Мирьям Портная: «Любавический Ребе благословил меня на занятие шидухами»

В социальных сетях люди общаются, узнают новости и находят работу. Семейная сфера – следующий этап использования компьютерного прогресса. Новый проект позволит русскоязычным (и не только) евреям найти вторую половинку, получить важную для создания совместного очага информацию и даже полакомиться эксклюзивными пирожными. Почему в хасидских семьях после второй встречи устраивают помолвку, должен ли у будущих супругов быть одинаковый уровень соблюдения, и чего не надо говорить на первом свидании

Сара Фельдман
Фото: Илья Иткин

– При слове «шадхан» или «шадханит» представляется комната с бесконечными папками, блокнотами, картотеками. Вы, как я понимаю, предпочитаете современные технологии?

Я проработала несколько лет в России, ездила по программе EuroStars по разным городам, общалась с представителями разных общин. Несмотря на то, что коэффициент затраченных усилий огромен, шадхан может охватить лишь тысячную часть целевой аудитории. Поэтому я решила воспользоваться современными технологиями – наняла программиста, который разработал программу для пользователей Facebook. 

Парень или девушка отвечают на вопросы робота, заполняя анкету по-русски, на иврите или по-английски. Затем они должны предоставить документ, подтверждающий еврейство. Я и другие шадханы проверяем введенные данные, после чего создаем профиль пользователя. С человека взимаются 10 долларов за возможность каждый день получать предложения. Программа-робот ищет потенциальную вторую половину с учетом введенных параметров и критериев, включая уровень соблюдения. Если есть совпадение, программа предлагает конкретным пользователям обратиться к шадхану для проведения знакомства. У них самих нет доступа к страничкам друг друга, кроме фотографий.

– Какую роль в данном случае выполняет шадхан? Теоретически молодые люди могут и сами прекрасно договориться о встрече.

Шадханы, которые у нас работают и будут работать, – это люди, прошедшие подготовку, получившие какое-либо психологическое образование, люди, которые умеют слышать другого человека и обладают опытом. Они станут сопровождать потенциальную пару, им будут направлять телефоны раввинов и рекомендателей, чтобы задолго до первого свидания вся информация была проверена и учтена. Кроме того, в будущем мы планируем эксклюзивную услугу – наш сотрудник при необходимости свяжет пользователей программы с организацией «Шорашим», занимающейся подтверждением еврейства на уровне раввината.

Мы также занимаемся и другими аспектами, включая финансовый. Женитьба – вещь недешевая, и люди хотят оптимизировать расходы. Одновременно с этим в начале года я основала клуб JFamily для всех, кто заинтересован создать семью. Раз в полтора-два месяца мы встречаемся, проводим семинары-шаббатоны. Слава Б-гу, после этого создаются пары. Следующий шаббатон будет в Нетании, затем – в Одессе.

У нас даже есть потрясающий личный повар и кондитер Михаль Амирова. У девушек и парней мы заранее узнаем, какие сорта пирожных или супов они хотели бы заказать. Потому что нам важны теплота и уютная домашняя атмосфера, которую участники потом захотят воссоздать в своих семьях.

– Считается, что понять, кто перед тобой сидит на свидании, можно за пятнадцать минут. Цитатами из культовых книг и фильмов перебросились, над анекдотом посмеялись, вот и понятно, «свой» или «чужой». Вы эту точку зрения разделяете?

В программе наших шаббатонов есть так называемые короткие встречи, speed dating. Люди сидят друг напротив друга по 5-10 минут. Я учу людей правильно задавать вопросы и слышать то, что произносится в ответ. Пройдя такой круг, который длится часа два-полтора, многие ощущают потребность еще раз посетить шаббатон. Потому что, если ты правильно сформулировал и задал вопрос, человек напротив даст нужный ответ, проявив готовность к взаимодействию.

Кроме анкетирования и семинаров я планирую открыть академию шадханов. То есть готовить профессионалов своего дела, с интуицией и желанием делать добро. Они прослушают лекции раввинов, психологов и других специалистов.

– Вы работаете под эгидой какой-либо общинной организации?

Я абсолютно независима. Еще в 1988 году я была у Любавического Ребе, и он благословил меня на занятие шидухами. Я изучала психотерапию, получила специальное образование, пять лет готовилась к профессии. Семейный опыт у меня немалый – 9 детей, 15 внуков. Я родом из Москвы, в Израиле живу более 30 лет, разбираюсь в менталитете и культурных кодах.

– Кстати, о кодах. Это правда, что в Израиле религиозные девушки хотят в мужья, условно говоря, лучших учеников ешивы, а в России – топ-менеджеров и бизнесменов?

Это если говорить конкретно про Москву. Немалая часть девушек в России воспитаны так, что они видят мужчину как состоявшуюся во всех сферах личность, включая бизнес. Но есть и те, кто учатся в различных еврейских заведениях – им более важен духовный и религиозный уровень молодого человека. И чем дальше мы отъезжаем от Москвы, тем более девушкам важны именно человеческие качества и внутрисемейные отношения. 

– Базируясь на вашем многолетнем опыте, о чем не надо говорить на первом свидании?

Этому я посвящаю немало занятий. Если девушка придет и вывалит: «Меня в школе обижали, мальчики толкали, я бедная-несчастная», это затмит ее положительные качества. Надо знать, что говорить, когда и как.

– Сколько раз надо встретиться, чтобы принять окончательное решение? Есть две крайности – в определенных хасидских дворах после второго свидания устраивают помолвку. С другой стороны, в поколении наших родителей пары могли общаться годами, и даже абсолютно платонически. Есть ли золотая середина?

Дело в воспитании. У хасидов дети всю жизнь воспитывались и шли к этой минуте, они знают, что требуется от мужа и жены. Шидух инициируют родители, они к первому свиданию знают абсолютно всё про кандидатов. Осталось убедиться, что между потенциальными партнерами возникла химия. Для этого достаточно одного-двух свиданий.

В современном нерелигиозном мире совершенно другая ситуация: встречаются два человека, у них может случиться химия, но они будут совершенно не знать сидящего напротив человека. Когда страсть схлынет и чувства уйдут, окажется, что вторая половина – никакая не половина и ни по каким показателям им не подходит. Разумеется, это очень схематично, и во всех случаях бывают исключения. 

– Должен ли уровень обеих сторон быть одинаковым в плане соблюдения заповедей? Может ли девушка, которая делает первые шаги в иудаизме, счастливо выйти замуж за более религиозного парня, или наоборот?

Я наблюдала ситуации и в том, и в ином направлении. Есть железное правило: если девушка говорит, что парень соблюдает, мешать она ему не будет, но ей самой это неинтересно, я активно не советую продолжать отношения. Потому что от того, как себя будет вести женщина, зависит вся семья. Кашрут, законы семейной жизни – это базовые вещи. Если же девушка соблюдает, а парень находится на другом уровне, надо изучить ситуацию. Особенно если мы вспомним про рабби Акиву, который благодаря жене из невежественного пастуха стал выдающимся раввином.

Самое главное – не бояться и сделать первый шаг. К шадхану.

Сара Фельдман
Фото: Илья Иткин