31-я Конференция европейских раввинов состоялась в городе, который по праву называют бельгийским Иерусалимом. Когда-то в Антверпене евреи скрывались от преследований. Они живут там уже более 700 лет, изучают Тору, занимаются бизнесом, развивают общину. Среди жителей бельгийского Иерусалима есть и выходцы из бывшего СССР – наш фоторепортаж целиком и полностью посвящен семье Дашевских

Дашевские жили в Берлине, там Йонатан три года учился в лаудеровской ешиве, до самой свадьбы. В Антверпен семья переехала, чтобы дать детям хорошее образование. В Берлине у Йонатана остался магазин KosherLife. Крупнейшие европейские поставщики кошерных продуктов находятся в Англии, Франции и Бельгии, с ними Йонатан и работает. Загружает доверху микроавтобус еврейской пищей – и на Берлин, а потом обратно. В столице Германии спрос на кошерную еду растет. Особой популярностью пользуются хумус, бамба, бисли, анисовая водка арак и огурцы.
Дашевскому нужно объехать несколько продуктовых складов, чтобы заполнить свой кошерный микроавтобус
Кажется, что эти радушные служащие компании Paskesz просят Йонатана передать шоколад своим детям. Но это не так. Все знают, что упрашивать его бесполезно: он принципиально не привозит домой с работы сладости. У Дашевских ценятся не подарки, а общение.
Йонатан молится в колеле «Ор Шрага». В городе две ортодоксальные общины «Махзикей Дас» и «Шомрей Дас». На праздники обе общины собираются вместе. Несколько раз в году в Антверпене проходят русскоязычные семинары. Приезжали Фрима Гурфинкель, Хава Куперман, раввины Ашер Кушнир и Бенцион Зильбер.
Несколько раз в году в Антверпене проходят русскоязычные семинары. Приезжали Фрима Гурфинкель, Хава Куперман, раввины Ашер Кушнир и Бенцион Зильбер. Дашевский один из организаторов этих семинаров
Яэль Дашевская, в девичестве Риц, работает в религиозной фирме, которая строит, перестраивает, продает и сдает в аренду квартиры. Начинали два года назад втроем, сейчас в компании трудится 30 человек, много русскоязычных. Раньше Яэль вместе с сестрой преподавала хоровое пение в школе «Шомрей Дас» и даже записала два диска. Недавно у них прошла серия концертов для женщин. Сестры рассказывали о своем пути к религии и исполняли еврейские песни.
Велосипед – не роскошь, а средство передвижения, которое необходимо охранять. Поэтому механические велики местные жители предпочитают электрическим. Они легче, дешевле, полезнее для здоровья. Если украдут – не так жалко. Зато Антверпен – одно из немногих мест в мире, где ультраортодоксальным женщинам разрешено крутить педали. Спасибо раввину Хаиму Крайзверту, он издал соответствующее постановление.
Дети считают дни до приезда папы с работы в Берлине. Он трудится с понедельника по четверг (раз в две недели), а они считают (читают и говорят) на идише, по-русски, по-фламандски. Старший начал учить французский и готов приступить к английскому. В Антверпене разговаривают минимум на пяти языках. В городе проживает одиннадцать русскоязычных религиозных семей. Дети Дашевских учатся в религиозной школе талмуд-Тора. Обедать ребята приходят домой. Если родители на работе, за питание отвечает старший. Когда папа не в Берлине, обязательны общие трапезы. Йонатан очень вкусно готовит.
Дашевский-старший обязательно провожает детей в религиозную школу
Отдых за пределами дома, по убеждению Дашевских, невозможен без вкусной еды. Супруги любят зайти в ресторан «Артишок», который содержит их знакомый. Здесь властвует средиземноморская кухня с грузинско-русским акцентом: хинкали, пельмени и стейки. С этим уголком Антверпена в глазах Дашевских может соперничать только Ницца, где семья и отдыхает последние четыре года. Там тоже неплохо кормят, синагоги на каждом шагу – всё что нужно для еврейской жизни и отдыха.
Русскоязычный шеф-повар ресторана «Артишок» любит поболтать с Дашевскими
Исторически еврейская жизнь Антверпена была сосредоточена вокруг алмазной биржи. Там же расположилась старая синагога. Но постепенно инициативу в бизнесе перехватили индусы. Заработки стали не те, и евреи ушли в частное предпринимательство в самых разных сферах. Местный фольклор пополнился шуткой: «Можно ли коэну заходить на алмазную биржу? Нет, потому что она мертва».

Еврейский Антверпен

Фотографии современного Антверпена хочется перекрасить в сепию – трамваи-долгожители позвякивают на поворотах, на узких улицах стоят памятники Рубенсу и Ван Дейку, а вокруг звучит идиш. Однако происходящее во втором по величине городе Бельгии давно уже не похоже на идиллию а-ля довоенная Европа. На вопрос, где находится синагога, местный еврей грустно улыбается: «Вывесок вы не найдете. Идите туда, где есть камеры слежения, пуленепробиваемое стекло и охрана».
Евреям есть чего и кого опасаться – в столичном районе Моленбек живут радикальные исламисты. Моленбек часто называют фабрикой джихада, ведь именно там были спланированы парижские и брюссельские теракты. Да и власти Бельгии первыми в Европе запретили кошерный забой скота. Это произошло под влиянием защитников прав животных: те поначалу ужаснулись многочисленным баранам, заполонившим бельгийские города в мусульманский праздник Ид-аль-Фитр, а затем, в лучших традициях равноправия, протолкнули запрет на забой скота в рамках любой религии.
Разумеется, евреи Антверпена не превратились в вегетарианцев. Однако ассортимент местных кошерных лавок заметно поредел и подорожал. Мясо приходится импортировать, покупатели заранее делают заказы. Даже мода на «органическую пищу» не спасла религиозных евреев: Европейский суд постановил, что курицы, зарезанные кошерно, органическими не являются, несмотря на то, что они были выращены в тех же условиях, что и соседки, гуманно убитые электрическим током.
Представители религиозной общины опасаются, что запретом на шхиту дело не кончится. Следующим этапом борьбы за права животных может стать запрет на импорт кошерного мяса, а затем – запрет на обрезание.
Материальное положение евреев Антверпена тоже претерпело изменения. Раньше городская алмазная биржа считалась основным источником их заработка. Даже неевреи сопровождали заключение сделок восклицанием «мазаль увраха» (иврит: «счастья и благословения»). Но со временем евреев вытеснили напористые индийцы. Молодые представители еврейской общины переключились на недвижимость и сферу страхования.
Что произойдет с бельгийским Иерусалимом в ближайшие десятилетия, сказать трудно. Старожилы рассказывают, что после окончания Второй мировой многие евреи селились возле городского вокзала: если что-то произойдет, можно будет вовремя убежать. Радикальный ислам с одной стороны и антирелигиозный диктат с другой могут сделать Антверпен «юденфрай».

Автор: Илья Йосеф
Фотограф: Илья Иткин