Игорь Вайсбурд: El-Al — полет на высоте

Генеральный представитель авиакомпании «Эль Аль израильские авиалинии» Игорь Вайсбурд не сразу может ответить на вопрос, где же он живет, — его ответственность распространяется не только на Россию, но и на другие страны Восточной Европы, а значит — постоянные перелеты и командировки. О легендарной службе безопасности, о том, кто летает в Израиль, и почему пассажиры выбирают место у окна

Ольга Есаулова
Фото: Илья Иткин

Евреи в авиации

Попасть в авиацию, имея фамилию Вайсбурд, было трудно. Но, хочу сказать, что вся моя жизнь, начиная с 18 лет, связана с авиацией. Я всегда знал, кем хочу быть. Евреев в авиации, как в военной, так и в гражданской, можно сосчитать по пальцам. Так было всегда. А я страшно хотел попасть в авиацию, и, конечно, путь был не из легких, скидок мне никто не делал — наоборот. Поэтому победой для меня является уже тот факт, что я все же стал летчиком. До сих пор это очень ценю. И я знаю, что авиация в моей жизни будет присутствовать всегда тем или иным образом. 

Когда-то я мечтал быть частью авиации, а сегодня в зоне моей ответственности как представителя авиакомпании — Россия и страны Восточной Европы. Это и Киев, и Варшава, и Москва, вся Прибалтика, вся Средняя Азия, Грузия, Белоруссия.

О профессионализме экипажа

Самое главное для летчика — профессионализм. Профессионал, в моем понимании, это человек, который безукоризненно знает материальную часть. Он безукоризненно знает все авиационные законы, постоянно совершенствует знания, держит себя в тонусе и понимает уровень своей ответственности. Настоящий профессионал должен знать свои действия на случай любой чрезвычайной ситуации, даже если он никогда не сталкивался с ней в реальности. Эти навыки должны быть доведены до автоматизма. Все пилоты «Эль Аль» — выпускники военных авиационных училищ, потому как гражданских в Израиле просто нет. 

Я слышал озвученную одной пассажиркой причину выбора нашей авиакомпании: «Если самолет не может посадить пилот “Эль Аль”, то никто не сможет». Это тоже показатель доверия к профессионализму компании. 

Что касается бортпроводниц, то их отбор также очень непростой. Сюда входят и физическая и медицинская подготовка, и знание языков, и умение общаться с пассажирами. Требования к кандидаткам, желающим выйти в рейс авиакомпании «Эль Аль», — очень высокие. 

О пассажирах

Не думаю, что пассажиры разного происхождения и национальности сильно друг от друга отличаются. Но вот что абсолютно точно проверено, так это то, что человек себя ведет по-разному при полете рейсом своей национальной компании и чужой. Израильтяне, например, на борту авиакомпании «Эль Аль» чувствуют себя как дома. 

Пассажиропоток и туризм в Израиль

И мы, и наши партнеры ощущаем, что закрыты популярные для России направления, такие как Турция, Египет. На сегодняшний день мы наблюдаем нехватку емкостей, несмотря на то что задействовано много больших самолетов. Более того, израильтяне сейчас разрабатывают серьезную туристическую программу. У нас были встречи с Министерством туризма Израиля, и мы высказали свои пожелания и мнение на этот счет. И сейчас ведется работа по созданию туров All inclusive, которая приведет к увеличению потока туристов в Израиль. Уверен, это будет очень заманчивое предложение, тем более что израильтяне умеют быстро перестраиваться, почти на ходу. 

Кто и когда летает в Израиль?

Как правило, жаркие месяцы для нас менее активны. Высокий сезон обычно начинается с сентября, когда погода помягче и начинаются еврейские праздники. То есть пиковые нагрузки выпадают на сентябрь, октябрь, декабрь. Потом идет спад, а с марта по май опять подъем. Если анализировать страны Восточной Европы, то лидирует по полетам в Израиль, конечно, Россия. Ежедневно из Москвы в Израиль улетают 3–4 рейса «Аэрофлота» и до трех рейсов «Эль Аль». 6–7 рейсов в день. 

Когда пассажир хочет сесть у открытого окна

В моей практике, конечно, было много забавных историй. Расскажу одну из них. Вылетал я как-то из Тель-Авива и в очереди на регистрацию услышал, как один мужчина громко возмущается на иврите, потому что он забронировал место, а ему его по какой-то причине не предоставляют. Я его спрашиваю: «В чем дело? Может, я могу вам помочь?», а он мне в ответ: «Да что ты можешь, не вмешивайся!» Я подошел к стойке регистрации и узнал у сотрудницы, в чем дело. Оказалось, пассажир действительно просил место у окна, но из-за какой-то технической неполадки ему досталось место у прохода. И других мест нет. Тогда я попросил ее отдать мужчине мое место у окна, а меня пересадить на его. Сотрудница сообщила это пассажиру, он очень обрадовался, начал меня благодарить и сказал: «Понимаете, у меня астма. Мне врач сказал сидеть возле открытого окна». 

О легендарной службе безопасности

К моему глубочайшему удовлетворению, люди стали понимать, что работа службы безопасности авиакомпании «Эль Аль» — это не минус, а плюс. Мы всегда стараемся, чтобы служба безопасности никогда не приносила пассажирам никаких неудобств, хотя, конечно, мы получали разные отзывы, особенно раньше. Но я всегда привожу пример. Когда мы встречаем в аэропорту Бен-Гурион различные делегации, то проводим эксперимент — ставим сумку или портфель в неприметное место и засекаем время. Так вот, если в течение пяти минут возле сумки не оказываются 5–6 сотрудников службы безопасности, то это повод для серьезных разбирательств и выводов о профпригодности персонала. 

Случайных людей в этой структуре нет. Для того чтобы поступить на работу в службу безопасности, человек должен пройти собеседование и очень тщательный отбор, он должен великолепно знать английский язык, дружить со спортом. После этого, при успешном прохождении первого этапа, кандидата отправляют в Израиль на несколько месяцев для прохождения учебного курса, после которого следует экзамен. Сдать этот экзамен удается далеко не всем. Было немало случаев, когда кандидат вроде подходящий, с высшим образованием, с хорошим английским, но экзамен не сдает. 

Это работа с колоссальной ответственностью и напряжением. Поймите, насколько это серьезно. Бывали случаи, когда самолет возвращали с полосы обратно, потому что у службы безопасности появлялись вопросы, решение которых требовало сделать дополнительную проверку. Сегодня мы можем гордиться тем уровнем безопасности на земле и в воздухе, который мы обеспечиваем. 

О клиентском сервисе

Мы постоянно работаем над улучшением сервиса. Сейчас активно идет подготовка к тому, чтобы на каждом самолете был интернет. У нас есть клуб постоянного пассажира, который дает множество опций и привилегий. Регулярно проходят разнообразные акции, существует гибкая ценовая политика. 

Немаловажно, что наша авиакомпания улучшает не только сервис для пассажиров, но и уровень сотрудников. Это значит, что и летчики, и бортпроводники проходят различные курсы и тренировки, повышают свою квалификацию. В конечном итоге профессионализм наших сотрудников сказывается на высоком уровне обслуживания пассажиров. Все вместе это составляет особый почерк «Эль Аль» — национальной авиакомпании Израиля.