Забить нельзя помиловать

Польша снова оказалась на грани запрета кошерного забоя скота. За последние несколько лет аналогичные законы были приняты в других европейских странах. Забота о животных или очередной виток ксенофобии?

Если Европейский суд примет решение, что запрет на убой скота в соответствии с еврейскими или исламскими традициями противоречит религиозным правам и свободам, то это предотвратит введение аналогичных запретов в странах ЕС.

От цирка до тарелки

18 сентября подавляющим большинством голосов Сейм — нижняя палата польского парламента — принял закон о защите животных, одним из основных пунктов которого является запрет на экспорт мяса скота, убитого без предварительного оглушения. За данный законопроект проголосовали 375 из 460 депутатов. Фактически речь идет о запрете кошерного и халяльного мяса. Этот закон был принят несмотря на то, что за день до голосования профильный комитет убрал из него пункт об экспорте мяса. Инициатором законопроекта выступила правящая партия Польши «Право и справедливость», которая внесла его на рассмотрение 8 сентября 2020 года. Принятый закон также включает запрет на разведение пушных зверей и на использование животных в цирке, а также ужесточение наказания за жестокое обращение с ними.

Отмечается, что закон будет принят только в случае, если он пройдет голосование в Сенате. При таком сценарии вступление закона в силу займет не меньше года, и в этот период производители мяса смогут продавать свою продукцию за рубеж. Наряду с этим правительство четко определит, кто именно имеет право проводить забой скота по своим обычаям для нужд общины. Закон также гарантирует выплату компенсации пострадавшим фермерам.

В Польше уже неоднократно предпринимались попытки запретить шхиту (забой скота и птицы в соответствии с требованиями иудаизма). В 2004 году в стране был принят закон о запрете забоя скота без предварительного оглушения, однако сделали исключение для религиозных групп, чьи традиции запрещают такую практику. В 2013 году данное исключение было отменено, однако в 2014 году Верховный суд Республики Польша отменил это решение, постановив, что запрет на забой в соответствии с религиозными канонами нарушает конституционные права граждан страны. В 2018 году в парламент страны был внесен подобный законопроект, однако его так и не вынесли на голосование. Почему же сейчас речь идет не о запрете забоя скота, а об экспорте кошерного и халяльного мяса? Во-первых, решением Верховного суда был наложен запрет на принятие подобных законов, так как они ограничивают конституционные права граждан. Такой же позиции придерживается руководство Европейского союза. Во-вторых, запрет на экспорт, по сути, уничтожит производство кошерного мяса в стране, так как его большая часть уходит в Израиль и страны Западной Европы. Таким образом, истинная цель законопроекта будет достигнута.

Новые стандарты гуманности

В еврейской общине Польши законопроект вызвал серьезное беспокойство. Сегодня в республике проживают около 20 тысяч евреев и примерно столько же мусульман. Раввин Шалом Бер Стамблер, представитель движения ХАБАД в Польше, так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Шхита очень важна для нас. Мы обеспокоены, но надеемся, что ситуация изменится к лучшему. Конечно, мы принимаем усилия по различным каналам, также в сотрудничестве с исламской общиной и сельхозпроизводителями, которые могут потерять очень много денег и рабочих мест. Закон, о котором идет речь, разрешает забивать скот по еврейским традициям для нужд общины Польши. Проблема в том, что в Польше нет столько евреев, чтобы купить всё производимое кошерное мясо, тем более если это мясо сильно подорожает. Единственный способ поддерживать приемлемую цену кошерной продукции на польском рынке — производить мясо в крупных масштабах и отправлять его большую часть на экспорт. Важно, что кошерное мясо из Польши отправляется в Израиль, Европу, и это один из видов международного сотрудничества. На днях в Варшаве около 40 тысяч фермеров участвовали в демонстрации против нового законопроекта. Следует помнить, что на кошерный рынок идет не самая популярная мясная продукция (передняя часть туши. — Прим. автора), и мы — очень ответственный потребитель, ведь во время эпидемии больше всего скота забивалось именно для кошерного рынка. Польский рынок сельхозпродукции, который так же сильно пострадал, как и другие экономики мира, должен ценить это».

Несмотря на прогнозы скептиков, рынок кошерной продукции в России растет. Увеличивается число предприятий, желающих производить кошерную продукцию, этот сегмент продуктов питания всё шире предстает на полках магазинов крупных торговых сетей.

По мнению раввина, нововведения связаны с ошибочным представлением молодого поколения о принципах гуманности и сострадания: «Почему же это происходит? Мне кажется, дело в том, что наш мир потихонечку сходит с ума по поводу так называемых новых стандартов гуманности. И правительства всех стран мира стараются продемонстрировать свой высокий уровень толерантности. Я думаю, руководство страны хочет показать молодежи, что оно идет в ногу со временем, что оно с молодыми. Но дело в том, что нет никаких доказательств, что шхита является самым зверским способом умерщвления животных. Даже известные польские ветеринары подтвердили, что шхита является самым безболезненным способом убийства скота. Мне кажется, тут дело только в политике, в желании продемонстрировать, что польские власти становятся более толерантными. Однако я не думаю, что польские власти, если пойдут по пути запретов, запретят проводить обрезание. Надеюсь, этого никогда не произойдет и шхита также будет разрешена в полном объеме.

Что же касается еврейской жизни Польши в целом, то с тех пор, как я приехал в Польшу в 2005 году, община развивается, молодежь всё более открыто демонстрирует свою принадлежность к еврейскому народу. Учитывая, сколько еврейских туристов ежегодно приезжают в Польшу, евреи остаются широко представленными в польском обществе. Я считаю, что польское правительство поддерживает еврейскую жизнь в стране, еврейскую культуру. Недавно оно инициировало проект создания музея Варшавского гетто, который скоро начнет строиться, и оно инвестирует во многие еврейские программы. Я не думаю, что правительство настроено против евреев. То, что происходит, — это лишь способ заработать политические очки среди молодежи, которая имеет свое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо».

Главный раввин Польши Михаэль Шудрих в одном из интервью также выразил осторожный оптимизм, что данный закон в существующей редакции в итоге не будет принят. Он отметил, что еврейская община работает в кооперации с мусульманскими организациями с целью не допустить запрета экспорта кошерного и халяльного мяса.

Польское мясо, израильский кошелек

Новости о принятии Сеймом законопроекта были тревожно восприняты в Израиле. Учитывая, что свежее мясо составляет 80 % рынка мясной продукции, а Израиль находится на четвертом месте в мире по потреблению говядины на душу населения, последние шаги польского парламента сильно ударят по этому сегменту торговли и по потребительским привычкам израильтян. По мнению ряда руководителей торговых сетей, прекращение поставок может привести к подорожанию свежего мяса на 50 %. Практически сразу после принятия закона 21 сентября в израильском Министерстве сельского хозяйства было проведено совещание по этому поводу. Руководство ведомства выразило опасение, что примеру Польши могут последовать и другие страны Европы, и это приведет к сокращению поставок свежего мяса из стран Евросоюза. В попытке повлиять на решение польских властей министерство направило обращения послу Польши и главе польского аграрного ведомства. Отмечается, что ввоз свежего мяса из Польши, начавшийся в 2015 году, позволил на 15 % снизить цены на этот вид продукции. Более того, производители из Польши, как и из других стран ЕС, предпочтительнее поставщиков из Северной и Южной Америки в силу географической близости и соглашений о свободной торговле.

Как же устроен израильский рынок производства мяса? 60 % всего потребляемого в стране мяса ввозится, еще четверть приходится на ввоз бычков, и только 15 % составляет мясо, полученное от полностью выращенного в Израиле скота. Что касается структуры импорта, то в среднем по 45 % приходится на поставки из Польши и Аргентины, остальные 10 % поставляются из Франции, США, Бразилии и Парагвая. Представители израильских торговых компаний также отмечают более высокое качество польского мяса по сравнению с продукцией из Латинской Америки. Хотя Израилю удалось начать поставки кошерного мяса из других стран Европы, пропажа с прилавков польского мяса сильно ударит по кошельку израильского потребителя и на некоторое время изменит его потребительские привычки.

Снисходительность к чуме

Тревогу бьют и в самой Польше. 8 сентября несколько ассоциаций сельхозпроизводителей выпустили совместное заявление, в котором говорится, что каждое пятое животное забивается в Польше по еврейским или мусульманским канонам, а мясо птицы, забитой в соответствии с этими нормами, составляет до 40 % в общем экспорте данного вида сельхозпродукции. По мнению фермеров, принятие закона о запрете экспорта мяса птицы, забитой по нормам иудаизма или ислама, уничтожит польское птицеводство. Негодование польских фермеров также вызывает отсутствие у правительства рвения, с каким оно борется с кашрутом, в борьбе с чумой, которая уже второй год наносит ущерб национальному свиноводству.

В ассоциации производителей говядины подчеркнули, что запрет на забой скота в соответствии с религиозными нормами не только не улучшит судьбу животных, но ухудшит их положение, ведь их придется перевозить для забоя в другие страны ЕС. Подобный прецедент в истории страны уже был: в короткий период с 2013 по 2014 год, когда действовал запрет на так называемый ритуальный убой, животных вывозили в Чешскую Республику, чтобы там забить и ввезти в Польшу мясо. По мнению противников этой инициативы, такие путешествия не облегчили жизнь животных.

С точки зрения экономики данный запрет также не вызовет бурного роста сельского хозяйства. По данным польских экономистов, только экспорт в Израиль составляет 90 млн евро, а запрет на экспорт кошерного мяса приведет к потерям в сумме 340 млрд евро. По прогнозам, в 2020 году экспорт мяса, забитого по религиозным обычаям, составит 550 млн евро. Министр сельского хозяйства Польши Ян Кшиштоф Ардановски заявил, что новый законопроект нанесет сильный удар по сельскому хозяйству, страдающему от последствий эпидемии коронавируса.

Улучшить имидж реакционеров

Некоторые СМИ утверждают, что инициатором и главным сторонником законопроекта о защите прав животных является лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский — один из самых влиятельных людей в Польше, известный своей твердой позицией о необходимости улучшить отношения к «братьям меньшим». В одном из своих выступ-
лений он отметил, что запрет касается только экспорта кошерного и халяльного мяса, при этом подчеркнув, что никак не будут ограничены права еврейской и мусульманской общин забивать скот и птицу в соответствии со своими традициями. По мнению господина Качиньского, «все хорошие люди должны поддержать закон». Он даже инициировал от имени партии кампанию в защиту животных, что другими депутатами было воспринято неоднозначно. Однако политик, как считают его оппоненты, не принял во внимание ориентированный на экспорт характер этого рынка и те убытки, которые понесут сельхозпроизводители.

Польским властям важно продемонстрировать демократический характер государства и его приверженность общеевропейским ценностям на фоне обвинений со стороны Брюсселя в подрыве основ польской демократии. Закон о запрете жестокого обращения с животными будет приветствоваться руководством Европейского союза. Более того, аналогичные запреты приняты в некоторых странах — лидерах ЕС. Свою роль также играет растущее участие польской молодежи в политике и желание правящей партии увеличить электорат. Отмечается, что молодежь считает партию «Право и справедливость» реакционной, так как та выступает против легализации однополых браков и других «новых ценностей». Закон о защите прав животных должен улучшить имидж партии в глазах либерально настроенной части польского общества.

Отмечается, что новый законопроект угрожает существованию коалиции. Советник премьер-министра Михал Дворчик заявил: «Обсуждение законопроекта привело к тому, что встал вопрос о целостности правящей партии. Правительство, опирающееся на меньшинство в парламенте, не сможет просуществовать до окончания срока, и потребуются новые выборы». Более того, этот законопроект может отторгнуть от партии ее сторонников, придерживающихся традиционалистских взглядов. Уже до этого законопроекта в партии наметились признаки фрагментации, а в польском правительстве начались активные перестановки, прерванные обсуждением законопроекта о защите животных. В то же время все польские партии правого толка опасаются, что в случае новых выборов к власти придут левые силы, поэтому они воздерживаются от выхода из правящей коалиции.

Бельгийский прецедент

Польша — не единственная страна Европы, где в последнее время вводились ограничения против религиозных прав и свобод. В 2017 году власти регионов Валлония и Фландрия в Бельгии ввели запрет с сентября 2019 года на убой скота без предварительного оглушения, таким образом, шхита стала запрещенной на всей территории страны. При этом на федеральном уровне не существует запрета на забой скота в соответствии с религиозными традициями. Авторы закона утверждали, что этот закон не ограничивает права религиозных общин, а лишь запрещает убивать животное без предварительного оглушения. Бельгийские зоозащитники утверждали, что, каким бы острым ни было лезвие, животное всё равно пострадает. Еврейские и мусульманские организации резко осудили данный законопроект.

Запретительная хроника

В 1893 году Швейцария стала первой страной, запретившей убивать скот без предварительного оглушения, однако для религиозных общин было сделано исключение. В 1929 году ее примеру (уже без исключений) последовала Норвегия, в 1937 году — Швеция. Заботой о животных занималось и нацистское правительство в Германии, запретившее шхиту в 1933 году. В послевоенное время волна запретов стихла, однако сейчас в Европе происходит переосмысление ценностей, в результате чего в ряде стран под угрозой оказались две, по мнению европейцев, жестокие заповеди иудаизма: обрезание и шхита. Хотя Европейский суд ставит религиозную свободу выше новых принципов гуманного обращения, власти ряда стран отказываются придерживаться хартии Европейского союза по правам человека, которая гарантирует право каждого исповедовать любую религию и соблюдать все ее законы.

Октябрь 2012 года, Словения. Парламент страны принял закон о полном запрете убоя скота без предварительного оглушения. В 2018 году Конституционный суд страны отклонил иск мусульманской общины страны, отметив, что «защита животных от пыток помогает отстаивать важные моральные принципы».

Январь 2013 года, Исландия. Запрет на убой скота без предварительного оглушения.

Октябрь 2013 года, Норвегия. Детские омбудсмены Норвегии, Швеции, Дании, Исландии и Финляндии опубликовали совместное заявление с призывом запретить проводить обрезание без медицинских оснований детям, не достигшим совершеннолетия. Большинство скандинавских стран отказались принимать закон о запрете обрезания, ограничившись публикацией рекомендаций о проведении обрезания в поликлиниках, предупреждением об ответственности за обрезание вне медицинских учреждений и исключением процедуры обрезания из списка оплачиваемых государством процедур.

Февраль 2014 года, Дания. Запрет на забой скота в соответствии с религиозными традициями. Министр сельского хозяйства Дании Дан Йоргенсен заявил, что «права животных важнее религии».

Май 2017 года, Норвегия. Популистская правая «Партия прогресса» подготовила законопроект о запрете мужского обрезания до 16 лет. Законопроект не был вынесен на голосование в парламенте. После гибели ребенка во время процедуры в 2012 году различные норвежские политические партии регулярно выступают с инициативой запрета мужского обрезания до достижения совершеннолетия.

Сентябрь 2017 года, Бельгия. Комитет по биоэтике федерального правительства опубликовал свое решение о запрете проведения обрезания мальчикам, не достигшим совершеннолетия, без медицинских оснований. Решение не носит обязательного характера, но может быть использовано врачами в качестве основы для отказа в проведении процедуры обрезания.

Февраль 2018 года, Исландия. «Прогрессивная партия» внесла в альтинг (исландский парламент) закон о запрещении проведения обрезания мальчикам, не достигшим возраста согласия. По мнению представителей партии, раз в 2005 году был закреплен запрет на проведение обрезания девочкам, то аналогичный закон должен применяться для детей мужского пола. Инициаторы законопроекта апеллировали к Конвенции ООН о правах ребенка. 29 апреля 2018 года законопроект был отправлен на доработку, однако не снят с обсуждения.

Сентябрь 2020 года, Дания. Один из депутатов датского парламента внес законопроект о запрете проведения обрезания без медицинских показаний лицам, не достигшим 18 лет. По мнению инициатора закона, «обрезание мальчиков не должно быть законно только потому, что этого требует древний религиозный культ». Премьер-министр Дании Метте Фредериксен резко осудила инициативу запретить обрезание, отметив, что принятие этого закона нарушит обещание, данное датским правительством евреям после Второй мировой войны, что евреи будут частью Дании. В то же время, по данным соцопросов, больше половины датчан поддерживают данный законопроект.

В 2017 году Координационный совет еврейских общин Бельгии подал в Конституционный суд Бельгии иск против принятого во Фландрии закона, а тот, в свою очередь, запросил мнение Европейского суда. В июле 2020 года в высшей судебной инстанции ЕС начались слушания по данному делу. Стоит отметить, что нормы Евросоюза запрещают забой скота без предварительного оглушения, но делают исключение для религиозных общин. В то же время у стран есть возможность принимать те или иные законы, улучшающие положение животных. Эксперты отмечают, что чаще всего решения Европейского суда служат своего рода прецедентом, оглядываясь на который страны-члены принимают решения. Ожидается, что в ближайшие месяцы судебная инстанция вынесет свое решение. Однако в начале сентября юридический советник суда (генеральный адвокат) Джерард Хоган представил свое мнение судьям. В частности, в документе отмечается, что принятые в ЕС правила четко регламентируют права животных, которые являются «разумными существами». В то же время там подчеркивается необходимость отступить от этого правила в том случае, когда речь идет о необходимости забивать скот в соответствии с религиозными правилами: «Необходимо гарантировать право лиц, исповедующих определенную религию, на соблюдение важнейших религиозных традиций и потребление мяса животных, убитых в соответствии с предписаниями религии». В заключении документа говорится, что «в основе европейского законодательства лежит гарантия свободы вероисповедания и право молиться, учиться, проводить обряды и соблюдать законы своей религии, как то прописано в хартии Европейского союза по правам человека, несмотря на возможность избежать страдания для животного, которое причиняется ему в ходе ритуального заклания без предварительного оглушения». Таким образом, советник Европейского суда встал на сторону еврейской и мусульманской общин. В большинстве случаев высшая судебная инстанция в Евросоюзе придерживается мнения советника. Если суд поступит аналогичным образом в этот раз, он передаст свое мнение Конституционному суду Бельгии, который, скорее всего, признает запрет на шхиту незаконным.

Если Европейский суд примет решение, что запрет на убой скота в соответствии с еврейскими или исламскими традициями противоречит религиозным правам и свободам, то это предотвратит введение аналогичных запретов в странах ЕС. Более того, еще в мае 2017 года первый заместитель председателя Европейской комиссии Франс Тиммерманс заявил, что он не видит проблем в забое скота в соответствии с религиозными традициями, если это делают «специально обученные люди». Особую роль чиновник отвел науке: «Что же касается самих животных, то пусть факты говорят сами за себя. Пусть наука определит, страдает ли животное при таком забое». Сегодня также встает вопрос, как это решение повлияет на законодательство Дании, Швеции, Словении и некоторых регионов Финляндии, которые запретили забой без предварительного оглушения.

Российский рынок самодостаточен

В России негативно оценивают последние действия правительств Польши и Бельгии, направленные на ограничение или запрет забоя скота в соответствии с еврейскими традициями. По мнению раввина синагоги на Большой Бронной Ицхака Когана, запрет на шхиту связан с изменением системы ценностей в некоторых странах Европы. «Подобные запреты на шхиту вводят те, для кого душа животного дороже души человека. Это во многом всё объясняет. Ведь по еврейскому закону в крови содержится душа, ее запрещено употреблять в пищу. Именно для этого существует шхита, которая позволяет удалить кровь самым безболезненным для животного образом. Жаль, что в так называемых цивилизованных странах не понимают этого акцента».

Раввин Ицхак Коган отметил, что в современной России евреи никогда не испытывали проблем с забоем скота по еврейским традициям. «За всё время я ни разу не сталкивался с попытками ограничить шхиту и ни разу не слышал о том, чтобы кто-то другой с этим столкнулся».

Несмотря на прогнозы скептиков, рынок кошерной продукции в России растет. Увеличивается число предприятий, желающих производить кошерную продукцию, этот сегмент продуктов питания всё шире предстает на полках магазинов крупных торговых сетей. Не являются исключением молочные и мясные продукты питания, которые, как известно, требуют особого подхода при изготовлении и хранении. По мнению раввина, российский рынок кошерной мясной продукции сегодня переживает бурный рост: «В России есть несколько предприятий, на которых мы работаем, изготовляем кошерную продукцию. Их не одно и не два. Они находятся в Москве, Краснодаре, под Ростовом, в Коломне. Многие производители мяса хотят расширить сбыт и выйти на кошерный рынок».

Не секрет, что на российском рынке кошерного мяса существуют определенные проблемы. «Это правда, что далеко не весь скот подходит для забоя и дальнейшей реализации его мяса на кошерном рынке. Но это зависит от региона. Южные регионы дают на выходе куда больше кошерного скота, чем средняя полоса, Поволжье. На самом деле всё зависит от того, насколько хорошо ухаживают за животным. Это самый важный фактор. Просто на юге разводят те породы, за которыми нужно меньше ухода, это калмыцкая порода особенно». При этом раввин отметил, что российский рынок кошерного мяса самодостаточен. «Как я знаю, раньше в Марьину Рощу поставлялось незначительное количество мяса из Уругвая. Я тоже раньше ездил в Польшу, мы там заготавливали мясо».

Раввин Ицхак Коган с оптимизмом смотрит на развитие рынка кошерного мяса в России. Выход российских производителей данного вида продукции на мировой рынок, в том числе израильский, он называет своей «осуществимой мечтой».