Залман Заклас с 14 лет подрабатывал переписчиком священных текстов, собирался служить в Бразилии, но стал раввином Новосибирска. Как раввина заподозрили в организации погрома, ребецин родила в неоткрытом роддоме, а Любавический ребе дал знак, где играть свадьбу

Новосибирск Заклас
Супруга раввина Закласа, ребецин Мирьям, преподает в школе «Ор-Авнер». Ее воспитанники — от самых маленьких до старшеклассников. В школе учится 85 человек
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть — член КПРФ, но к раввину относится с уважением, несмотря на слова Маркса про опиум для народа. Локоть наградил р. Закласа медалью «На благо города Новосибирска»
Программа «Колель Тора» — 5 часов еженедельно раввин преподает различные религиозные дисциплины 15 ученикам
Полгода назад мэрия выделила еврейской общине перед школой «Ор-Авнер» 0,7 гектара земли для строительства Детского образовательного благотворительного центра «Лев». Его планируют закончить уже к концу 2020 года
Молодежная программа «ЕвроСтарс» реализовывается в Новосибирске уже 5 лет. Ее курирует Сендер Круглов, бывший профессиональный хоккеист, а сейчас — председатель новосибирской общины
Раввин Заклас уделяет большое внимание спорту. Все его дети умеют кататься на коньках. Зимой семья становится на лыжи, летом — баскетбол и футбол. В Общинном центре есть спортзал, где и сам раввин периодически забрасывает мячи
Сын раввина Мендель вот уже 2 года обучается игре на скрипке. Дочки играют на пианино. Раввин тоже не чужд музыке, он немного играет на саксофоне и гитаре
У раввина 7 детей. Трое — за пределами родительского гнезда. Одна дочь уже замужем, а две ее сестры учатся в Израиле
Дом, который прославил Новосибирск на весь Израиль. Новосибирская художница Марина Ягода изобразила израильскую религиозную израильтянку Ривку Лорд в образе Хранительницы Сибири
Новосибирский вокзал. Отсюда прибывали в город первые евреи
Каждые праздники раввин обязательно выступает по телевидению, на беглом русском языке рассказывая о еврейской философии и обычаях

Выпуск #3

Раввин Залман Заклас: «Более явного знака с небес трудно себе представить»

Когда смотришь на кипучую деятельность, развитую раввином Залманом Закласом за последние годы, трудно даже представить себе, что долгое время в Новосибирске не было своего раввина. Была синагога. Был Еврейский духовный центр, которым руководили два брата, по очереди приезжавшие из Германии. Был глава местной общины — Мендель Шитницкий. И — практически всё.

Главный раввин Новосибирска

Рав Заклас изначально не думал ни о Новосибирске конкретно, ни о Сибири в принципе, ни о России вообще. До приезда туда он успел побывать в Америке, Италии, Бразилии. Собственно говоря, о работе в Бразилии чета Закласов и подумывала после свадьбы — все стороны были очень друг другом довольны. Но одна встреча с главным раввином РФ Берлом Лазаром решила всё.

Они встретились в иерусалимском отеле «Рамада». Рав Лазар предложил на выбор пост раввина Новосибирска или Уфы, подчеркнув, что, с его точки зрения, Новосибирск предпочтительней. Рав Заклас вежливо отказался, на что р. Лазар предложил просто приехать посмотреть на место.

Закласов подкупило наличие прямого рейса: раз в две недели. Они привезли с собой чемоданы кошерной еды. Новоприбывшую пару встретили, показали городскую синагогу, познакомили с переводчицей. «Впечатление было не ахти. В синагоге не было туалета, а до гостиницы, в которой мы остановились, — двадцать минут ходьбы при температуре минус 30».

За две недели они насмотрелись Сибири и ждали обратного рейса в среду. В воскресенье был Пурим, пришло человек пятьдесят, было весело. А в понедельник р. Залман собрался сдать ключи р. Менделю Шитницкому, с которым они общались на идише. Открыл двери синагоги и… шок: «Всё переломано, разрушено. Свиток Торы на полу! Полный погром».

Глава общины, которому он тут же позвонил, вздохнул: «Это уже не первый раз». Следующий звонок был в Израильский центр, затем — в полицию, а после этого — раввину Лазару. «Он сказал, чтобы я срочно поехал за переводчицей и в течение часа вернулся на место преступления». Через час на месте были журналисты, прошла спонтанная пресс-конференция. «Вы — раввин Новосибирска?» — спросил какой-то корреспондент. Времени на размышления не было, и раввин Заклас ответил: «Да».

На фоне всей этой заварухи р. Берл Лазар попросил р. Залмана остаться как минимум еще на недельку. «А у нас же еды было только на две недели. Да и жена была беременна и плохо себя чувствовала». И они уехали.

Но не тут-то было. В Израиле их все встречали с поздравлениями: «Мы уже всё слышали. Главный раввин Новосибирска? В добрый час!» Позвонил даже дядя Залмана, известный канадский врач, — он тоже прочел о «назначении» в новостях.

В конечном итоге, посовещавшись, супруги Заклас поняли, что они, может быть, совсем не хотят жить и работать в Сибири, но Сибирь зовет их. «Более явного знака с небес трудно себе представить. Каковы шансы, что именно во время нашего пребывания там будет погром и что во всех СМИ представят меня как главного раввина Новосибирска?»

Этот вопрос волновал и местную полицию. Через полгода Закласа вызвали на допрос. Оказывается, раввина заподозрили… в организации погрома. Следователи не могли понять, как может быть, чтобы человек приехал на две недели и именно в это время произошли такие бурные события.

Пока суть да дело, родился их первый ребенок, а ехать в далекую Сибирь с малышкой на руках было немыслимо. Раввин Заклас решил на первых порах найти временное место для синагоги, а заодно и квартиру для себя, чтобы через несколько месяцев, когда малышка подрастет, уже было куда приехать.

Синагога

После злополучного погрома в городе не только появился раввин, но еще община получила бесплатную территорию, на которой была отстроена новая синагога. «Если бы построили в 2000 году, всё было бы тихо, спокойно. Деньги были». Но дело затянулось на десять лет. Были споры по поводу того, кому именно предназначалась выделенная территория. Газеты пестрили «новостями» о том, что раввин якобы собирается прибрать территорию к рукам, чтобы иметь возможность бросать из синагоги камни по шаббатам.

Судебные разбирательства тянулись годами. А деньги за это время обесценивались. Люди уже отчаялись. Но евреи Новосибирска реально удостоились чудес. Хотя, собственно говоря, и сегодня здание не закончено, четвертый этаж не достроен.

«Вначале само понятие «синагога» звучит пугающе. Но когда люди набираются смелости и приходят сюда, ты видишь, какие теплые чувства они испытывают к еврейству». Свиток Эстер, который верой и правдой служит новосибирской общине, был в свое время написан самим раввином города — он с 14 лет уже подрабатывал переписчиком священных текстов на каникулах. За свою жизнь он написал десять таких свитков.

Роддом. Травмпункт. Мезуза

Свою четвертую дочь Закласы подумывали родить в Новосибирске. При этом разница в уровне больниц и роддомов Израиля и Новосибирска не могла не настораживать. За неделю до предполагаемой даты родов домработница Закласов сообщила хозяйке, что через месяц в Новосибирске должен открыться новый роддом. Несколько телефонных звонков, и выясняется, что новый фешенебельный роддом должен вот-вот открыться, и стоит за всем этим проектом местный еврей. Жена раввина сказала, что хочет во что бы то ни стало быть первой роженицей. Директор расчувствовался и сообщил, что, если она готова на естественные роды (поскольку еще не было разрешения на эпидуральную анестезию), то ее желание — выполнимо. Через три дня мечта сбылась. Всё пустое здание с новейшим оборудованием и весь персонал был к услугам жены раввина. И на свет появилась Голда Заклас. Директор так проникся, что попросил раввина на прощание прибить мезузу на косяк здания нового роддома.

В роддоме дела шли лучше, чем в параллельно открытом тем же евреем медицинском учреждении — травмпункте. Пока в один прекрасный день раввина не попросили прибить мезузу и на двери травмпункта. И что вы думаете? Сработало!

Кошерный ресторан

На протяжении трех лет в Новосибирске действовал кошерный ресторан. Однако это не приносило желаемую выгоду, и ресторан закрылся. Но в городе уверены: кошерный ресторан, в котором могут поесть и гости, и местные жители, просто необходим.

Кроме того, есть евреи, которые всё еще побаиваются синагоги, а вот в ресторан они бы охотно пошли. Недаром праотец Авраам, первый еврей в истории, открыл постоялый двор: есть нужно всем, а общая еда сплачивает. «Еда и спорт — важнейшие составляющие еврейской жизни. Ведь на голодный желудок трудно молиться, а слабому-больному — как учиться?»

Дети раввина

Все дети раввина — непосредственные участники еврейской жизни в Новосибирске. Они преподают иврит и устраивают субботние встречи. Видеть, как еврейский мальчик с трех лет посещает синагогу, носит кипу и просто растет в общине, — это очень много значит. К молитвам его папы прихожане синагоги за двадцать лет уже привыкли, а вот когда сын выступает с проповедью или ведет молитву — это уже что-то новенькое.

Хасидская свадьба в Новосибирске

Старшая дочь раввина, Хася, та самая, которая приехала в Новосибирск в четырехмесячном возрасте, всегда мечтала сыграть свою свадьбу здесь. «В Израиле проводятся тысячи еврейских свадеб, а я хочу нечто особенное!»

Когда дело дошло до помолвки, родители жениха сказали: «Свадьбу в Новосибирске? Мы не против».

На исходе субботы Закласы смотрели видеосюжет о встречах Любавического ребе с разными интересными личностями. На экране появился Исраэль Зингер, в прошлом — секретарь Еврейского конгресса. В 1974 году он сопровождал Джеральда Форда во Владивосток, на встречу с Леонидом Брежневым. Любавический ребе попросил Зингера навестить могилу своего отца в Алма-Ате и сфотографировать ее, а также посетить как можно больше еврейских общин в Сибири. По возвращении Ребе спросил: «Ну, что происходит в Новосибирске?» Для родителей невесты это стало очередным знаком с небес: где именно следует устроить свадьбу.

И свадьба в самом деле была потрясающей. 500 гостей, 108 человек приехали из Израиля, 84 осталось на шаббат. Первым приглашенным на свадьбу был главный раввин РФ Берл Лазар. Поздравить раввина пришел даже главный муфтий Новосибирска. А дочь — в замужестве Гринберг — мечтает пойти по стопам родителей и отправиться с мужем в какую-нибудь еврейскую общину.

Еще одна свадьба

Сказано в трактате «Авот», что доброе дело тянет за собой другое доброе дело. Среди приглашенных на свадьбу дочери Закласов была семья новосибирских стоматологов. 32ю годовщину супружества они планировали отметить в Лас-Вегасе 31 октября. А свадьба дочки раввина была назначена на 30е.

По такому случаю дантисты сдали заранее купленные билеты, о чём не преминули сообщить жене раввина. А еще через неделю они сообщили о своем желании… поставить хупу. Муж спросил жену, что ей подарить на свадьбу, а та, не зная, что ему ответить, поскольку, по ее собственным словам, имела всё, что хотела, неожиданно сказала: «Давай поженимся по-еврейски!».

31 октября они отметили годовщину супружества не поездкой в Лас-Вегас, а своей еврейской свадьбой — хупой. И все оставшиеся на шаббат гости из Израиля пришли поздравить «молодоженов».

Перспективы

Работы еще полно. Не хватает кадров. Все еврейские семьи, которые соблюдают традиции, со временем репатриировались в Израиль. Поэтому построить в Новосибирске полноценную религиозную еврейскую общину сложно. «Мы, конечно, хотели бы построить здесь свою общину, но не любой ценой. И если еврею лучше соблюдать заповеди в Израиле или даже в Москве, то мы за него только рады», — улыбается р. Залман.

Автор: Илья Йосеф
Фотограф: Илья Иткин