Мария Кунинева: «Если мы не сделаем этого сейчас, можем не успеть»

В рамках проекта «Память. Помощь. Поколения» осуществляется сбор информации о евреях — жертвах холокоста и погибших во второй мировой войне. Его координатор управляет армией волонтеров, восстанавливает семейные связи и взаимодействует с такими всемирно известными структурами как музей «Яд ва-шем»

Антонина Фролова
Фото: Илья Иткин

— С чего начинался ваш проект?

Началось все четыре года назад, когда я решила организовать в Москве сбор информации о жертвах холокоста и евреях, погибших в рядах Красной армии во время Второй мировой войны. Очень важно объединить сейчас силы всех тех, кто готов помочь в сохранении памяти, ведь люди, которые хранят эту уникальную информацию, уже в очень преклонном возрасте, многим за 90, и важно опросить как можно больше свидетелей, пока мы еще можем это успеть.

Наша основная деятельность — это сбор информации о погибших во время Второй мировой войны евреях и передача данных в мемориальный комплекс музея Яд-Вашем в Иерусалиме. В этой работе нам очень помогает «Проект имен Яд-Вашем» и лично Ольга Литвак. Она неоднократно приезжала в Москву и Брянск на встречи с волонтерами и помогла разработать специальную инструкцию, благодаря которой каждый волонтер умеет профессионально и корректно общаться с пожилыми людьми на тему Шоа.

Сначала я собирала информацию как волонтер, сделала более 200 звонков. И многие из тех, кому я звонила, просили о помощи в делах, с которыми пожилые люди не всегда могут справиться сами. Так мы стали выполнять небольшие поручения, например, установить «Скайп» и научить пользоваться этой программой.

— Как технически происходит сбор информации?

Наш проект работает при поддержке благотворительного фонда «Джойнт»: мы получаем как финансовую, так и профессиональную помощь. Благодаря совместной работе с фондом мы имеем возможность связываться с пожилыми людьми — клиентами московских благотворительных центров (хеседов). Мы обзваниваем клиентов хеседов и уточняем, есть ли у них в семье погибшие в холокосте, а также хотят ли они передать свои архивы, рукописные воспоминания или фотографии времен Второй мировой войны. С теми, кто хочет, встречаемся лично. Кто-то узнает о проекте от знакомых, родственников, из СМИ и звонит нам сам. В Москве наш проект довольно известен, но мы работаем не только в столице, но и в Брянске, Уфе, Севастополе, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде и других городах. В Брянске было очень много жертв Катастрофы, но, к счастью, в городе нашлись волонтеры, готовые поддержать сбор информации для Яд-Вашем. Информацию от еврейских семей из других городов собирают местные волонтеры, или же мы общаемся по интернету и телефону. Мы призываем всех, у кого есть родственники, соседи или знакомые, ставшие жертвами Катастрофы, обращаться к нам, чтобы передать информацию о них в Яд-Вашем, вне зависимости от города или страны, где вы живете сейчас. С нами можно связаться по телефону: +7 (925) 531-80-04 или написать по почте: 9255318004@mail.ru, а также найти странички проекта в социальных сетях.

Как вы набираете волонтеров? Достаточно ли велика ваша команда и как она формируется?

В самом начале проекта нам помогали молодые люди из «Гилель». По мере развития и роста проекта расширился и круг волонтеров. Каждый год служба координации волонтеров «Маагаль» проводит образовательный семинар для участников проекта. Сейчас в «Память. Помощь. Поколения» постоянно задействованы 15 волонтеров — от 17 до 80 лет. Этого, конечно, мало. И в будущем мы надеемся привлекать для помощи больше людей старшего поколения. Мы всегда рады новым людям!

Конечно, важно понимать, что работа по сбору имен непростая. Приходится говорить с людьми о близких, которых они потеряли, а это всегда очень эмоционально. К такому разговору нужно быть готовым — для этого мы специально разработали схему работы для новых волонтеров проекта. Важно помнить, что у этого грустного разговора есть светлая сторона. Ведь после записи рассказа и отправки его в Израиль человек получает из Яд-Вашем письмо о том, что данные о его родственнике получены и будут храниться там. После этого человек, воспоминания о котором волонтеры помогли восстановить, навсегда останется в истории и никогда уже не будет забыт. Одна опрошенная нами девушка после получения такой открытки сказала, что сделала, возможно, самое главное дело в жизни.

Были истории, которые вас особенно удивили?

Однажды я побеседовала с человеком, заполнила анкету, а позже проверила, внесен ли его родственник, о котором мы говорили, в базу Яд-Вашем. Оказалось, что он там уже есть, информация поступила от неких жителей Израиля. Я связалась с российским информатором, и он с удивлением узнал в израильтянах своих родственников, с которыми давно утеряна связь. Таким образом нам удалось связать ветви семьи! В другой похожей истории воссоединились люди, живущие в Германии и Израиле.

Расскажите, чего вам удалось добиться за четыре года?

За это время мы собрали порядка 2100 имен; много архивных документов; дополнили данные анкет Яд-Вашем, которые до нас подавали другие люди. Помогли фонду «Холокост» в издании книги, посвященной фронтовым письмам. Объяснили многим евреям, которые интересуются историей своей семьи, как найти биографические сведения о погибших родственниках.

Мы продолжаем набирать волонтеров и людей, которые располагают информацией о жертвах холокоста, помогаем заполнить анкеты и листы для Яд-Вашем. Если мы не сделаем это прямо сейчас, то можем уже не успеть. Иногда я звоню дедушкам и бабушкам, с которыми общалась четыре года назад, но они уже не берут трубку…

Антонина Фролова
Фото: Илья Иткин