Иерусалимская синагога Хурва — украшение Старого города. Это здание с многовековой и очень драматичной историей. Его разрушали и восстанавливали три раза. И каждый раз оно возрождалось прекрасней прежнего
Наступления 5408 (1648) года с нетерпением ждал весь мир. Каббалисты предрекали, что именно он станет началом геулы — конечного избавления. Ведь в святой книге «Зоар», в главе «Толдот» сказано: «В шестое тысячелетие, по истечении четырехсот восьми лет, все обитающие в земле (т. е. погребенные — прим. ред.) восстанут к жизни, ибо сказано: «В этот йовель каждый возвратится к своему наделу (т. е. к своей душе — прим. ред.)» (Ваикра 25:13).
В те дни знаменитый каббалист из Хеврона рав Авраам Азулай в своем комментарии на «Зоар» писал: «Из-за наших грехов мы уже пропустили многие сроки, предназначенные для конечного избавления, — но уж 5408 год не пройдет даром». Ему вторил рав Йехиэль-Михл из украинского города Немирова: «Числовое значение слов «хевлей Машиах» («родовые муки» эры Машиаха — прим. ред.) — 408».
Но, вопреки всем ожиданиям, именно этот долгожданный 5408 год ознаменовался для евреев Польши и Украины тяжкими бедами и страданиями. В тот год казаки под предводительством Богдана Хмельницкого уничтожили сотни еврейских общин. По оценке еврейского летописца, в период хмельнитчины погибло свыше полумиллиона евреев (значительно больше, чем от всех крестовых походов). Раби Шабатай А-Коэн (Шах), которому удалось уцелеть в этой кровавой бойне, писал: «В год, когда моему воображению рисовался первосвященник из потомков Аарона, входящий в святилище Иерусалимского Храма, благая надежда превратилась в скорбь».
Но вдруг самые смелые предсказания каббалистов начали сбываться. Казалось, на востоке засияла заря конечного избавления. Уроженец турецкого города Измир, 22-летний каббалист Шабтай Цви, произнес в синагоге, при большом скоплении молящихся, четырехбуквенное Имя Всевышнего — то самое Имя, которое разрешалось произносить лишь первосвященнику Иерусалимского Храма один раз в году, в Йом-Кипур, при вступлении в Святая Святых. Своим поступком юный возмутитель спокойствия как бы объявлял, что эпоха Машиаха уже наступила. Вслед за этим молодой каббалист посетил многие города Турции и Египта. Повсюду он приобретал учеников и сторонников. В Каире Шабтай Цви женился на девушке из Польши, осиротевшей во время казацкой резни, — она утверждала, что ей было предназначено свыше стать женою Машиаха.
Начинало казаться, что невероятные страдания хмельнитчины были лишь «родовыми муками», ведущими к избавлению.
В те дни один из ближайших учеников иерусалимского раввина Яакова Хагиза по имени Натан Ашкенази объявил, что достиг ступени пророчества, и передал сообщение, полученное, по его утверждению, с Небес: Машиах уже явился и его имя — Шабтай Цви.
Вскоре новоявленный «пророк» (его стали называть Натан Газати — «Натан из Газы») встретился с Шабтаем Цви, и в 5424 (1664) году они вместе со своими сторонниками прибыли в Иерусалим, чтобы возобновить жертвоприношения на Храмовой горе. Но иерусалимские раввины им не поверили, отлучили от общины и изгнали из святого города без права возвращения. Они разослали по всему миру письма с предупреждением о появлении лжемашиаха и его лжепророка.
Тогда Шабтай Цви возвратился в Измир, чтобы там публично «открыться». На Рош ха-Шана, под звуки шофара, он провозгласил себя Машиахом из рода царя Давида. Толпа, в которой было множество сторонников самозванца, с ликованием встретила эту весть. Несмотря на решительные протесты раввинов, люди устраивали торжественные шествия, пели и плясали на площадях города, кричали: «Да здравствует наш царь-Машиах Шабтай Цви!» В синагогах проводили специальные молебны в честь новоявленного «машиаха», а всех сомневающихся и противостоящих ему объявляли еретиками и подвергали жесточайшим преследованиям — в том числе и раввинов, стоявших во главе измирской общины.
В 5426 (1666) году Шабтай Цви отправился во главе своих сторонников в Стамбул, чтобы сместить турецкого султана и освободить землю Израиля от чужеземного ига. Волнение охватило всю Европу — самые нетерпеливые продавали недвижимость и готовились отплыть в Святую землю вместе с войском «машиаха». Даже христиане с напряженным вниманием следили за развитием событий, ведь их теологи давно утверждали, что именно в 1666 году — в год «трех шестерок» — должно произойти «второе пришествие, и Мессия воцарится в Иерусалиме».
Однако по прибытии в Стамбул Шабтай Цви был арестован турецкой полицией и под страхом смерти принял ислам. Заря надежды вновь сменилась для евреев горьким разочарованием.
Вероотступничество Шабтая Цви, а затем и его бесславная смерть в изгнании отрезвили многих его поклонников. Но оставались и преданные последователи.
Синагогу построили и сожгли
Жил в местечке Шидловец под Гродно магид (проповедник) раби Йеуда Сегаль А-Леви, прозванный Хасидом. Он был серьезным знатоком Торы и отличался праведным образом жизни, за что и получил свое прозвание.
И вот однажды в Шидловец приехал некий Цадок из Гродно — убежденный последователь лжемашиаха. Таких в Европе называли «шабси» — от имени Шабтай. Он сумел уверить раби Йеуду Хасида, что Шабтай Цви не умер, а только «скрылся» и вскоре обязательно откроется вновь.
Йеуда Хасид пришел к выводу, что конечное избавление уже так близко, что евреям следует возвратиться из стран изгнания на свою Святую землю и там ожидать Машиаха. Он начал призывать к полному раскаянию (тшуве) и особому благочестию.
Вокруг него сложилась «община благочестивых». В ней для достижения полного раскаяния проводились многочисленные посты и особые аскетические упражнения, упомянутые в учении великого каббалиста Аризаля. Члены общины спали на земле и очень недолго — всего час или два, зимой окунались в ледяную микву, растирались снегом. Они ели только после захода солнца — и то лишь хлеб и, когда была, зелень. Особенное внимание в общине уделялось изучению книг каббалы.
Весной 5459 (1699) года раби Йеуда Хасид отправился с группой своих последователей — «хасидов» (около 30 семей) — по общинам Европы. Он призывал к тшуве и к восхождению в Иерусалим. Его речи производили очень сильное впечатление. Мощное воздействие на слушателей оказывал и сам его облик — красивое одухотворенное лицо, величественная фигура, исключительно сильный голос и белоснежный саван.
Под влиянием его речей многие распродавали имущество и присоединялись к нему с женами и детьми. Среди присоединившихся были и выдающиеся знатоки Торы — даже главы крупных общин и руководители ешив.
Когда община раби Йеуды Хасида пришла в Вену, в ней было уже полторы тысячи человек. В Вене им посчастливилось найти единомышленника в лице казначея австрийского двора рава Шмуэля Оппенгеймера — одного из самых состоятельных и влиятельных евреев Европы. Он арендовал два корабля, на которых «благочестивые» могли доплыть по Дунаю до Черного моря, а оттуда, через порт Константинополя, выйти в Средиземное море и добраться до берегов земли Израиля. Но община была столь велика, что все на корабли не уместились. Большинство во главе с раби Йеудой Хасидом отправилось пешком в Венецию, чтобы, собрав необходимые средства, отплыть оттуда.
В месяце элуль 5460 (1700) года корабли отправились из Венеции к берегам земли праотцов.
За месяцы пеших странствий и в плавании погибли около пятисот человек, около тысячи достигли святого Иерусалима.
Раби Йеуда Хасид прибыл в святой город в первый день месяца хешван 5461 года (14 октября 1700 г.) и сразу с юношеской энергией начал благоустраивать своих измученных дальней дорогой спутников — он арендовал для них жилье и обеспечивал их пропитанием.
В тот же день он приобрел большой участок земли с древними руинами, в которых никто не жил. По преданию, двумя веками раньше там располагалась небольшая община евреев, приехавших из Европы, и стояла синагога. Затем квартал разрушили, но память осталась. Арабы и немногочисленные евреи Иерусалима называли это место Дир эль-Ашкеназ — Ашкеназский двор.
Теперь прибывшим вместе с раби Йеудой казалось, что их лидер оживит древние руины и вот-вот откроется Машиах.
Иерусалимское предание сообщает, что в канун первого шаббата раби Йеуда Хасид собирался отправиться к сохранившейся Западной стене Храма, и тогда, как он верил, придет Машиах. Перед тем как отправиться к храмовой стене, он окунулся в микву, но сразу после этого неожиданно почувствовал себя плохо. Он был вынужден слечь и пролежал до утра. Но утром ему показалось, что он поправился. Он участвовал в общей молитве и даже извинился перед всей общиной за то, что вечером доставил столько беспокойства. Однако через полчаса после молитвы он вновь слег и вскоре потерял речь, а через день умер.
Община осиротела. Большинство из новоприбывших были больны после длительных скитаний по морю и по суше. У многих еще не было крыши над головой, а начиналась зима. Деньги и продукты быстро закончились, а новых переводов из-за границы не поступало.
Немногочисленные евреи, жившие в Иерусалиме до них (всего около двухсот человек), разумеется, не могли прокормить тысячу вновь прибывших.
Постепенно значительная часть спутников раби Йеуды Хасида разбрелись по другим городам, а некоторые поселились в турецких общинах шабтианцев или возвратились в Европу.
Но те, кто остался в Иерусалиме, все-таки сумели отстроить на приобретенном участке синагогу. Деньги на строительство взяли в долг у иерусалимских арабов. Большая часть средств ушла на взятки чиновникам.
Община, основанная раби Йеудой Хасидом в Иерусалиме, просуществовала всего около двадцати лет.
Долги, взятые у арабов под большие проценты, неуклонно росли, и погасить их было уже невозможно.
В месяце хешван 5481 (1720) года разъяренные кредиторы напали на Ашкеназский двор и сожгли синагогу, а с ней — около сорока свитков Торы. Именно тогда это место стали называть «руинами раби Йеуды Хасида» или просто «Хурва».
Синагога имени Ротшильда
Турецкие власти вынудили ашкеназских евреев покинуть город, и в течение девяти последующих десятилетий евреи из Европы не могли селиться в Иерусалиме. Осмелившихся сразу арестовывали и бросали в долговые ямы, так как арабы считали своими должниками буквально всех ашкеназов.
Но в 5570-х (1810-х) годах в святой город начинают проникать ученики Виленского Гаона. На первых порах им приходилось облачаться в одежды сефардских евреев. Постепенно сложилась целая община, и ее глава раби Менахем-Мендл из Шклова сумел выкупить у арабов подворье, где когда-то стояла синагога раби Йеуды Хасида. Это было сделано с дальним прицелом, так как мусульманские власти разрешали строить новые синагоги только там, где когда-то уже была синагога.
В 5597 (1837) году, уже после смерти раби Менахема-Мендла, его ученики возвели на этом месте небольшой дом молитвы и назвали его «Менахем-Цион» («Утешитель Сиона»). Община быстро росла, и уже в 5600 (1840) году начали разбирать древние развалины на Ашкеназском дворе, чтобы подготовить фундамент для строительства большой синагоги. В конце концов удалось добиться аннулирования старых долгов и при содействии известного еврейского финансиста и филантропа сэра Монтефиоре получить официальное разрешение на строительство.
Средства собирали по всему миру, но особый вклад внес банкирский дом Ротшильдов. Первый камень заложил барон Альфонс де Ротшильд.
Строили семь лет. В месяце элуль 5624 (1864) года синагога была открыта. Ее назвали, как и обещали Ротшильдам, «Бейт Яаков» («Дом Яакова») — в честь одного из основателей династии барона Джеймса (Яакова) Ротшильда. Но среди иерусалимцев официальное название не прижилось, и новую синагогу стали называть «Хурват раби Йеуда Хасид» («Руины раби Йеуды Хасида») или просто «Хурва» («Руины»).
В течение многих десятилетий «Хурва» была главной синагогой последователей Виленского Гаона и всех выходцев из литовского края. Рядом с ней возник целый комплекс основных общинных учреждений — раввинский суд, большой Бейт А-Мидраш (Дом Учения) и знаменитая ешива «Эц Хаим», в которой учились многие юноши, ставшие великими мудрецами.
На этот раз синагога простояла почти столетие. В 5708 (1948) году, в результате Войны за независимость, Старый город оказался в руках иорданского легиона. Арабы разрушили на территории Старого города 58 синагог, в том числе «Хурву».
Только после Шестидневной войны, когда это место возвратилось к евреям, появилась возможность вновь возродить древние развалины.
В 5737 (1977) году на месте «Хурвы» возвели памятную арку, а в начале 5760-х (2000-х) годов приступили к большому строительству. Новое здание возводили точно по модели «Хурвы», разрушенной иорданцами. В возрожденной синагоге даже сохранили уцелевшие фрагменты старинных стен.
Весной 5770 (2010) года синагогу открыли. Это было ее как минимум третье возрождение. Синагогу называют ее прежним именем: «Хурват раби Йеуда Хасид» — «Руины раби Йеуды Благочестивого». jm