовали в мероприятиях израильской ассоциации, но где же восемьдесят пять процентов остальных? Почему они не с нами? Почему они не желают быть евреями сейчас, когда им не угрожает никакая опасность и на них не налагаются никакие ограничения?»
Этот феномен «исчезающих евреев» поразил молодого Сакса. Ведь в течение 200 лет британские евреи терпеливо ждали момента, когда смогут получать высшее образование, не отказываясь от своей религии. Лайонел де Ротшильд четыре раза подряд избирался членом парламента от Лондонского округа, но 11 лет отказывался занять свое место в законодательном органе, пока с него не сняли обязанность давать клятву на христианской Библии. Перед евреем могли распахнуться все двери лишь при условии, что он откажется от своей веры. Так, например, поступил Бенджамин Дизраэли, который в возрасте 12 лет принял крещение и впоследствии стал премьер-министром Великобритании.
Как может быть, что именно сейчас, когда перед евреями открылись все двери, так мало молодых ребят чувствуют себя евреями? Эта мысль изменила мировоззрение Сакса навсегда.
Нет казаков, нет евреев
«Я начал изучать историю и обнаружил, что еврейская община Англии сталкивается с подобной ситуацией не в первый раз. Уже в предыдущих поколениях у евреев охваченной антисемитизмом Европы сложилось двоякое восприятие еврейской самоидентификации. Евреи больше не гордились своей избранностью, еврейство стало для них тяжким бременем. В тот период сотни тысяч иудеев перешли в христианство. Генрих Гейне называл такое отступничество от веры отцов входным билетом в европейскую культуру. В Вене восемьдесят процентов евреев были записаны гражданами «без религиозной принадлежности». Многие евреи, бежавшие от погромов в Америку, по дороге бросили свое еврейство в морскую пучину.
Известный еврейский писатель и драматург Израэль Зангвилл написал пьесу под названием «Плавильный котел». В ней была ужасная фраза: «Нет больше казаков, нет больше евреев, все мы американцы». Именно с такой реальностью я и столкнулся, поняв, что невидимые еврейские студенты Кембриджа — это последняя глава в истории исчезновения евреев, истории, которая продолжается больше столетия. Евреи уже не уверены, что им хочется, чтобы их дети и внуки тоже были евреями».
Приехав с семьей на курорт Маргит в графстве Кент, Сакс впервые в жизни встретился в местной синагоге с «другой» разновидностью евреев:
«В летние месяцы в синагогу приходили молиться и местные евреи, и туристы. Но в том году откуда ни возьмись среди молящихся появилась группа хасидов. До того я никогда не видел хасидов. Я понял, что их еврейская самоидентификация в корне отличается от принятой в среде других британских евреев. Никакого стремления принимать культурные нормы англичан у них не было. В то время такая позиция считалась очень смелой, даже дерзкой. Их ревностная приверженность иудаизму вызывала восхищение».
В 1968 году Сакс отправился в путешествие по Северной Америке. Он намеревался встретиться с как можно большим числом раввинов и выслушать их мнения насчет перспектив современного еврейства.
«В течение двух месяцев я ездил по Соединенным Штатам и по Канаде. Я познакомился со многими известными еврейскими лидерами, и на каждой из встреч всегда всплывало два имени: Любавический Ребе (р. Менахем-Мендл Шнеерсон) и раввин Йосеф-Дов Соловейчик. Обе эти личности произвели на меня грандиозное впечатление. Я выяснил, что Любавический Ребе прекрасно знал о существовании проблемы «исчезающих евреев». Уже в 50-х годах прошлого века Ребе отправлял своих посланников работать со студентами, таким образом сформулировав революционную по тем временам идею приближения к Торе евреев, отдалившихся от веры. Я видел в Любавическом Ребе не только «хасидского лидера», но и «лидера лидеров». Каждый хасид, посланный им хоть на край света, становился еврейским лидером, обнаруживающим тех самых «исчезающих евреев». Во время нашей встречи Любавический Ребе поддержал мое желание стать раввином и заниматься еврейским образованием. «Это та сфера, в которой еврейский народ в вас нуждается», — сказал он».
Мораль на волнах ВВС
В 1982 году Сакс занял должность раввина большой синагоги в лондонском районе Голдерс-Грин, а затем синагоги Western Marble Arch, одного из старейших еврейских молельных домов Британского королевства. В 1991 году он перешел на более высокую ступеньку карьерной лестницы, став главным раввином Британского содружества наций, Сакс занимал эту должность вплоть до 2013 года.
В этот период между раввином Саксом и верхушкой британской власти, включая королевское семейство, завязались теплые отношения. Наследник британского престола принц Уэльский Чарльз считал раввина Сакса своим личным другом и на торжестве, посвященном окончанию каденции главного раввина, не поскупился на щедрые похвалы. Сакс вспоминает:
«Я общался с четырьмя британскими премьер-министрами: с Джоном Мейджором, с Тони Блэром, с Дэвидом Кэмероном и с Гордоном Брауном. Один из них как-то сказал мне: «Рабби, вы знаете, почему я без смущения советуюсь с вами в вопросах религии и морали? Потому что вы не спросите меня, почему в воскресенье не видели меня в церкви…»
Джонатан Сакс стал неофициальным послом по делам иудаизма в правительственных кругах Великобритании. Очевидно, именно поэтому корпорация ВВС обратилась с просьбой стать ведущим еженедельной передачи на тему морали и духовных ценностей к раввину Саксу, а не к архиепископу Кентерберийскому, духовному главе Церкви Англии, религиозному лидеру большей части граждан королевства. И это несмотря на то, что евреи составляют лишь полпроцента населения Великобритании:
«Я принял это предложение, потому что для меня было важно достучаться до тех самых «исчезающих евреев». Я хотел, чтобы они ощутили гордость за свое происхождение, чтобы в них проснулось желание вернуться к корням. Подумайте: когда ассимилированный еврей заходит в кабинет своего нееврейского коллеги — адвоката или экономиста — и застает его за прослушиванием урока главного раввина, что такой еврей ощущает в этот момент? Как это на него влияет? В нем просыпается гордость за еврейское происхождение. Внезапно еврейство перестает быть тяжелым и непонятным бременем, оно становится причиной для гордости! Он понимает, что иудаизм таит в себе мудрые и глубокие мысли, значимые в XXI веке не менее, чем в другие периоды».
Блэр изучает Рамбана
В памяти раввина Сакса отпечаталось одно событие, связанное с поездкой британской делегации на похороны израильского премьер-министра Ицхака Рабина. В ноябре 1995 года официальная британская делегация, в которую входил также раввин Сакс, в числе многих других представителей разных стран приняла участие в прощании с Рабином:
«Я возвращался домой на борту номер один Великобритании в компании известных британских государственных деятелей. С нами в самолете был принц Чарльз и тогдашний премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Полет продолжался восемь часов — оказывается, королевский самолет летит медленно и благородно… Мне не хотелось общаться с другими пассажирами, увлекшимися праздной беседой. Поэтому я сел в уголке и занялся изучением недельной главы из книги Торы с классическими комментариями, которую взял с собой.
В какой-то момент принца Чарльза заинтересовал необычный вид святой книги, ведь ранее он такого не видел. Он обратился ко мне и сказал: «Рабби Джонатан, что это вы там читаете?» Тут я начал показывать ему разные тексты и объяснять: «Это Раши, тут Рамбан (Нахманид), а рядом с ним Рашбам и Ибн-Эзра». Я вкратце рассказал ему, когда и где жил каждый из этих толкователей Торы. Тут в беседу встревает Тони Блэр и говорит: «Вы можете объяснить нам, что все они хотят сказать?»
Сначала я был немного обескуражен. Я не понимал, что происходит, но решил принять вызов. И так получилось, что в течение часа я давал урок по недельной главе Торы будущему королю и действующему премьер-министру Великобритании, а многие из присутствующих на борту принимали живое участие в обсуждении и задавали вопросы…
Когда мы спустились с трапа самолета, я обратил свой взор на небеса, поблагодарил Всевышнего и сказал: «Большое спасибо за то, что Ты дал мне возможность воплотить в жизнь стих из 119 псалма: «И говорить буду по заповедям Твоим пред царями и не устыжусь».
«Гордона Брауна (премьер-министр в период с 2007 по 2010 год) очень интересовали сфера социальных прав и улучшение положения слабых слоев населения. Ему понравилось то, что в иудаизме благотворительность — не просто общая рекомендация, а четкое руководство к действию. Именно поэтому, подав на утверждение парламента законодательный план по борьбе с детской бедностью, Браун попросил меня представить основные принципы законопроекта и объяснить его идейную основу».
В 2009 году вклад Сакса в общественную жизнь Великобритании был отмечен королевой Елизаветой II, пожаловавшей ему титул барона Олдгейта, и с этих пор раввина стали называть лордом Саксом.
Две системы координат
Духовный кризис, охвативший Западную Европу в последние десятилетия, — это «экзистенциальный вакуум», выражающийся в потере смысла жизни. Истоки этого явления в процессе секуляризации, овладевшем европейским континентом и перекинувшемся на Америку.
Общество распадается, институт семьи и брака исчезает, многовековая система ценностей меняется. Образовавшийся вакуум пытаются заполнить собой разрушительные или искажающие сознание идеологии.
«Секуляризация — главный враг еврейского народа. Во-первых, она отдаляет евреев от их корней, во-вторых, она создает враждебный культурный климат, в котором евреям сложно соблюдать заповеди иудаизма, а в-третьих, она скрывает присутствие Всевышнего в этом мире».
Когда ВВС предложила ему принять участие в серии программ, посвященных общественной морали, Сакс воспользовался этой возможностью, чтобы вступить в полемику с самыми известными секулярными мыслителями и учеными Великобритании. Не каждый осмелился бы войти в это интеллектуальное львиное логово, но раввин Сакс отлично справился с поставленной задачей:
«Среди моих учителей в Оксфорде и Кембридже было несколько выдающихся философов того времени, поэтому я знаком с обеими системами координат — и с еврейской, и с философской. Я верил, что с помощью этих передач смогу донести свою мысль до тех евреев, которые иначе никогда меня не услышали бы».
Раввин Сакс всегда отдалялся от политики, что частично объясняет секрет его всеобщей популярности, но один раз он всё же изменил этому правилу. Раввин выступил в парламенте с осуждением антисемитских высказываний лидера лейбористов Джереми Корбина:
«Я подумал, что самая большая опасность для общества — это потеря коллективной памяти, когда мы забываем, как незначительные проявления привели к ужасающим результатам. Это исторический факт, что большинство антисемитов не считали себя таковыми. В период Средневековья они говорили: «В нас нет ненависти к евреям, мы ненавидим только их религию». В XIX веке они говорили: «В нас нет ненависти к евреям, мы ненавидим только их расу». Сейчас они говорят: «В нас нет ненависти к евреям, мы ненавидим только их государство…» Поэтому я не смог больше молчать».
В 1999 году раввин Сакс стал первым евреем, которого пригласили выступить перед принцем Филиппом в Виндзорском замке, многовековой резиденции британских монархов:
«В Виндзорском замке уже тысячу лет подряд живут английские короли и королевы <…> До того как начать свое выступление, я вспомнил, что в этом замке жил король Эдуард II, который в июле 1290 года изгнал евреев из Англии. Я сказал себе, что хочу выступить здесь в память о всех тех изгнанных евреях, и пусть они взирают на меня с небес. Произнеся речь в этом месте, я смогу заступиться за их попранную честь. Я сказал: «Послушайте, у вас тут замечательный замок <…> Евреям не позволяли нигде надолго остаться, поэтому они не успевали строить замки. Зато у нас есть строение, которое не уступает по красоте этому замку. Оно создано не из дерева и не из камней, оно состоит из духовных ценностей <…>
Я пытаюсь понять, что ощущает наследник такого замка… Какой это почет! Какое сокровище! Но вы не можете отказаться от такого наследства. Вы не можете разрушить замок и сказать: «Я построю вместо него бунгало». Если вы получили в наследство замок, у вас есть обязательства по отношению к своим предшественникам. Ваш долг — хранить замок и даже стараться еще больше обустроить его ради тех, кто станет вашими преемниками.
То же самое происходит и с тем, кто родился евреем. Ты получаешь королевский замок, состоящий из моральных ценностей. Этот замок вчетверо старше Виндзорского замка. И вот этот древний замок — твой. Ты не имеешь права разрушить его и начать строить заново. На тебе лежит ответственность бережно относиться к этому дорогому наследию, которого ты удостоился, а затем передать его дальше, следующим поколениям».