Риелтор человеческих душ
— Еврейские общины на постсоветском пространстве целиком и полностью состоят из «баалей-тшува», неофитов, которые выросли в нерелигиозном окружении. В чем специфика работы шадханов с этой аудиторией?
Шидухами занимается сам Всевышний, мы просто помогаем. Это как с квартирами: можно перебрать кучу вариантов самостоятельно, на сайте типа «Циан», а можно нанять риелтора, который за тебя будет решать все вопросы. Что касается специфики, мы занимаемся теми вопросами, которые в классических ультрарелигиозных семьях решают родители с обеих сторон. Они проверяют родословную, выясняют, есть ли проблемы со здоровьем и так далее. Родители «баалей-тшува» этим не занимаются, поэтому шадханы делают это по своим каналам.
— С какими раввинами вы советуетесь?
Во-первых, мой муж — очень мудрый человек, он мой личный коуч, я постоянно с ним консультируюсь. Мы советуемся с раввином Бен-Ционом Зильбером, раввином Ашером Кушниром. Когда есть сложные ситуации в шидухе, я прошу благословения у своего, Карлинского ребе. Он каждый день принимает посетителей, выделяя для этого час. Я звоню и прошу благословения. Постоянно занято, гудки, и вдруг дозваниваешься. Ребе задает самые разные вопросы — сколько лет ребятам, кем они работают, кто их родители.
— Приходит юноша и говорит, что хочет найти хорошую еврейскую девушку. Что происходит дальше?
Я задаю ему целый ряд вопросов, которые помогут понять и мне, и ему, кем он является и кого ищет.
— Как знать, говорит ли он правду? Вы звоните его родителям?
Нет, его учителям. «Баалей-тшува» часто являются белыми воронами в семье, им приходится бороться за соблюдение религиозного образа жизни, и родственники могут резко отреагировать на мой звонок. Я работаю со студентами молодежных программ типа Stars и Olami Moscow, поэтому информация перепроверяется через их преподавателей и раввинов.
Далее я записываю варианты шидухов, провожу мозговой штурм, могу привлечь и учителей. Всё выясняем, и тогда я назначаю парню и девушке первую встречу. Телефоны друг друга стараюсь не давать, чтобы процесс не пошел на самотек. Иногда делаю исключение, но предупреждаю, что в этом случае не беру на себя ответственность за исход событий. Если через полгода девушка потребует разобраться: «Мы уже столько времени встречаемся, а он не сделал мне предложение» — помочь я не смогу. Шидух и отношения — разные вещи. В шидухе участвует шадхан, он, что называется, авторизованный посредник, который следит за процессом и пытается влиять на него.
— Залог успеха в шидухе — это…
Здоровая самоидентификация. Стабильная самооценка, уверенность в своем предназначении. На первой встрече шадхан объясняет цель построения семьи и спрашивает, кого ищет претендент или претендентка. Богатого мужа? Долго такая связь не продлится. Красивую жену, чтобы выходить с ней в свет? Это нездоровое отношение. Мы стараемся ознакомить молодых людей с еврейским взглядом на семью. Еще я сразу прошу, чтобы негативные оценки шли через меня. Парень ковыряется в носу? Девушка должна жаловаться не ему самому, а шадханит.
Ах, эти первые свидания
— Современные технологии, например свидания при помощи Zoom, в вашей работе применяются?
Если люди живут далеко друг от друга, мы разрешаем до двух раз встречаться по видео. Один из первых вопросов: готов ли человек переехать. На третий раз мы настаиваем на личной встрече. За три встречи можно понять, подходит ли тебе человек, хочешь ли ты с ним создать семью. Если девушке не сделали предложение за эти три встречи, продолжения, скорее всего, не будет. Бывает, что пары тянут, пытаются присмотреться дополнительно, но обычно это заканчивается на четвертой встрече.
Если я вижу, что ребята готовы, им больше нечего выяснять, я задаю вопросы, ответы на которые помогают им понять, надо ли предпринимать дальнейшие шаги. Есть нерешительные по характеру люди, да и все мы боимся изменений. Поэтому я задаю вопрос: «Что еще тебе нужно выяснить, чтобы сделать ей предложение?» Ответ не нужен прямо сейчас, можно подумать пару дней.
Был случай, когда молодой человек позвонил через несколько дней и сказал: «А я уже сделал ей предложение, поздравьте меня». Он понял, что больше ничего не надо выяснять. Другой случай — парень в общине лет с 20 хотел жениться, я в процессе напрямую не участвовала, только консультировала. Ему реально было тяжело взять ответственность на себя: его родители не были примером идеальных отношений. Потом он познакомился с девушкой, которая жила в Израиле. Полгода длилась история, они сходились и расходились, он делал предложение несколько раз, она отказывала. Видно было, что они половинки друг друга, просто надо поднажать.
Я посоветовалась с мужем, и он ответил: «Просто купи ему билет». И тут случилась пандемия, границы закрылись. Три месяца парень ходил с нами вокруг пруда возле дома, мы его поддерживали, и, как только открылись границы, помогли организовать документы при неработающем посольстве. Он вылетел в Израиль, не имея гражданства, и там молодые сыграли свадьбу на открытом воздухе (из 10 человек). Слава Б-гу, их семье скоро исполняется год.
— Бывали ситуации, когда шидух приходилось прерывать?
После двух встреч по видео ребята друг другу понравились, решили встретиться. Парень вечером поехал на вокзал, купил билеты. Звонит девушке и говорит, что утром будет в ее городе. Она отвечает, что утром встретиться не может и днем тоже, а сможет только вечером. Парень звонит мне: «Мы же с ней договаривались заранее, тем более что она не работает с 8:00 до 18:00, она фрилансер». Сразу же перезваниваю девушке, а она говорит: «А пусть немного подождет, время ожидания дает человеку возможность подумать. Я могу встретиться с ним раньше, но не хочу».
Когда я проводила собеседование с этим парнем, он сказал, что для него особенно важна искренность. Тут была неискренность, мы решили, что ехать не надо. Он сдал билет, с горя позвонил какой-то прежней подруге, которую много лет не видел, и спросил, можно ли приехать. Та ответила положительно. Они поженились.
Прививка от ассимиляции
— Есть какие-то характерные для российских евреев требования к противоположной стороне?
Жутко мешает фраза-паразит «Это не мой типаж», которая произносится еще до первого свидания. Это антипод еврейской модели мышления. Чтобы жениться, нужно встречаться. Встречи гарантируют опыт. Нельзя зайти в инстаграм девушки и решить, твой она типаж или нет. А вдруг ее аккаунт ведет SMM-менеджер? Встречайся и разговаривай.
У людей негативные установки по поводу женитьбы как таковой: мол, лишение свободы. Возможно, это влияние отрицательного опыта собственной семьи или семьи друзей. Часто люди считают создание семьи способом удовлетворить свои потребности, ищут легкой жизни и не встречают на шидухе человека, который им эту жизнь подарит. Но семья — это работа, пара должна быть готова к работе над собой. Семья — катализатор роста.
— Этнические различия играют роль?
У всех московских шадханов одна цель. Наша работа — прививка от ассимиляции. Еврей и еврейка поженились, их дети останутся евреями и продолжат традицию, это и есть главная цель. Изначально мы стараемся направить человека к своим: дербентских — к дербентским, украинских– к украинским. При этом сегодня у многих менталитет размыт: если ашкеназы жили среди горских евреев или горские выросли в Москве. На первых встречах с кандидатами я выясняю, насколько семья имеет влияние на их решения.
Разведенным стараемся делать шидухи с разведенными, неженатым — с незамужними. У большинства горских евреев есть требование: «домашняя девочка». В смысле, девственница.
— Учитывая, что к вам обращаются и нерелигиозные кандидаты, как быть, если шидух перерастает в интим?
Мы прямо об этом не говорим, но подразумеваем, что интимных отношений не будет хотя бы до помолвки. Понятно, что лучше не спать с партнером, пока не принято решение, что хочешь провести с ним оставшуюся жизнь. Если вы уже приняли решение о женитьбе, это ваше дело, вы люди взрослые. Кстати, на первом свидании я не советую есть. В Торе интимные отношения и еда — однокоренные слова. Про Рахав, которая «кормила» посетителей, написано, что она была хозяйкой то ли борделя, то ли ресторана. Еда очень сильно сближает.
— Сколько лет вашим клиентам?
Я отвечаю за еврейские студенческие проекты, сотрудничаю со всеми структурами, включая Yahad, «Тора ми-Цион», «Бейт Аарон», СТМЭГИ. Таргетинговая аудитория — девушки до 30 и парни до 35. Я верю, что, если они не женились до этого возраста, у них есть отмазка: учеба, карьера. По опыту: если претенденты приближаются к 40летней черте, с такими людьми работать сложнее, там есть какая-то веская причина, больше сил уходит.
За работу денег не беру
— В Израиле работа шадханов хорошо оплачивается. Что в России?
Считается, что шадхана надо отблагодарить. Размер благодарности зависит от желания человека и уровня его состоятельности. Я за работу денег не беру, это не мой основной источник дохода. Несколько раз видела людей, которые с опаской спрашивали о цене, поскольку другие шадханы озвучивали им крупные суммы: «Сначала заплати столько-то, чтобы мы посмотрели на тебя, потом столько-то за шидух, а потом помесячная плата, пока не женишься». У меня никакого прайса нет.
— Как вы сами познакомились с будущим супругом?
Через шадхана, но несознательно, что называется. Нас познакомил Александр Вольфович Нихинзон, муж шадханит Марины Нихинзон. К Александру Вольфовичу приходят все евреи Москвы — заказать чтение поминальной молитвы «кадиш», еще что-нибудь. Он знает всех, и религиозных, и светских. Я там по воскресеньям работала в «Тора ми-Цион», и Нихинзон постоянно предлагал очередного юношу. У меня была карьера в американском посольстве, я работала бухгалтером, ждала повышения. Мне было 19 лет, я думала, что семья — это катастрофа, дети. Но Нихинзон не отставал, и я решила один раз согласиться для приличия, а на шидухе устроить фееричное шоу. Чтобы Александру Вольфовичу позвонили и сказали: «Да кого вы нам предложили?!»
Так я и сделала. Точнее, пыталась, но ничего не вышло. Я назначила встречу на раннее утро. На встрече уверенно заявила: «Мы, скорее всего, друг другу не подходим, надо будет всё соблюдать, я же религиозная». Притом что на свидание пришла в брюках и в то время соблюдала шаббат лишь чуть-чуть. Претенденту я сказала: «Ты шаббат точно не согласишься соблюдать», а он улыбнулся: «В принципе на один день отказаться от телефона и уделять внимание семье — это очень здорово». В общем, и тут отвертеться не получилось. Про кашрут жених тоже ответил, что не против. Ведь готовить всё равно буду я, а ему главное, чтобы вкусно кормили. На третьей встрече я уже получила предложение руки и сердца. Первый мой шидух — и сразу замужество. Я благодарна Творцу, Александру Вольфовичу и особенно моему дорогому мужу за эту встречу.
— На каком этапе вы решили заняться шидухами?
С тех пор как 12 лет назад мы открыли общину на Юго-Западе. Община — это люди, люди — это жизнь. Еврейская жизнь — это свадьбы, обрезания, бар-
мицвы. Свадьбы являются результатом знакомств, а у евреев знакомства традиционно проходят через третьих лиц, даже светские стараются разузнать: «А что за семья, откуда, какая репутация?» Спрашивают у того, кто всех знает. Как Александр Вольфович всех, так и я.
— И вы взяли на себя ответственность.
Она сама меня взяла в оборот, эта ответственность. Мой первый шидух выглядел так. На обрезание нашего сына пришли девушка и парень, про которых я знала, что они ищут шидух. Они стояли за баром спинами друг к другу, и вдруг я поняла: «Вот же оно!» Они совершенно разные, небо и земля, я жутко боялась, что они не захотят встретиться. Но, к моему удивлению, они согласились. Через три недели была свадьба.